<<
>>

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПРИСОЕДИНЕНИЯ ГРУЗИИ К РОССИИ

ноговековая упорная борьба грузинского на- Р°Да с помощью и при поддержке народов /ІЖЖІ1) России против иностранных захватчиков за-

вершилась политическими актами о присоеди- ~ нении к Российской империи отдельных феодальных государств Грузии.

В 1801 г. в состав Русского государства вошло Картлийско-Кахетинское царство, В 1803 г. приняло покровительство княжество Мегрелия. В 1810 г. к России присоединилась последняя опора антирусской группировки феодальной знати в Грузии— Имеретинское царство, а также княжества Гурия, Абхазия и позднее Сванетия. Таким образом, после 400-летней политической и экономической раздробленности Грузия вновь воссоединилась в составе Российской империи. Правда, владетельные князья Западной Грузии некоторое время сохраняли относительную независимость, но вскоре их автономные права были упразднены.

Несмотря на то что грузинский народ оказался под игом самодержавия, под властью которого стонал и русский народ, и вопреки жестокой колониальной политике, которую проводил царизм в Грузии, опираясь на определенную часть грузинских феодалов, и прежде всего путем военно-бюрократических методов управления, присоединение Грузии к России имело огромное прогрессивное значение для грузинского народа.

Буржуазно-националистическая историография отмечает только отрицательные стороны учреждения новых форм управления в Грузии, акцентирует внимание на

проявлениях военно-оккупационного режима царизма, рассматривает новый порядок управления лишь как средство национально-колониального гнета и замалчивает прогрессивные социально-экономические последствия добровольного присоединения Грузии к России.

Между тем новая политическая система была более совершенной, чем прежняя, и в корне подорвала старую, феодальную систему «сатовадо», которая способствовала разжиганию внутренней междоусобицы и препятствовала экономическому развитию страны.

Огромное значение присоединения Грузии к России выражалось и в том, что Грузия уже не была больше одинокой в борьбе против внешних врагов. Вступление в состав Русского государства избавило грузинский народ от систематических вторжений иноземных захватчиков и грабительских набегов дагестанских феодалов, доводивших страну до разорения, а некоторые провинции до полного опустошения. Классик грузинской литературы и общественный деятель Илья Чавчавадзе писал: «С этого замечательного дня Грузия обрела покой. Покровительство единоверной страны рассеяло страх перед внешним врагом, довлевший над Грузией. Пребывавшая в постоянной тревоге, истерзанная страна обрела покой, избавилась от войн и нашествий, от разорений и погромов... Настала новая пора... мы вступили в пору мирного существования» Г

Обезглавив реакционную феодальную группировку, правительство России избавило грузинский народ от губительной братоубийственной междоусобицы и анархии, использовать которые в своих интересах стремились шахский Иран и Османская империя, а также стоявшая за их спиной английская и французская буржуазия. Поэтому присоединение Грузии к России имело важное международное значение и нанесло удар по агрессивным планам Ирана и Турции в Закавказье, которые разделялись и поддерживались Англией и Францией.

С помощью русского народа сбылась вековая мечта грузинского народа: в результате ряда победоносных кавказских войн против Турции и Ирана Грузия была в значительной степени восстановлена в своих исторических границах. Центром движения за воссоединение всех грузинских земель стала Восточная Грузия.

С воссоединением Джаро-Белакани, Джавахети, Самцхе-Саатабаго, а несколько позже Аджарии и побережья Черного моря с удобными гаванями — Сухуми, Поти, Батуми, откуда раньше велась «оживленная» торговля пленными, Грузия вновь обрела возможность выхода к Черному морю. Таким образом, для Грузии открылись важные пути, связавшие ее с Россией, с государствами Ближнего Востока и Европы.

Культурному и хозяйственному подъему Грузии, вовлечению ее в общероссийский и европейский товарообмен способствовали правительственные мероприятия по реконструкции и благоустройству таких имевших не только стратегическое, но и хозяйственное значение дорог, как Военно-Грузинская, пути через Сурамский перевал в Западную Грузию, из Тбилиси в Гянджу, Гори, Цалку и др., а также по строительству мостов, переправ и т.

