<<
>>

МАССОВАЯ КУЛЬТУРА И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ГЛОБАЛЬНЫЕ МЕДИЙНЫЕ ПРОЦЕССЫ В ОБЩЕСТВЕ ПОСТМОДЕРНА

Современное общество называют информационным, постиндустриальным, суперсимволическим, постмодерновым, «глобальной деревней» и т.д. Несмотря на рознящиеся предпочтения в определениях, абсолютное большинство исследователей единодушно в признании огромного влияния масс и массовой культуры на процессы, которые протекают сегодня в мире.

Сам феномен массовости обстоятельно исследовали философы Хосе Ортега-И- Гассет, Г.

Лебон, Г. Тард, С. Москович. По мнению Гассета, поднявшись с колен в XIX

веке, простолюдин получил доступ к плодам цивилизации, но так и не научился быть ответственным за их сохранение и преумножение, в результате чего вся его сущность стала исчерпываться таким определением как «потребитель».

В свою очередь, современная массовая культура является своего рода производной от массового человека. Причина тому — погруженность сферы культуры в рыночные отношения, когда значимость культурных продуктов в основном определяется потребительским спросом. Массовое искусство как совокупность произведений искусства, характеризующихся определенным (как правило, сниженным) уровнем эстетической и интеллектуальной ценности, было предопределено той самой культурой масс, аморфной, усредненной и нарочито неинтеллектуальной. Остается добавить, что в реальности имеет место и обратная связь, т.е. массовая культура является необходимым условием для воспроизводства «массовости» как социально-психологической категории.

Средства массовой коммуникации, определяющие облик массовой культуры, в конце XX — начала XXI века стали еще более совершенными. Спутниковое телевидение, глобальная киноиндустрия и Internet уже сейчас создали единое информационное пространство, которое с каждым днем становится все шире. В то же время современные информационные технологии, делающие возможным общение с миром вне этого мира, создают предпосылки для переноса институциализированных практик в сферу «симуляции», «виртуализации».

Французский философ Ж. Бодрияр наиважнейшей характеристикой виртуальной реальности считал замкнутость ее знаков на себе, их оторванность от означаемого. В свете вышеизложенного становится понятно, что в создаваемой средствами массовой коммуникации новой реальности между знаком и действительностью существует порой непреодолимый разрыв. Эта новая реальность и заполняет пространство современной массовой культуры.

У истоков критического направления в исследовании массовой культуры стоят К. Маркс и Ф. Энгельс, которые и в данном случае применили классовый подход. Для них это явление не представляло собой ничего кроме «ложного сознания», призванного убедить подчиненных в том, что их интересы с подчиняющими совпадают. Пред-ставитель Франкфуртской школы Г. Маркузе прямым следствием проникновения рыночных отношений в культурную сферу считает подмену индивидуальной мысли доктринами и стереотипами, возникновение «одномерности» мышления. Развлекательный, гедонистический характер массовой культуры подвергает резкой критике американский культуролог Нейл Постман, считавший развлечение супер-идеологией всех телевизионных материалов. Заметим, что основное различие во взглядах критиков и апологетов масскульта — ценностное. Оно сводится к различию в ответах на вопросы: «Должен ли массовый спрос определять облик культуры?» и «Компенсируется ли отрицательное влияние иллюзорности ее положительным влиянием на личность и общество?»

Сейчас среди исследователей преобладает взвешенный подход к культурной индустрии. Считается, что массовая культура способна как объединять общество, раскрепощать личность и приобщать ее к общим ценностям, так и играть прямо противо-положную роль. В конечном итоге уровень продуктов культуры возрастает, когда их производство и распространение не всецело определяется рыночными законами. В свою очередь, интеграционная функция массовой культуры может выполняться лишь в том случае, если мы раз и навсегда отметем всякую культурную экспансию.

А.А. Иванисов (Воронежский ГУ)

Научный руководитель — д.ф.н., проф. В.В. Хорольский

<< | >>
Источник: Под редакцией профессора В.В. Тулупова. КОММУНИКАЦИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ. 2005

Еще по теме МАССОВАЯ КУЛЬТУРА И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ГЛОБАЛЬНЫЕ МЕДИЙНЫЕ ПРОЦЕССЫ В ОБЩЕСТВЕ ПОСТМОДЕРНА:

  1. МАССОВАЯ КУЛЬТУРА И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ГЛОБАЛЬНЫЕ МЕДИЙНЫЕ ПРОЦЕССЫ В ОБЩЕСТВЕ ПОСТМОДЕРНА