МАЛЫЕ (КРАТКИЕ) ХРОНИКИ
«Малыми», или «краткими», хрониками названа группа текстов, в основном небольшого объема и, как правило, анонимных, представляющих собой хронологические записи об исторических событиях, случившихся в тот или иной год.
Большая часть этих памятников относится к периоду между XIII и XV вв., однако они восходят к источникам более раннего времени. По содержанию коллекция Малых Хроник подразделяется на всемирные, императорские, патриаршие, локальные (Иеруса- тимские, Кипрские, Митиленские, Пелопоннесские, Южноиталийские, зенето-византийские и др.) памятники, а также Хроники турецкого завоевания. Эти хронологические заметки содержат, как правило, точные датировки (день, месяц, год, индикт).Одна из Малых хроник, известная из Cod.Vat.gr. 840, содержит данные о выборах епископов Русской церкви за 1328-1332, 1334-1335, 1343, 1345 и 1347 гг., относясь ко времени киевского митрополита Фе- огноста (1328-1353). Среди многочисленных епископов, архимандритов и иеромонахов называются иерархи Владимирской, Перемышльской, Холмской, Луцкой, Туровской, Галицкой (впервые — за 1328 г.), Ростовской, Рязанской (1329 г.), Суздальской, Сарайской, Тверской (1330 г.), Новгородской (1331 г.), Черниговской (1332 г.), Смоленской, Брянской • 1335 г.) и Белгородской (1345 г.) епархий, архимандрит Печерского монастыря (1335 г.). Поименовано более тридцати клириков русской церкви. Эта хроника, несомненно, русского происхождения.
Та же ватиканская рукопись содержит и другую краткую хронологическую запись, касающуюся русской истории: это примыкающее к текстам по русской церковной истории (так называемые «Отрывки
Н. Бенешевича») свидетельство о крещении князя Владимира и зсей Руси при нем осенью 989 г. — редчайшее в византийской традиции. Помимо «Отрывков В. Н. Бенешевича», к русской церковной истории имеет отношение и находящееся В кодексе выше Послание Киевского митрополита Иоанна II.
Несомненная связь данного кодекса. содержащего «русские» Краткие хроники, с Русью доказывается и тем, что рукопись одно время находилась во владении Исидора Киевского.В хронологической заметке из Cod. Paris, gr. 2303 сообшается о крещении рода Росов при императоре Василии Македонском в 6390 г.
S81/882 г.). К правлению того же василевса, но в период между 860 и 866 гг., относится свидетельство о крещении Росов в другой краткой хронике из афонского иверского списка (1.51: 3.3.), где помещена и ле- ~енда о неопалимом Евангелии.
Флот росов. Миниатюра Мадридского списка Хроники Иоанна Скилицы
Издания: Die byzantinischen Kleinchroniken / Hrsg. v. P. Schreiner Wien, 1975-1979. Bd. I—III (Corpus fontium Historiae Byzantinae. XII).
Перевод: Кузенков П. В. Поход 860 г. на Константинополь и первое крещение Руси в средневековых письменных источниках // ДГ, 2000 г. М., 2003. С. 139-158.
Литература: Васильевский 1888. С. 445-463; Regel 1891. Р. 52-56: Бенешевич 1908. С. 432-446; Приселков, Фасмер 1916. С. 48-70; Mercati 1926; Schreiner 1976.
ТЕКСТ
(860 г.)
Михаил , сын Феофила , [правил] со своей матерью Феодорой четыре года и один — десять лет, и с Василием — один год четыре месяца. В его царствование 18 июня в 8-й индикт, в лето 6368, на 5-й год его правления пришли Росы на двухстах кораблях, которые пред- стательством всеславнейшей Богородицы были повержены христианами, полностью побеждены и уничтожены .
В царствование Василия [I] Македонянина, около 6390 [=881/882 года, окрещен народ росов...
В царствование Василия Македонянина уверовали рос[ы]; когда уже договорились с василевсом, они стали, однако, требовать знамения. Вас плеве послал туда архиерея; они сказали бросить Евангелие в костер. Велики чудеса Твои, Христе! Разведено пламя, василевс воздел руки я очи к небу, сказал: «Прославь Имя Твое, Христос Бог!» Положено 'ыло в пламя Святое Евангелие, но долгое время в пламени оставаясь невредимым. Видя это, варвары были поражены, посему все были крещены.
(Перевод П. В. Кузенкова. С. 139-140 и 157-158)
(941 г.)
В 14-й индикт, в июне 6449 [года]1 произошло нашествие на город2 десяти тысяч кораблей росского флота, в царствование Романа Старо- no5. который царствовал с Константином4 — сыном Льва5, сына Василия Македонянина6.
(Перевод М. В. Бибикова)