п. Для расширения экономических и торговых связей центра Закавказья с промышленными центрами России большое значение имело открытие судоходства по реке Куре от Соляни до Мингичаури, откуда грузы сухопутным путем доставлялись в Тбилиси, а также по реке Риони до Орпири. С 50-х годов XIX в. началось регулярное судоходство по Черному и Каспийскому морям. Немаловажную роль играло установление почтовой связи с крупными городами России.

Возрастал ввоз в Грузию промышленных товаров из России и из-за границы, а торговый капитал постепенно сосредоточивался в руках местных купцов. Оживление торговли и ремесел стимулировалось урегулированием таможенных пошлин, введением русской денежной системы, а также пребыванием в Грузии русских войск и правительственных чиновников.

Решающее значение имел тот факт, что Русское централизованное государство спасло грузинский народ, находившийся на грани физического уничтожения. Резко сократилась и затем полностью прекратилась торговля пленными, которая губительным образом сказывалась на производительных силах Грузии. Кроме того, принимались энергичные меры против стихийных бедствий — голода и эпидемических заболеваний. После присоединения к России население Грузии неуклонно возрастало. Так, если в 1800 г. численность населения составляла 75 тыс. человек, то в 1865 г. она возросла до 1 287 тыс. человек. Особенно заметно росли число городов и численность городских жителей, и прежде всего в Тбилиси, который вскоре стал административно-торго- ёьш и культурным центром Грузии и Закавказья, а пб словам К. Маркса, и центральным пунктом русской власти в Азии2.

Относительная стабилизация внутреннего и внешнего положения Грузии способствовала укреплению и развитию сельского хозяйства. К середине XIX в. в связи с возросшим спросом на хлеб значительно увеличился посев зерновых культур за счет возделывания запущенных угодий и освоения новых земель. Принимались меры для восстановления и развития садоводства и виноградарства. Несмотря на господство феодально-крепостнического строя, в деревне постепенно развивались товарно-денежные отношения.

Росло производство на продажу хлеба, вина, табака, хлопка, осваивались новые сорта технических культур (табака, чая, хлопка и др.). Налаживался ввоз в Грузию более усовершенствованных сельскохозяйственных машин. Особое внимание уделялось развитию шелководства и животноводства.

С целью повышения культуры земледелия и животноводства по инициативе грузинских землевладельцев проводились сельскохозяйственные выставки. Был создан Комитет сельского хозяйства Грузии, а в 1850 г. учреждено Закавказское общество сельского хозяйства, издававшее свой журнал и научно-популярную литературу. Эти общественные организации содействовали распространению агротехнических знаний и повышению культуры сельского хозяйства.

Капитализм стал проникать не только в сельское хозяйство, но и в ремесленно-кустарные промыслы. Грузия постепенно становилась рынком сбыта и источником сырья для развивавшейся русской промышленности. В Грузии, и в частности в Тбилиси, появились мануфактурные предприятия, основанные на эксплуатации труда наемных рабочих. В 1850 г. в Тбилиси были открыты механический и чугунолитейный заводы. В Ткибули началась разработка залежей полезных ископаемых. Развивались торговля и товарообмен между городом и деревней. В 1848 г. московские и ивановские фабриканты основали в Тбилиси Общество Закавказской оптовой торговли.

Таким образом, Грузия, связав свою судьбу с судьбой России, стоявшей на более высокой ступени экономического и культурного развития, получила в рамках всероссийского рынка необходимые условия для развития своих производительных сил. На этой основе усилился

Цроцесс общественного разделения труда, возрастало товарное обращение, создавались соответствующие предпосылки для возникновения капиталистического производства.

