ФОНЕТИЧЕСКИЙ звуко-буквенный разбор слов онлайн
 <<
>>

КЛАССИФИКАЦИЯ ТИПОВ РЕЧЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ ПО ЦЕЛЕВЫМ УСТАНОВКАМ

1. Дружеское (гедонистическое) общение

2. Эмотивное общение

3. Ритуальная коммуникация

4. Провокативная речевая коммуникация

Дружеское (гедонистическое) общение

Сейчас в нашем распоряжении огромное количество учебной и по­пулярной литературы, посвященной проблемам эффективного общения.

К сожалению, очень часто само общение понимается весьма прагматично:

- как заводить знакомства и оказывать влияние на людей;

- как стать хозяином положения (анатомия эффективного общения);

- выиграть может каждый.

Создается впечатление, что общение - это не диалог уважающих друг друга людей, а состязание, цель которого - выиграть, стать хозяи­ном положения. Под таким углом зрения целесообразно рассматривать деловую коммуникацию в бизнесе, в политике. Но общение людей не сводится только к оказанию влияния друг на друга и к достижению практических целей.

Ежедневно мы вступаем в разговор с самыми разнообразными со­беседниками, говорим с ними на разные темы и вовсе не желаем их по­бедить, убедить, подчинить. Значительную часть наших коммуникатив­ных взаимодействий, совершенно необходимых для психического здоро­вья человека, составляет бесцельное, свободное общение ради удоволь­ствия, отдыха, обмена положительной энергией. Долгий ночной разговор на кухне не о деньгах, не о бытовых мелочах, а о судьбе человеческой, о загадках бытия, о любви - типично русский жанр общения. А вагонные споры, многажды воспетые в отечественной рок- и бардовской песне:

Поезд идет, в окошке стемнело

И тянет поговорить.

(А. Макаревич)

Давай с тобой поговорим.

Прости, не знаю, как зовут...

(О. Митяев)

Здесь, конечно, сыграла роль и географическая протяженность Рос­сии, опутанной сетью железных дорог, сама по себе купейная система, когда оказываются в замкнутом пространстве чужие люди и приходится разговаривать. Но есть во всем этом и просто тяга и даже способность к свободному, не направленному на узкопрактическую цель общению.

Это умение - в крови у нашей нации, это традиционная и очень высоко це­нимая черта личности. Вспомните, как умел Онегин у Пушкина «без принужденья в разговоре коснуться до всего слегка, с ученым видом зна­тока хранить молчанье в важном споре и возбуждать улыбки дам огнем нежданных эпиграмм».

Русскому человеку всегда хотелось поговорить, а в современных условиях для этого появилась еще одна возможность - виртуальное об­щение в Интернете. Дружелюбный, ровный, бесконфликтный характер непрофессионального повседневного общения может намного облегчить нашу жизнь, улучшить настроение, повысить самооценку и изменить от­ношение к миру.

Не случайно непринужденную дружескую беседу называют гедо­нистической, т.е. приносящей удовольствие. Французский писатель Ан­дре Моруа, характеризуя общение такого типа, говорил, что наслажде­ние, получаемое от дружеской беседы, проистекает не из высказываемых идей, которые обильно рассыпаны в книгах, а из той стремительности, с которой мы выражаем себя и понимаем других, из умственного и душев­ного равенства собеседников, когда находчивость партнера радует тебя не меньше, чем твоя собственная. И действительно. В результате такого общения рождается ощущение гармонии мира, она дарует чувство сво­боды и уверенности.

Такая спонтанно возникающая речь называется фатической речью. Это обмен мнениями и чувствами, не логичный, но достаточно искрен­ний. Оба собеседника при этом имеют равные права, они не стремятся прийти к единой точке зрения, или решить какую-то проблему. Они не соразмеряют, не контролируют сказанное, не стараются подбирать един­ственно верные слова. Фатическая речь максимально приближает слу­шающего к личности говорящего, она одновременно несет на себе отпе­чаток сиюминутности, ситуативной связанности.

