24. Развитие эволюционных идей в биологии и их значение для психологии.
Жан-Батист Ламарк обосновал свои взгляды на эволюцию видов. Причинами изменений он считал стремление всех живых организмов к прогрессу, развитию от простого к сложному (учение о градации), а также целесообразные изменения организмов, направленные на приспособление к внешним условиям.
Изменения эти, по Ламарку, вызываются прямым влиянием внешней среды, упражнением и неупражнением органов и наследованием приобретенных при жизни признаков. Его по праву можно считать основоположником телеологической теории, согласно которой способность организмов приспособляться есть врожденное свойство жизни.Чарльз Роберт Дарвин сопоставляя различные наблюдения, предположил, что в условиях интенсивной конкуренции между членами популяции изменения строения, поведения и пр., благоприятные для выживания в данных условиях, повышают способность особи размножаться и оставлять плодовитое потомство, и наоборот. За счет успеха особи в конкурентной борьбе (борьбе за существование) имеют больший шанс наследственно закрепиться именно такие «благоприятные» для выживания в данной среде признаки. Его теория по своему воздействию на дальнейший ход человеческой мысли сравнима, пожалуй, лишь со Священным Писанием. Сейчас рассматривается значительно расширенная и разработанная в свете данных генетики, экологии, молекулярной биологии, этологии, палеонтологии и антропологии теория – неодарвинизм (синтетическая теория эволюции).
Эрнст Генрих Геккель высказал мысль о существовании в историческом прошлом формы, промежуточной между обезьяной и человеком, что было позже подтверждено находкой на острове Ява останков питекантропа.
Геккель разработал теорию происхождения многоклеточных (теория гаструлы, 1866), сформулировал биогенетический закон, согласно которому в индивидуальном развитии организма как бы воспроизводятся основные этапы его эволюции, построил первое генеалогическое древо животного царства.
Наряду с экспериментальным методом значительное влияние на развитие психологии оказал принцип эволюции и шире – принцип развития. По С. Л. Рубинштейну, этот принцип проник в психологию под двойным влиянием: философии Ф. Шеллинга и. Г. Гегеля, выдвинувших в философском плане идею развития, и эволюционного естествознания. Немецкий психолог К. Гросс (1861 — 1946) так оценивал значение Дарвина для психологии: «Естественный эксперимент и теория Дарвина повлияли на психологию как если бы ей подарили одновременно подзорную трубу и микроскоп: экспериментальные методы придали ее исследованиям проникающую в глубь точность, а стремление провести сравнение между различными ступенями жизни и в психическом мире и подойти к вопросу о развитии души открыло для нее новые необъятные области исследования. Это зоопсихология, психология народов, психология детства». В 1859 г. Дарвин опубликовал свой труд «Происхождение видов путем естественного отбора»,самую значительную работу в биологии. Установленный Дарвином факт изменчивости видов и открытые им законы эволюции – естественный отбор в условиях борьбы органических существ за существование на основе законов изменчивости и принцип наследственности – дали материалистическое истолкование целесообразности – приспособленности организмов в природе. В книге «Происхождение человека и половой отбор» (1871) Дарвин специально исследовал вопрос о месте человека в органическом мире и показал, что человек произошел в процессе развития от низших животных форм: «...человек обязан своим существованием длинному ряду предков. Если бы не существовало какого-либо из звеньев этой цепи, человек не был бы совершенно таким, каким он есть. Если мы не станем нарочито закрывать глаза, то с теперешними нашими знаниями мы сможем приблизительно узнать наших прародителей, и нам незачем стыдиться их» [3]. В следующей работе «Выражение эмоций у человека и животных» (1872) Дарвин с помощью эволюционного учения обосновал идею общности происхождения выразительных движений, сопровождающих чувство страха, агрессивности, удивления и др.
у животных и человека, показал их приспособительный смысл. Идея приспособительного значения психики оказала большое влияние на психологию. Высказанная также Г. Спенсером, она дала начало новому подходу к изучению психики как важнейшего средства адаптации к среде. Теория эволюции оказала глубокое влияние на психологию. Она утверждала идею развития, а открытые Дарвином законы эволюции в органическом мире поставили перед психологией задачу определения движущих сил психического развития и, в особенности, по отношению к человеку. Вставал также вопрос о сопоставлении психики животных и человека. В трудах Дарвина эти вопросы впервые были поставлены на научную основу, а их разработка дала начало развитию новых направлений и подходов в психологии – психологии животных, детской психологии и психологии так называемых малокультурных народов. Сосредоточив свое внимание на доказательстве родства человека и животных, Дарвин подчеркивал скорее черты сходства между ними, нежели различия. Нередко он, завышая психические способности животных, приписывал им специфически человеческие черты (воображение, нравственные чувства и т. п.). Дарвин не усматривал качественного своеобразия интеллекта человека: «Как бы ни было велико умственное различие между человеком и животным, оно только количественное, а не качественное» [3]. Истолкование психических проявлений животных по аналогии с психикой человека определило развитие начатой им сравнительной психологии. Первым направлением этой области был антропоморфизм (Дж. Романес). Животные изображались по образцу человека, делались выводы о том, что в каких-то отношениях животные выше людей (имелись в виду взаимопомощь, взаимовыручка и другие факты поведения так называемых «общественных» животных).