Несмотря на то что царское правительство проводило политику разжигания вражды между народами, входившими в состав Российской империи, грузинский народ в результате более тесного экономического и культурного общения еще больше сблизился с русским народом, с братскими народами Закавказья и с другими народами России.

В это время огромное значение имел и тот факт, что грузинский народ не испытывал религиозного угнетения, как исповедовавший одну веру с русским народом.

Царское самодержавие вместе с дворянами-помещи- ками жестоко эксплуатировало трудящиеся массы русского народа, но еще большей эксплуатации подвергались входившие в состав Российской империи нерусские народы.

В Грузии царизм прозодил политику насильственной русификации, стеснял развитие грузинского языка и культуры, жестоко подавлял освободительное движение, натравливал народы империи друг на друга. В проведении этой реакционной политики царизму помогали прислужники русской буржуазии — великодержавные шовинисты и грузинские феодально-монархические, а впоследствии и буржуазные националисты.

Но разгул реакции после разгрома Наполеона проявлялся не только в отношении культур нерусских народов, но и в усилении полицейского надзора за русской передовой культурой и революционной общественной мыслью, которая подвергалась беспощадным гонениям со стороны царизма.

Великий Ленин всегда подчеркивал необходимость различать две России: Россию царизма, помещиков и буржуазии и Россию прогрессивных народных масс. «Есть две национальные культуры в каждой национальной культуре, — указывал В. И. Ленин. — Есть великорусская культура Пуришкевичей, Гучковых и Струве,— но есть также великорусская культура, характеризуемая именами Чернышевского и Плеханова»3.

В революционно-освободительной борьбе против царизма и крепостничества, развернувшейся в России в XIX в. и получившей отражение в русской классической литературе и в передовой общественной мысли, ведущую роль играл великий русский народ, его прогрессивные силы. Грузинская культура на протяжении всего периода установления и укрепления культурно-политических связей грузинского и русского народов испытывала огромное влияние русской прогрессивной культуры.

Вопреки колониальной политике царизма демократическая и революционная русская классическая литература помогла грузинскому народу приобщиться к передовой русской культуре, к идеям русского освободительного движения.

Россия являлась источником проникновения в Грузию прогрессивных, революционных идей. Распространителями революционной идеологии были в первую очередь дворянские революционеры, которых царские власти высылали в «южную Сибирь». В движении декабристов принимали участие и некоторые грузины.

Выдающиеся русские ученые, политические деятели, поэты и писатели всегда с большим уважением относились к истории, культуре, быту и обычаям грузинского народа.

Как известно, в Грузии побывали Грибоедов, Пушкин, Лермонтов, поэты-декабристы Кюхельбекер, Бе- стужев-Марлипский, Одоевский и многие другие русские писатели, сыгравшие большую роль в сближении и укреплении связей и дружбы между русской и грузинской культурами.

Александр Сергеезич Грибоедов, находясь на Кавказе, внимательно изучал историю и культуру кавказских народов, добивался преобразования многих областей хозяйственной и культурной жизни грузинского народа. Грибоедову принадлежат проекты о транзитной торговле в Грузии и об устройстве земледельческой, мануфактурной и торговой компаний, о преобразовании системы образования. Грибоедов разработал предложения об организации грузинского ополчения и благоустройстве города Тифлиса. Огромное значение имела деятельность Грибоедова в комиссии по составлению проекта Госсий- ской Закавказской компании. Грибоедов был связан с декабристами, находившимися на Кавказе, и с передовыми деятелями грузинского общества. По его инициативе был налажен выпуск газеты «Тифлисские ведомости» 4.

Для русских поэтов Грузия, по словам В. Г. Белинского, стала «поэтической родиной». Тема Грузии и вообще Кавказа звучала в русской литературе главным образом как тема свободолюбия и борьбы с крепостничеством и самодержавием. В 1832 г. Грузию посетил Александр Сергеевич Пушкин, который в своем «Путешествии в Арзрум» описал народы Кавказа. В частности, оп дал такую характеристику грузинскому народу: «Грузины — народ воинственный. Они доказали свою храбрость под нашими знаменами. Их умственные способности ожидают большой образованности»5.