Доброжелательный и вежливый человек, очень постаравшись, мо­жет наладить контакт с собеседником, даже если тот изначально настро­ен против него в силу занятости или плохого настроения.

Возьмем простейший пример из нашей жизни.

При входе в универ­ситет нас встречает вахтер (милиционер, охранник): нужно ли здоро­ваться с ним? Часто студенты отвечают на этот вопрос отрицательно. Аргументы таковы: «он все равно нас не различает», «он никогда с нами не здоровается». То, что охранник не здоровается с теми, кого охраняет, - это проблема его речевой культуры. Мы-то с вами должны следить за нашей речевой культурой.

Может быть, проявить вежливость нам мешает социальный стерео­тип, приравнивающий вахтера к обслуживающему персоналу, который не замечается и мимо которого стоит проходить молча? А может быть, наоборот, мешает излишняя застенчивость, зажатость, страх показаться нелепым: все не здороваются, а я буду кланяться; а вдруг он не ответит. Не надо бояться показаться слишком вежливым, слишком церемонным. Надо бояться грубости, высокомерия, пренебрежения к людям.

Как вы говорите «здравствуйте»? В этом вопросе сосредоточен один из принципов гуманизма. Правильно сказать «здравствуйте» - это значит увидеть другого человека, почувствовать его как явление, вос­принять его и быть готовым к тому, что у него будет адекватная реакция. Обнаруживают эту способность те люди, которые обладают драгоцен­ным качеством - улыбкой. Настоящая естественная улыбка возникает постепенно, освещая все лицо, и длится она недолго, но вполне доста­точно, чтобы быть ясно увиденной. Исчезает улыбка с таинственной

медлительностью, как будто бы тает.

Чтобы научиться приветствовать людей, надо избавиться от «мусо­ра» в голове, который мешает доброжелательно общаться.

Пример 1.

В переполненном автобусе одни протискиваются молча, другие го­ворят этикетные формулы:

- Вы будете выходить?

- Давайте поменяемся местами.

- Пожалуйста, разрешите пройти.

«Молчуны» не отвечают на ваши вопросы, невнятно буркают, нев­нятно кивают. Такое поведение называют некооперативным. Невнятные мычания и кивки, пренебрежение к человеку, стоящему рядом, - все это не позволяет решить коммуникативную задачу.

Пример 2.

В час пик у двери, ведущей в продовольственный магазин: «Вот встала, корова такая».

Какая причина заставляет человека произносить такую фразу, нулевую по информативности, но заряженную отрицатель­ной энергией? Только низкая речевая культура и неумение сдерживать свое дурное настроение при общении с незнакомыми людьми.

В ситуации коммуникативного выбора (здороваться или нет, улыб­нуться или не улыбнуться, проявить вежливость или нагрубить) следует выбрать наиболее кооперативный вариант поведения - тот, который «скажет» собеседнику: «Я готов к сотрудничеству». Сотрудничество здесь понимается в самом широком смысле слова: как обещание, как го­товность адекватно реагировать на ситуацию.

Эмотивное общение[3]

Чаще всего, обращаясь с речью к собеседнику, мы хотим воздейст­вовать на его эмоциональное состояние: понравиться ему, польстить, унизить, разозлить, т.е. «заставить почувствовать». В первую очередь в собеседнике хотят вызвать ту эмоцию, которую испытывает говорящий. Это явление называется конгруэнтность.

Почувствовать конгруэнтную эмоцию - это значит почувствовать то, что ощущает говорящий. Идет обмен душевными состояниями. По­чему, испытывая сильное чувство, человек хочет поделиться им с окру­жающими? Потому что эмоция трудна, она представляет собой колос­сальную нагрузку на центральную нервную систему. В момент, когда человек говорит, он «разряжается», напряжение спадает, а нервная сис­тема приходит в более уравновешенное состояние.

Эмоция, о которой стоит поговорить отдельно, - это эмоция лю­бовная. Испытывающий любовную страсть человек передает свою эмо­цию разными способами. Любовная информация выражается: 1) энерге­тически - психофизическим напряжением; 2) языком тела - через мими­ку, жесты, выражение глаз; 3) речевым способом.

