1.6-Германская эпическая традиция
После гибели остроготской державы-и короля Эрманариха его образ, не канул в Лету, а продолжал жить в эпической, традиции германских народов раннего Средневековья. Еще Тацит упоминал «древние песнопения» германцев об их мифических предках и вождях (Тас., Germ.,2), которые заменяли варварам историю.
Рапсе обращалось внимание на интереснейшие-свидетельства Иордана о древних готских песнях с припевами и в сопровождении кифар, в которых воспевались славные деяния предков «репе storicu ritu» — «как бы наподобие истории» (Get., 28, 43). И здесь мы сталкиваемся с проблемой исторического в эпическом — степени достоверности эпической традиции как исторического источника. Она имеет уже более чем вековую историю. К концу XX в. исследователи эпической традиции различных народов пришли к выводу, что эпос — это не несовершенная фиксация исторических событий и не фантастическое описание исторических лиц, а конструирование из исторических воспоминаний своего, эпического мира, так сказать «эпической модели истории» |57.Героический эпос действительно являлся одной из форм исторической памяти народа 158. Но он весьма избирательно «впитывает» исторический
57 Путилов Б.Н. Героический эпос и действительность. Л., 1988.
158 Под исторической памятью понимают совокупность относительно устойчиво сохраняе* мых на протяжении двух и более поколений знаний и представлений о коллективном прош- материал, часто преобразуя его по непредсказуемым канонам устного народного творчества. Хорошо известно, что отделить в эпическом произведении «факты» от «вымысла» исключительно сложно [161] [162]. Поэтому уже с начала прошлого века дебатируется вопрос об историческом элементе, содержащемся в эпических произведениях [163] Специалисты по германскому эпосу высказывают весьма полярные оценки степени «историчности» эпических произведений от признания сохранности в них конкретно-исторического содержания [164] до полного отрицания в древних германских сказаниях моментов как политического, так и исторического характера [165].
Временная глубина исторической памяти, как правило, оценивается исследователями примерно в три поколения [166]. Однако для германской устной традиции характерна значительно большая длительность исторической памяти — ее древнейший общегерманский пласт восходит к временам Великого переселения народов [167]. Попытаемся рассмотреть этот вопрос на материалах раннесредневековых героических сказаний, героем которых являлся король Эрманарих.Уже ко времени Йордана повествование о гибели последнего остроготского короля превратилось в героическую сагу, которую исследователи условно называют «Песнь о смерти Эрманариха». По существу именно эта готская сага, а точнее ее различные варианты легли в основу раннесредневековых эпических произведений, с меньшей или большей достоверностью сохранявших память об Эрманарихе и его корлевстве [168] [169] [170] [171].
Не вызывает сомнений, что в пересказанной Иорданом «Песни о смерти Эрманариха» ключевую роль играл эпический мотив кровной мести, в конечном итоге погубившей великую готскую державу (Get., 129-130). Исследователи склоняются к мысли, что рассказ Иордана содержит минимум исторической обработки и сохраняет оригинальный сюжет готского1 исторического воспоминания, которое облекается больше1 в форму исторической песни, чем поздние героические сказания, которые со временем все дальше отступают от исторической темы,б6. Е. Вамерс допускал, что, возможно, уже во время Кассиодора история о заговоре росомонов передавалась у готов в песенной форме |67. Но, несмотря на явно эпическую оболочку, в рассказе о гибели остроготского короля еще узнаваемы некоторые исторические факты (гуннское нашествие, недовольство окружения короля его самоуправством, сам образ одряхлевшего правителя и др.). Однако, как мы увидим далее, в повествовании Иордана они уже прочно спаялись с эпическим вымыслом |68.
На наш взгляд, в иордановом рассказе мы наблюдаем весьма важную переходную стадию в развитии образа Эрманариха, позволяющую проследить как реальная история гибели короля и королевства остроготов начинает перерастать в популярный сюжет германского героического эпоса.
По мнению Е. Вамерса, Иордан знал записи Аммиана и использовал готское предание Кассиодора для того, чтобы объяснить темные и бесславные обстоятельства смерти Эрманариха. При этом он допускал, что восстание росомонов и покушение на короля, а также имена героев Аммия, Сара и Сунильды могут быть историческими. Он считал исходный материал саги очень древним и отмечал, его живучесть, так как имена, росомонов IV в. передавались в эпосе весьма точно вплотьДо ХІІІ в..
■ Дальнейшее развитие., образ могущественного, жестокого,, но несчастного правителя остроготов получает в раннесредневековых сагах о короле Эорманарике/Хёйдрекё/Ёрмунрекке/Ярмерике/Арментрикен, в именах которого сохранилась историческая память об Эрманарихе [172]. Прежде всего, это. скандинавские «саги о древних, временах»: «Сага[173] о Хервер», «Речи. Хамдира»,.. «Сага о Сванхильд», . «Сага, о Дитрихе Бернском»; а также немецкое «Сказание о Нифлунгах». При. этом мы придерживаемся наиболее распространенного понимания слова «сага» как понятия, которое обозначает рассказ о событиях или же сам процесс развития/событий, но: никак не совпадает с нашим, понятием «история». Из истории всегда заимствуются лишь отдельные факты, но никогда не сохраняется вся цепь событий І7°.