Горячо любил Кавказ и Михаил Юрьевич Лермонтов, посетивший Грузию в 1837 г. Поэма «Мцыри» начинается эпическим зачином, где он высоко оценивает добровольное присоединение Грузии к России, которое принесло благо обоим народам:

...Сметает пыль с могильных плит,

Которых надпись говорит О славе прошлой — и о том,

Как, удручен своим венцом,

Такой-то царь, в такой-то год,

Вручал России свой народ.

И божья благодать сошла На Грузию! она цвела С тех пор в тени своих садов,

Не опасайся врагов,

За гранью дружеских штыков6.

Выдающиеся представители грузинской литературы рассматривали присоединение Грузии к России как событие величайшего исторического значения. Талантливый грузинский поэт Николоз Бараташвили в поэме «Судьба Грузии» (1839 г.) создал яркий образ царя Ираклия II — патриота и дальновидного государственного деятеля, связавшего судьбу Грузии с судьбой великого русского народа. В стихотворении «Могила царя Ираклия» (1842 г.) он писал:

Как оправдалось то, что ты предрек Пред смертию стране осиротелой!

Плоды тех мыслей созревают в срок,

Твои заветы превратились в дело...

Под нашим небом эти семена Дают тысячекратный плод с десятка,

Где меч царил в былые времена,

Видна рука гражданского порядка 7.

Большой вклад в развитие грузинской общественной мысли внесла плеяда грузинских «шестидесятников» —

Илья Чавчавадзе, Акакий Церетели, Георгий Церетели, Нико Николадзе, Виссарион Габашвили, Кирилл Лорд* кипанидзе и др. В Грузии их называли «тергдалеуле- би» — буквально «испившие воды Терека», т. е. побывавшие в России для получения высшего образования. Их взгляды формировались под влиянием материалистического мировоззрения русских революционеров-демо- кратов — Белинского, Герцена, Чернышевского, Добролюбова. В России они стали активными борцами против царизма и крепостничества, участвовали в революционном движении студенчества, а по возвращении в Грузию находились во главе грузинского прогрессивного движения. Некоторых из «тергдалеулеби» с русскими революционерами-демократами связывала личная дружба, как, например, Нико Николадзе с Н. Г. Чернышевским.

Об огромном влиянии на передовую грузинскую общественность идей русского освободительного движения, русской культуры писал Илья Чавчавадзе: «Нет среди нас ни одного общественного и литературного деятеля, не испытавшего на себе воздействия русской литературы. И неудивительно, русская школа, русская наука открыли нам врата просвещения, и русской литературой высечена мысль наша и направлена на путь движения вперед... Каждого из нас взрастила русская литература, каждый из нас на ее выводах обосновал свои убеждения и поприще своей общественной деятельности выбрал согласно ее выводам»8.

Прогрессивные деятели Грузии видели единственно правильный путь развития своего народа в совместной борьбе с русским народом против царского самодержавия и его политики социального и национального угнетения, за уничтожение сословных привилегий и крепостничества.

В 1865 г. Нико Николадзе поместил в «Колоколе» Герцена статью о положении крестьян в Грузии с резкой критикой царизма. Как и русские революционные демократы, Николадзе писал о большом значении крестьянской общины для проведения радикальных преобразований общественной жизни: «Наилучший идеал государственного и общественного строя, по нашему мнению, ранее всего может осуществиться в России, поскольку русский народ по возможности сохранил главный принцип этого строя — общинность». Исходя ИЗ ЭТОго, Николадзе связывал будущее Грузии с русским народом, с Россией: «По этим соображениям мы думаем, что, поскольку Грузия свяжет свою судьбу хотя бы даже с современной Россией, она скорее получит наилучшее устройство своего положения, чем тогда, когда у нее союзником или покровителем... будет какая-либо нация Европы, не говоря уже о Турции или Иране, которых в Грузии не желает ни один здравомыслящий человек» 9.