Если вы, поначалу ничего не испытывая, долгое время находитесь рядом с человеком, который вас любит, то через некоторое время, как правило, вы начнете на это чувство отвечать. Это одна из причин многих браков-мезальянсов, когда объединяются люди по непонятной с точки зрения здравого смысла причине.

Похожая психологическая ситуация лежала в основе взаимоотноше­ний В. Высоцкого и М. Влади. Еще до момента их встречи Высоцкий ис­пытывал фанатически сильное чувство к женщине, которую видел только на экране. Когда они встретились, Марина Влади оказалась в очень труд­ной ситуации. Иными словами, каждый из нас находится в опасности, если входит в коммуникацию с человеком, который испытывает по отношению к нам очень сильные эмоции. И если вы психологически не готовы на эмо­цию отвечать - надо выйти из коммуникации. Если вы будете улавливать всю многоканальную информационную сеть, на вас направленную, вы вы­нуждены будете рано или поздно ответить на это чувство.

Передача конгруэнтной эмоции - очень распространенный меха­низм человеческих отношений. Оратор, находясь в нервном, перевозбу­жденном состоянии, может довести до такого состояния и толпу, если он является харизматической личностью.

Человек может заразить своим дурным настроением окружающих поскольку чаще делятся отрицательными эмоциями. В этом случае мы яв­ляемся потенциальными жертвами отрицательной эмоциональности. По­требность поделиться эмоцией часто бессознательна. Иногда, напротив, неосознанно, но с подтекстом: «Я весь вечер мучаюсь, с ума схожу, теперь помучайся и ты!»

Ритуальная коммуникация

В каждой цивилизации в любую историческую единицу времени существует специальная система обрядов, которые навязывают человеку определенное поведение в определенных условиях. Это система «правил игры», которые приняты в данной группе людей. Все правила, вырабо­танные человечеством, делятся на две группы:

1) законодательство, в котором сформулированы запрещающие правила;

2) этикет, где сформулированы правила предписывающие, т.е. те, которые рекомендуют в определенной ситуации совершать или не со­вершать какие-то поступки.

Правила законодательства и этикета выработаны человечеством для удобства и регламентации совместного бытия. При невыполнении правил законодательства человека из сообщества перемещают террито­риально (тюрьма, ссылка и т.д.) При невыполнении правил этикета чело­век никуда физически не перемещается, происходит другой процесс: лю­ди вокруг него исчезают сами.

Вне всякого сомнения, человек рождается без знания законодатель­ства и этикета, но он открыт для обретения этих знаний, с первых дней своей жизни человек учится у родителей, педагогов, случайных людей.

Человек постепенно формирует вокруг себя пространство, в преде­лах которого он ощущает себя комфортно: это одна из причин, по кото­рой эмигрант, как правило, ощущает психологический дискомфорт. Ока­зывается, в другой человеческой среде ему требуется много времени и сил, чтобы добиться возможности в этой среде выступать как особая личность, почувствовать, что к нему относятся с привычной для него степенью уважения.

Обычной для русских эмигрантов является фраза: «Я раньше ду­мал, что рядом со мной работают одни доносчики и глупцы, а теперь я по ним скучаю». Нам интересна эта фраза не переоценкой русских цен­ностей, а тем, с каким трудом человек обживает новое пространство, как трудно ему найти людей, на чьем фоне он будет привычно для себя вы­деляться, чувствовать самоуважение.

Итак, первая заповедь этикета - играйте по правилам, которые приняты на той территории, где вы находитесь. Незнание этой заповеди приводит к коммуникативному провалу. Человека из России видно за версту, т.к. он живет по тем законам, которые для него привычны, кото­рым его обучили в детстве, не считая для себя обязательным знание норм поведения. Поэтому наши эмигранты - вечные эмигранты. Хочешь или не хочешь, но надо есть то, что принято, тогда, когда принято, осо­бенно если трапеза разделяется с кем-то; здороваться так, как принято; оформлять деловые документы, назначать свидания, дарить то, что при­нято, и не дарить того, что там обычно не дарят. Поэтому перед тем, как ехать в другую страну (даже с кратким деловым визитом), выучите пра­вила этикета этой страны.