«Сага о Хервер и конунге Хейдреке» (Hervarar saga ok Heidreks kommgs) - древнеисландское, прозаическое произведение X в., сформировавшееся как единое целое к XII в., но сохранившее фрагменты готского эпоса IV—V вв: [174]. В саге выделяют четыре части, которые связаны между собой мотивом, знаменитого меча Tyrfing (в его: названии видят отголосок исторической памяти о готах-тервмнгах), передаваемого по наследству на протяжении пяти поколений одной семьи. Для нас историческая ценность «Єаги-.О; Хервер» заключается в том, что в основе каждой части лежат весьма древние песни времени Эрманариха и его ближайших потомков, боровшихся с. гуннами. Только в. германских героических сказаниях он чаще всего носит эпическое имя Хейдрек, которое позже понималось как «Степной Король».
В первой части саги о Хервер и Хейдреке речь идет о том, как главная героиня после смерти ее отца Ангантюра I выросла у своего деда. От своего отца она унаследовала, мрачный, суровый, воинственный характер и даже пыталась получить положенный в его могилу меч Тюрвинг, приносящий смерть. Ее даже не останавливало грозное предостережение отца; что это оружие уничтожит ее потомство. Овладев при помощи колдовства заветным- мечом, Хервер вышла замуж за сына короля, в результате этого брака родился сын Хейдрек (Эрманарих). Он стал одним из главных персонажей саги (Hervarar saga, 6-7). В ней утверждается, что «Хейдреком будет звать его народ и станет он самым сильным на Земле». Но еще в юности он нечаянно убил своего брата и за это был отправлен отцом в изгнание. Хейдрек ушел на восток, вначале в Гардарику, далее в Хуналанд («Страну гуннов»), пока, наконец, в результате измены и переворота не стал королем Рейдготланда (Reidgotaland — название эпической прародины готов) [175] [176].
В одной из песен саги, носящей название «Загадка Хейдрека»
(Heidreks gatur) Хейдрек вначале воспевается как король страны «блестящих готов» (эпических хрейдготов = гревтунгов) 17'\ Здесь он ведет мирную жизнь и славится как мудрый правитель. Всякий провинившийся, человек может получить прощение, если загадает королю загадку, которую тот не сможет отгадать. Но в немилость к Хейдреку попадает его приближенный Гестумблинди. Не желая рисковать своей жизнью из-за загадки, он обращается к богу Одину за помощью, принеся жертвоприношение и пообещав богатые дары [177]. Один перевоплощается в облик Гестумблинди и задает загадки Хейдреку:
Скажи последнее, если ты мудрее всех конунгов: что сказал Один на ухо Бальдру, прежде чем его положили на костёр?
Тогда узнал Хейдрек чужака и ответил:
Стыд и срам и все плохое!
Никто не знает твоих слов, кроме тебя самого,
Злой негодяй, нищий!
(Hervarar saga, 10)
В гневе из-за последнего неразрешимого вопроса король обнажает против Одина меч Тюрвинг.
Но бог обернулся в сокола и улетел, так что клинок коснулся лишь перьев его хвоста.В следующей песне речь идет о том, как неверные слуги («ргсеіа») убивают короля Хей дрека [178]: «Говорят, что у конунга Хейдрека были какие- то слуги, которых он захватил в походе на западе. Их было всего девять. Они были из высоких родов и ненавидели свою неволю. Одной ночью, когда конунг Хейдрек лежал в своей спальне и рядом с ним было несколько людей, слуги взяли себе оружие, поиіли к комнате конунга и убили сперва наружную стражу. Затем они подошли, взломали комнату конунга и убили там конунга Хейдрека и всех тех, что были внутри» [179]. Песнь завершается описанием мести убийцам Хейдрека — их нашел и казнил его сын Ангантюр [180]. Кажется, именно этот раннесредневековый эпический рассказ-может пролить свет на вопрос, откуда в более раннем повествовании Йордана взялись загадочные росомоны. Он будет специально рассмотрена V главе.
В4 состав «Єаги о Хервер» входит «Песнь о Хлёде» {Hlodskvida); которую иногда называют «Песней о битве готов с гуннами» или просто «Песнь о гуннской' битве» *'8. Она основана на готском сказании-о распре между сводными братьями Хлёдом и Ангантюром и о войне между готами и гуннами [181] [182]. После смерти короля Хейдрека в наследство вступает его законный сын Ангантюр-Ш. Но Хейдрек имел от Сифки, похищенной им дочери гуннского короля Хумли, еще сына по имени Хлёд, который вырос бастардом: при дворе своего деда в «Стране гуннов». Повзрослев, Хлёд скачет ко двору Ангантюра:
Хлёд с востока, наследник Хейдрека, в Архейм, к жилищу готов приехал, — наследье свое собирался он требовать.
Тризну там Ангантюр правил по Хейдреку.
(Hlodskvida, 3)‘
Во время поминального пира в Архейме на берегу Днепра Хлёд требует свою долю наследства:
Я хочу половину наследия Хейдрека; доспехов, мечей, скота и приплода, сокровищ казны, жерновов скрипящих, рабов и рабынь с их ребятами вместе, и лес знаменитый, что Мюрквид зовется, на готской земле могилы священные, камень чудесный в излучинах Данію, кольчуг половину, у Хейдрека бывших, земель и людей, и блестящих колец.
(Hlodskvida, 7-8)
Ангантюр отказывается от раздела «Страны готов», но предлагает взамен Хлёду несметные богатства, в том числе треть «готской земли». Но старый дружинник Хейдрека Гицур Грютингалиди (в его имени находят отголосок этнонима готов-гревтунгов), услышав, что Ангантюр предлагает слишком много, возражает:
Щедро сулишь ты рабыни отродью, сыну рабыни, от князя рожденному.
Этот ублюдок сидел на кургане, в то время как конунг наследство делил.
(Hlodskvida, 13)
Братья не пришли к согласию, и следующей весной Хлёд с полчищами гуннов подступил к владениям готов, которые начинались у «Темного Леса» (