Такую же оценку присоединению Грузии к России давали в своих произведениях и публицистических статьях и другие видные писатели и прогрессивные общественные деятели — А. Церетели, Г. Церетели, Я. Гогеба- швили, В. Пшавела.

XIX век в Грузии, так же как и в других составных частях Российской империи, характеризовался чрезвычайным обострением классовой борьбы. Стихийные восстания крестьян расшатывали устои грузинского феодального общества и заставили царское правительство провести крестьянскую реформу и в Грузии (1864— 1870 гг.). Хотя она не уничтожила крепостничества полностью, но раскрепощение крестьян наряду с другими буржуазными реформами ускорило развитие зародившихся капиталистических отношений.

Развитию Грузии по капиталистическому пути способствовало строительство некоторых фабрик, заводов и Закавказской железной дороги, которая связала главные города и порты Черного и Каспийского морей с промышленными центрами России. Русский капитализм, развиваясь «вширь», способствовал созданию в Грузии национального рынка и втягивал ее хозяйство в мировое товарное обращение. О значении развития капитализма в России для преобразования хозяйства Грузии писал

В.              И. Ленин: «Русский капитализм втягивал... Кавказ в мировое товарное обращение, нивелировал его местные особенности — остаток старинной патриархальной замкнутости, — создавал себе рынок для своих фабрик» 10.

Эти особенности становления капитализма на Кавказе обусловили однобокое развитие промышленности в Грузии (добывающей и обрабатывающей отраслей). В промышленном отношении Грузия долгое время оставалась отсталой страной. Достаточно сказать, что перед первой мировой войной производство промышленной продукции на душу населения в Грузии было в 4 раза меньше, чем в центральных губерниях России.

По мере утверждения капиталистического способа производства формировался новый класс грузинского общества — промышленный пролетариат, который с самого начала был интернациональным. Формирование рабочего класса в Грузии ускорило процесс национальной консолидации грузинского народа. Экономическая и политическая консолидация страны обеспечила подъем грузинской культуры. Таким образом, с утверждением капиталистических отношений завершилось формирование грузинской буржуазной нации.

В 70-х годах XIX в. в Грузии под влиянием народнического движения в России создаются народнические кружки, в 90-х годах стал распространяться марксизм. Первыми пропагандистами идей марксизма в Грузии были русские ссыльные социал-демократы.

Колониальный гнет царизма и усиление капиталистической эксплуатации вызывали протест и ожесточенное сопротивление грузинского народа. Национально-освободительное движение в Грузии являлось неразрывной составной частью общероссийского освободительного движения и в своем развитии прошло три этапа: дворянский, революционно-демократический и пролетарский.

В конце XIX — начале XX в. центр мирового революционного движения переместился в Россию. Российский рабочий класс стал активной политической силой, способной революционным путем решить задачу свержения самодержавия. Возглавила революционный натиск народов России созданная и закаленная великим Лениным Коммунистическая партия — боевой авангард мирового пролетариата.

С первых дней своего существования Коммунистическая партия имела разработанную В. И. Лениным революционную программу по национальному вопросу, основу которой составляло признание права наций на самоопределение, и проводила ленинскую политику равноправия и дружбы народов. Коммунистическая партия воспитывала пролетариат России в духе решительной борьбы против любых проявлений великодержавного шовинизма и местного буржуазного национализма.

Рабочее движение в Грузии развивалось как неразрывная составная часть общероссийского пролетарского движения. Грузинский рабочий класс также встал на путь решительной борьбы с царизмом, проводившим антинародную, колониальную русификаторскую политику, и с буржуазным национализмом — злейшими врагами пролетарского интернационализма.

Грузинские буржуазные националисты, исходя из своих классовых интересов, сотрудничали с царизмом, проводившим политику разжигания национальной розни и разъединения трудящихся масс многонациональной России. Широко развернув шовинистическую пропаганду, они стремились задушить рабочее движение и подорвать многовековую дружбу русского и грузинского народов.