Обратимся к ритуальным речам. Тип речи, к которому относится приветствие - это речь в соответствии с правилами этикета. Не законо­дательства, конечно, (существует очень мало уголовных статей, по кото­рым судили бы за речь, хотя и существуют: статья УК за клевету, за ос­корбление личности, за доведение до самоубийства). Приветственная речь является ритуальной. Она произносится для того, чтобы не выйти из социума, - и в этом ее целевая установка: «Я помню правила игры и по ним играю». Человек, отвечающий на приветствие, делает то же самое, т.е. происходит обмен приветствиями как обмен знаками принадлежно­сти к одному сообществу.

По сути дела, слова «Доброе утро», «Здравствуйте», «Добрый день» - утратили свое прямое значение, т.е. десемантизировались. Десеманти- зация - это редукция, сокращение смысла. Десемантизация - это про­цесс, в соответствии с которым определенный текст начинает терять свое значение. Само значение существует, его можно найти в толковом сло­варе, можно восстановить в собственном сознании, но в конкретной ре­чевой коммуникации оно не проявляется. Явление десемантизации вам хорошо знакомо. Вспомните, как вы в первый раз пришли домой поздно и вас начали ругать родители. В первый раз это произвело сильное впе­чатление. Когда же это произошло в десятый раз - вы просто не услыша­ли нравоучений.

Десемантизация является фактом как устной, так и письменной ре­чи. Это надо помнить, когда вы готовитесь к разговору. Надо донести свое слово так, в такое время и в такой психологической ситуации, чтобы оно осталось в сознании другого человека.

Многим из опыта изучения иностранных языков известно, что текст, поразивший вас своей новой информацией, запоминается мгновенно. Так же глубоко врезается в память и отдельное слово, произнесенное либо с особой интонацией, либо в стрессовой ситуации.

Бывают тексты настолько сложные, что для их понимания требуется многократное повторение - это тексты-шифры: Библия, Евангелие, Ко­ран, молитва. С течением лет, столетий и тысячелетий смысл этих свя­щенных книг открывается с новой стороны.

К ритуальным относятся не только церковные, фольклорные, но и гражданские обряды. Например, презентация, протокольная речь и т.д.

Примерами ритуальной речи являются наши многочисленные заяв­ления. Попробуйте написать заявление без «шапки» - его у вас не при­мут. А попробуйте вместо «шапки» столбиком написать какую-то абст­рактную абракадабру. Если человек заранее знает о смысле вашего заяв­ления - оно может быть принято, т.к. «шапку» в этом случае не читают.

Автореферат диссертации читают с шестой страницы - до этого обычно изложен набор клише.

Законодательные и поведенческие правила членят нации на законо­послушные и те, что грешат отсутствием законопослушания. Например, англичане - законопослушны, а русские, напротив, кичатся своим неза­конопослушанием, видя в этом национальный шик. Однако отсутствие законопослушания значительно осложняет коммуникацию. В итоге вы­сокий уровень необязательности приводит к тотальному нервному стрес­су. Отчасти потому люди у нас живут хуже и меньше.

Провокативная речевая коммуникация

- Что такое провокация?

Провокация - предательское поведение, подстрекательство кого- либо к таким действиям, которые могут повлечь за собой тяжелые для него последствия.

- Кто легче поддается на провокацию?

Особенно легко поддаются на провокацию молодые люди в силу своей доверчивости.

Провокацией являются намеренно уничижительные самохаракте­ристики, которые имеют одну цель: вырвать у собеседника похвалу.

- Ой, я сегодня так плохо выгляжу (а у самой новая блузка, и глаз­ки блестят, и кудри вьются непокорной волной, и слова эти - сплошное кокетство).

- Ну что ты! Ты сегодня сногсшибательна! (Цель достигнута).

Не зря в народе про такой вид коммуникативного поведения гово­рят: «Самоуничижение паче гордости».

