1.7. Раннесредневековые исторические хроники
Эпическая традиция о готском короле Эрманарихе с эпохи раннего Средневековья попала в хроники и другие исторические сочинения. При этом с самого начала ее включение в письменные тексты было сопряжено со сложными процессами отбора, переосмысления, реорганизации и репрезентации в традиционных для христианской письменной культуры формах живой исторической памяти[224].
В немецких книгах X в. сохранилась краткая запись о короле по имени Херменрик, который все потомство свое предал смерти по преступным проискам своего советника [225]. Он же упоминается в «Кведлинбургских Анналах» (Annales Ouedlinburgmses), записанных на латинском языке в начале XI в.: «В это время, правил над всеми готами король Эрманрих, на козни хитрый, на казну щедрый, по убиении единственного своего сына Фридерика, по его же приказу совершенному; племянников своих., Эмбрику и Фрителу, вздернул на виселицу» [226]. Из того же источника известно о смерти Эрманриха - он был убит тремя братьямиHemidus, Serila, Addacarus путем отрубания рук и ног («amputates manibus et pedibus»). Но к этому времени уже была забыта причина его убийства 236. В именах двух первых братьев явно сохраняется эпическая традиция о Хамдире и Сёрли - Саре и Аммие Иордана.
Датский историк Саксон Грамматик в «Истории Дании» («Gesta Danorum»), написанной на латыни в П90—1200 гг., излагает германские исторические предания, в том числе и сюжет о короле Ярмерике (Іагтегісш — Эрманарих) J . Только теперь действие происходит в Дании и на земли «русских» и «геллеспонтцев» — жителей западнодвинского региона. По рассказу датского историка, Ярмерик еще ребенком попадает в плен к королю славян Исмару и постепенно становится его приближенным. Но спустя много лет он бежит из плена, прихватив золото и убив королеву, а также слуг- сторожей. Воцарившись в Дании, он мстит славянам жестокими набегами. По представлениям Саксона Грамматика, Ярмерик создал обширную империю между Черным и Балтийским морями.
Он взял в жены Сванхильд «из рода геллеспонтцев», но ее и его сына, королевича Бродера оговаривает советник - ливский царевич Бикко, который мстит королю за убийство брата. Бродера вешают так, чтобы он мог еще дышать, а на Сванхильд, связанную и брошенную на землю, пускают диких лошадей. Однако при их приближении она раскрывает глаза, и кони ее не топчут (из-за ее красоты или волшебства). Тогда Бикко дает совет перевернуть ее лицом к земле, чтобы на коней не действовал ее взгляд, хотя сам Ярмерик видит в чудесном спасении знак ее невиновности (аналог с «божьим судом»). Но снова пускают коней, и королева умирает под их копытами, а сына Бродера освобождают. По наущению того же коварного Бикко «геллесшжщы» идут мстить за Сванхильд. Пытаясь спастись, Ярмерик закрывается в городе. Против него’Hcuslcr A. Ermenrich // RGA von J. Hoops. Bd. 1. Strassburg, 1911-1913. S. 627-629. Ярхо Б.И. Указ. соч. C. 9.
действует волшебница Гудрун. Враги отрубают ему руки и ноги,, и он умирает в страшных Мучениях 238.
Со временем из героического персонажа король Эрманарих перерождается в антигероя;. Это становится очевидным уже в «Саге о Дитрихе», но особенно: в поздней германской балладе. XVI в. о смерти короля Эрменриха («Srmenr/cfo 7Ьій>).
***
Таковы результаты изучения образа остроготского короля Эрманариха - от вполне реальной исторической личности эпохи Великого переселения народов у Аммиана Марцеллина к величественному эпическому персонажу у Иордана и отрицательному герою в сагах и анналах раннего Средневековья. Начиная с Эрманариха имена мифических и эпических королей из. рода Амалов сменяются теми, которые носили люди из плоти и крови 239. Если на страницах сочинений Аммиана и отчасти Иордана Эрманарих выступает еще как вполне реальная историческая личность, то со временем имя. последнего остроготского короля становится своего рода концентрированным носителем исторической памяти о важнейшем событии - гибели королевства іревтунгов в результате гуннского нашествия и измены приближенных короля: По законам устного народного творчества от поколения к поколению образ готского короля обрастал новыми деталями, а.