Когда в 1901 г. царизм торжественно отметил столетие присоединения Грузии к России, в первом номере ленинско-искровской газеты «Брдзола» была опубликована статья Ладо Кецховели, в которой с марксистских позиций разъяснялось прогрессивное значение этого этапного события в жизни грузинского народа. Статья заканчивалась пламенным призывом к рабочим Закавказья: «У нас тоже будет свой праздник, но только тогда, когда нынешнее правительство с его опорой падет и развалится, когда... знамя, на котором написано:              «Под

лость и насилие», будет заменено нашим знаменем с надписью: «Свобода и дружба»!.. Так объединимся же, друзья, объединимся, рабочие всех стран, для победы над самодержавным гнусным правительством!!!» 11

Под непосредственным руководством русских пропагандистов марксизма и последователей В. И. Ленина —

С.              Я. Аллилуева, М. И. Калинина, В. К. Курнатовского и других были созданы ленинско-искровские социал-демократические организации, группы и кружки, которые в 1903 г. объединились в Кавказский союзный комитет РСДРП. В его состав входили А. Цулукидзе, Л. Кецховели, М. Цхакая, И. Сталин и др., а также русские социал-демократы В. Бобровский, Д. Посталовский и др. Социал-демократические организации Закавказья превратились в подлинный оплот большевизма на Кавказе.

Когда в начале XX в. в России поднялась революционная волна, трудящиеся Грузии также восстали на борьбу против самодержавия. Пролетариат промышленных центров Грузии и Закавказья вместе с русским пролетариатом выступил против своих классовых врагов. Рабочее движение Грузии вступило в качественно новый этап — массовых политических выступлений.

Революционные идеи марксизма-ленинизма постепенно распространялись и в среде сельских тружеников Грузии. В период первой буржуазно-демократической революции 1905—1907 гг. особый размах получила революционная борьба крестьянских масс в Гурии. Гурийский комитет РСДРП создал военно-революционный штаб для руководства восстанием. Вооруженные отряды крестьян захватывали помещичьи земли, почту, телеграф, разрушали железнодорожные линии и разоружали полицейских. Почти год власть была в руках революционных крестьянских комитетов.

Под руководством большевистской партии российский рабочий класс в союзе с крестьянством привел многонациональный народ России к победе Великой Октябрьской социалистической революции.

Опыт истории показал, что путь братского единства и союза, избранный русским и грузинским народами, был единственно правильным. Буржуазные националисты всех мастей, в том числе и меньшевики, пытались нарушить братский союз грузинского народа с великим русским народом, сеяли рознь и вражду среди народов Закавказья. В период господства в Грузии меньшевиков и иностранных интервентов рабочие и крестьяне России сочувственно относились к той борьбе, которую вели трудящиеся Грузии против злейших врагов грузинского народа — буржуазных националистов, меньшевиков, против насилия иностранной буржуазии.

Рабочие и крестьяне Грузии с надеждой смотрели на молодую Советскую Россию, ожидая от нее помощи.

Под руководством большевистской партии русский народ и на этот раз оказал братскую помощь грузинскому народу. 25 февраля 1921 г. была свергнута диктатура меньшевиков в Грузии.

Грузинский народ приступил к осуществлению ленинского плана социалистического строительства. В условиях капиталистического окружения, когда еще не были ликвидированы пережитки буржуазного национализма, по непосредственному указанию В. И. Ленина с целью максимальной мобилизации всех сил и средств для социалистического строительства Коммунистическая организация Закавказья добилась федеративного объединения советских республик Закавказья. 13 декабря 1922 г. I Закавказский съезд Советов принял решение о создании Закавказской Социалистической Федеративной Советской Республики в составе Союза ССР.