- Зачем произносят провокационные речи?

Провокационная речь говорится не для того, чтобы передать ин­формацию, а для того, чтобы получить ее. Для этого используется особая конструкция - вопросительная, но без вопроса, утвердительная, но с жа­ждой провокационного поведения.

- Ты не сможешь выиграть этот матч.

- Нет, смогу. Я прошел серию тренировок с большими нагрузками и нахожусь сейчас в отличной форме.

Первую реплику можно назвать провокационной.

Провокационная речь - это особый тип речи, рассчитанный внут­ренне на получение некоторой ответной информации - или не известной тому, кто ее хочет получить, или известной наполовину.

Например, вы готовитесь к поступлению в университет. Под боль­шим секретом от всего класса нашли себе репетиторов - подготовка идет полным ходом. Человек, с которым у вас соперничество, с наглым видом говорит:

- Ты все равно не поступишь на этот факультет, ты в школе-то из последних сил едва четверки получаешь, а лезешь Бог знает куда.

- Да ты знаешь, какие у меня репетиторы!

И от злости «выбалтываете» все свои секреты. Вот пример прово­кационной речи и провокационного поведения.

Провокатор не просто получает - он выпытывает информацию у до­верчивого и самолюбивого собеседника, играя с его самолюбием, подбрасы­вая в костер этого самолюбия специально высушенные березовые поленья.

Для провокаций используют вопросительную конструкцию пред­ложений. Сама по себе вопросительная конструкция является универ­сальной, она присутствует в сознании людей всех национальностей. Ра­зумно предположить, что потребность в задавании вопросов дана чело­веку от природы. Т.е. провокационная речь, рассчитанная на получение определенной информации, генетически дана человеку в отличие от речи ритуальной, которой ему приходится учиться в течение всей жизни.

Провокационная речь существует для прямого воздействия на других людей, причем воздействия подчиняющего: вы вынуждаете человека по­мимо его воли передать некоторую информацию. Потребность эта свойст­венна каждому человеку. Мы так устроены, что в нас возникает желание вынуждать других людей действовать в соответствии с нашей волей.

Риторические вопросы к публике - самые распространенные ора­торские приемы. Как только человек слышит вопросительную интона­цию, он интуитивно хочет ответить, а для ответа требуется раздумье, к этому и стремится оратор.

В каждом вопросе заложена возможность скомпрометировать че­ловека. Особенно неприятно это в публичных местах: на переговорах, на конференциях, во время защиты диплома или диссертации. Человеку за­дают вопрос, в котором вопрос на самом деле не содержится. Если чело­век растерян или взволнован, он может не сразу это понять и начнет от­вечать, вызывая ухмылки окружающих. Он скомпрометирован, причем не столько как личность, сколько как носитель интеллекта - не хватило ума догадаться, что его ни о чем не спрашивают.

Человек знает, что у вас были крупные неприятности, его это мало интересует, но из общеэтических соображений он спрашивает: «Как об­стоят дела с Вашей проблемой?» Отвечать надо коротко: «Чуть лучше» или «Почти также». Но если вы начали излагать приватные подробности человеку, которому это не интересно, вы обнажили свой внутренний мир, показали свою боль перед лицом человека равнодушного. Он торо­пится, ему скучно и вы, кроме негативного отношения к себе, ничего от разговора не получите.

Но вернемся к провокационным речам. Внутренний мотив прово­кационной речи - получение правдивой информации. Как узнать у экс­пертов перспективы инфляции? Как спровоцировать их на правдивый ответ? Вы помните, что человеческий мозг так устроен, что он болезнен­но реагирует на любую ложь или глупость.

Попробуйте сказать безапелляционным тоном что-нибудь явно не соответствующее здравому смыслу: «Я удовлетворена всем, что проис­ходит с отечественной финансовой системой в течение последних лет, особенно процессом инфляции». Скорее всего, вам начнут возражать, объяснять - вы спровоцировали публичные размышления сведущего че­ловека на интересующую вас тему. Не на каждую реплику стоит обра­щать внимание. Иначе вы можете оказаться под угрозой сказать больше, чем хотели.