его жизнь — новыми подробностями, число его подвигов (и злодеяний) существенно-умножилось.При этом в раннесредневековой эпической традиции народная память легко переносила нашего героя через века и страны, в результате вокруг Эрманариха появились новые «действующие лица», в реальности в лучшем случае жившие в другом месте и в другое время (Дитрих/Теодорих, Этла/Аттила и др.). Go временем в германском эпосе у короля. Эрманариха появляется прошлое - родители, жена, братья, сыновья, племянники. Но вряд ли их эпические имена сохраняли память о реальном окружении последнего
238 Saxo Grammaticus. Danische Oeschichte. Bd. ѴШ. В.,,1900. S. 429-438.
239 Вольфрам X. Указ. соч. С. 55.
остроготского короля, скорее всего, они являлись плодом того же эпического творчества. Постепенно его образ приобретал все более отталкивающие черты правителя-деспота, истребившего свое потомство. Причины его «деградации» в древнегерманском эпосе установлены достаточно надежно — под именем Эрманариха/Ёрмунрекка в сагах раннего Средневековья скрывался иной исторический персонаж — король Одоакр, враг Тсодориха Великого в борьбе за власть над Западной Римской империей, о котором в готских сказаниях осталась негативная память, особенно проявившаяся в саге о Дитрихе Бернском 24°. В конце концов, интересующий нас исторический персонаж со временем практически утратил какую бы то ни было связь с историей.
Результаты сопоставительного анализа информации различных источников о королевстве Эрмапариха сведены в таблицу 2. Они позволяют сделать ряд выводов:
1. Согласиться с теми исследователями, которые считают королевство Эрманариха исторической реальностью, нашедшей отражение в сочинениях позднеантичных и византийских авторов, а также в более позднем героическом эпосе германских народов раннего Средневековья. Эти источники принадлежат к различным литературным жанрам и поэтому не зависят друг от друга в передаче традиции об остроготах и их короле Эрманарихе.
2. При описании области обитания гревтунгов источники едины в том, что это обширные пространства к северу от Черного моря.
Наиболее точны сведения современника остроготского государства Аммина Марцеллина, который определяет обширные владения короля Эрманариха в Причерноморье и Приазовье от Дона на востоке до Днестра на западе. Но Аммиану неизвестно, как далеко они простирались на север. Иордан представлял королевство Эрманариха как огромную восточноевропейскую державу, включавшую не только приморскую полосу Причерноморья, но и внутренние районы, населенные «северными народами», проживавшими уже явно в лесной зоне. Германский эпос, в особенности «Песнь о гуннской битве», судя по упоми-Шарои О.В. Указ. соч. С. 87.
навшимся в нем древним топонимам, также сохранил историческую память об обширных владениях Эрманариха на юге Восточной Европы.
3. Аммиан, Йордан и эпическая традиция однозначно характеризуют Эрманариха как короля-завоевателя. Судя по всему, он действительно на короткое время добился немалых геополитических успехов. Остроготский король создал обширную державу путем захвата соседних земель и народов. В то же время в источниках нет намека на какие-либо союзнические отношения остроготов и Эрманариха с другими народами, входившими в его державу.
4. Образ короля Эрманариха, созданный Кассиодором/Иорданом, восходит к готскому героическому эпосу. Обстоятельства смерти Эрманариха излагаются Иорданом, а позже в раннесредневековых сагах не без влияния этой традиции. Хотя Иордан был знаком с трудом римского историка, при описании гибели последнего осроготского короля он предпочел истории сагу, убедительно и достойно объяснявшую соплеменникам гибель их великого вождя от руки коварных росомонов.
5. Если Аммиан однозначно утверждает об уходе гревтунгов под руководством Алатея и Сафрака из своей страны и детально описывает переход ими Дуная, то Кассиодор/Иордан утверждает о том, что немалая часть гревтунгов осталась в той же земле. В его изображении Алатей и Сафрак - вожди везиготов. В этом также обнаруживается, на наш взгляд, знание Кассиодором труда Аммиана и специальное «обращение» вождей гревтунгов (остроготов) в вождей везиготов, прежде всего, для устранения противоречий в созданной им концепции готской истории. При этом очередность упоминания вождей и форма их имен повторяет Аммиана.
6. Германские героические сказания, безусловно, черпали свой материал из исторической памяти готов времени Эрманариха и его потомков. Но из нее они заимствовали лишь отдельные факты, никогда не сохраняя всю цепь событий. При этом впитанный эпосом исторический материал преобразовывался по законам устного народного творчества иногда почти до неузнаваемости и опускался с исторического до семейного уровня.