Инициатором и организатором прочного государственного объединения всех народов Страны Советов, которое диктовалось объективным ходом исторического развития и задачами построения социалистического общества, была Коммунистическая партия. 30 декабря 1922 г., когда I Всесоюзный съезд Советов провозгласил создание Союза Советских Социалистических Республик на основе добровольного объединения равноправных советских республик, Грузинская ССР вошла в СССР в составе федерации Закавказских республик.

Выступая на совместном торжественном заседании ЦК КПСС, Верховного Совета Союза ССР и Верховного Совета РСФСР, посвященном 60-летнему юбилею СССР, Э. А. Шеварднадзе говорил: «Что за сила влекла грузин к братству с северным соседом? Надежда на избавление от физического и духовного уничтожения? Безусловно, да. Но не только это! Главное, что притягивало Грузию к России, — это сама природа великого русского народа; его универсальная одаренность, как сам Ломоносов; его яркий, солнечный талант, как сам Пушкин; его совесть, нравственная мудрость, как Толстой; его самопожертвование, готовность отдать жизнь во имя социальной справедливости, — все то, что принесли с собой декабристы, революционные демократы и в конечном итоге — большевики-ленинцы; его прозорливость и классовое самосознание, его революционный дух, его гений, гений великого Ленина» 12.

В дружной семье равноправных республик за годы Советской власти в результате неуклонного проведения Коммунистической партией ленинской национальной политики Грузинская Советская Социалистическая Республика превратилась в индустриально-колхозную страну с высокоразвитой социалистической по содержанию и национальной по форме культурой.

Так же как и другие советские народы, грузинский народ с помощью великого русского народа успешно борется за построение коммунизма, за претворение в жизнь великих предначертаний Коммунистической партии.

<< | >>
Источник: Александр Иосифович Брегвадзе. Славная страница истории: Добровольное присоединение Грузии к России и его соц.-экон. последствия. — М.: Мысль,1983— 174 с.. 1983

Еще по теме ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

  1. 3.1. Утверждение прокурором обвинительного заключения как процессуальное решение о доказанности обвинения
  2. 3.3. Выявление и устранение прокурором ошибок в определении пределов доказывания при утверждении обвинительного заключения
  3. 3.1. Умозаключение как форма мышления. Виды умозаключений
  4. 4.1. Умозаключение как форма мышления.
  5. § 3. Умозаключение по аналогии. Место аналогии в судебном Исследовании
  6. 447. Как соотносятся понятия "заключение договора банковского счета" и "открытие банковского счета"?
  7. Брак: понятие, условия и порядок его заключения; препятствия к заключению брака; прекращение брака. Недействительность брака
  8. 2.1. Брак, его требования и заключение
  9. От тюремного заключения арест отличался тем, что он мог отбываться в домах трудолюбия, и даже заменен общественными работами.
  10. Глава третья УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ
  11. В. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ РЕФЛЕКСИИ (DER SCHLUSS DER REFLEXION)
  12. а) Умозаключение общности (Der Schlufi der Allheit)
  13. b) Индуктивное умозаключение (Der Schiup der Induktion)
- Археология - Великая Отечественная Война (1941 - 1945 гг.) - Всемирная история - Вторая мировая война - Древняя Русь - Историография и источниковедение России - Историография и источниковедение стран Европы и Америки - Историография и источниковедение Украины - Историография, источниковедение - История Австралии и Океании - История аланов - История варварских народов - История Византии - История Грузии - История Древнего Востока - История Древнего Рима - История Древней Греции - История Казахстана - История Крыма - История мировых цивилизаций - История науки и техники - История Новейшего времени - История Нового времени - История первобытного общества - История Р. Беларусь - История России - История рыцарства - История средних веков - История стран Азии и Африки - История стран Европы и Америки - Історія України - Методы исторического исследования - Музееведение - Новейшая история России - ОГЭ - Первая мировая война - Ранний железный век - Ранняя история индоевропейцев - Советская Украина - Украина в XVI - XVIII вв - Украина в составе Российской и Австрийской империй - Україна в середні століття (VII-XV ст.) - Энеолит и бронзовый век - Этнография и этнология -