Кто побеждает в диалоге двух дипломатов, у которых одна цель - узнать важную информацию у своего коллеги? Побеждает тот, кто луч­ше обучен и кто умнее. В дипломатической деятельности часто исполь­зуется такой прием. Чтобы узнать секретную информацию, ее пытаются спрогнозировать, а потом безапелляционным тоном подают как очевид­ную и общеизвестную. Если прогноз неверен, то разговор не получается, если же верен - с дипломатом будут разговаривать конфиденциально, как с человеком осведомленным. Такое речевое поведение основано на блефе. Блеф - это не синоним лжи, ибо вы имеете право высказать свою точку зрения, в достоверности которой сомневаетесь.

Пытаясь спровоцировать человека и выпытать у него секрет, пом­ните, что для каждого умнейшего человека можно найти такого, который будет умнее собеседника и лучше обучен, он переиграет его. Провокация может обернуться публичным позором и грубостью, ведь наше общество (увы!) воспитано в речевой разнузданности.

О грубости стоит сказать особо. С психологической точки зрения грубость есть следствие трех разных причин: во-первых, она свидетель­ствует о том, что человек дурно воспитан, что он рос в неинтеллигентной среде; во-вторых, грубость говорит сама за себя, значит, вам удалось за­деть этого человека, он уязвлен вами и не может скрыть своей слабости по отношению к вам; в-третьих, грубость говорит о том, что человек не­достаточно умен.

Каждый раз, когда вам хочется нагрубить, следует вспомнить эти три причины. Ведь, грубя, вы расписываетесь в том, что у вас неинтел­лигентные родители, что человек, на которого направлена ваша гру­бость, умнее вас, наконец, у вас не хватило ума его переиграть. Для тех, кто хочет одерживать речевые победы, всякая грубость должна быть ис­ключена.

Грубость - это самое мелкое оружие из всех, какие бывают: когда человеку нечего сказать, он начинает кричать и ругаться. В этом прояв­ляется его беспомощность. Люди, которые одерживают речевые победы, обычно говорят тихо, очень вежливо, уверенно, а в это время их против­ники находятся в состоянии нервной комы.

Если вы задались целью дискредитировать человека, спровоцируй­те его на грубость - и вы достигнете своей цели. Нередки случаи, когда таким способом решается проблема увольнения человека с работы: его провоцируют на грубость и брань в присутствии начальства, и он теряет работу по причине неэтичного поведения. Хотя неэтичность - только по­вод, истинная же причина, как правило, совершенно другая.

В менеджменте прием дискредитации через провокацию является типовым. Вы не говорите о человеке что-то плохое, чтобы его дискреди­тировать, а просто ставите его в такое положение, когда он сам себя дис­кредитирует.

Провокация - это жестокое, изощренное силовое воздействие на человека, ведь человек обычно не предполагает, что его собираются спровоцировать на поступок, для него невыгодный и нецелесообразный.

- Почему провокационная речь часто используется в социальной сфере?

Потому что в общественной иерархии побеждает тот, кто лучше информирован: кто получил информацию первым, тот может стать хо­зяином положения.

Список литературы

1. Гойхман О.Я. Речевая коммуникация : учебник / О. Я. Гойхман, Т. М. Надеина ; под ред. О. Я. Гойхмана. - М. : ИНФРА-М, 2001.

2. Зарецкая Е.Н. Риторика: Теория и практика речевой коммуникации / Е. Н. Зарецкая. - М. : Дело, 2002.

3. Михальская А.К. Основы риторики / А. К. Михальская. - М. : Дрофа, 2002.

<< | >>
Источник: Ёлшина, Т.А.. Речевая коммуникация в деловых отношениях : учебное пособие / Т. А. Ёлшина. - 2-е изд., стереотип. - Кострома : Изд-во Костромского государственного технологического университета,2010. - 99 с.. 2010

Еще по теме КЛАССИФИКАЦИЯ ТИПОВ РЕЧЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ ПО ЦЕЛЕВЫМ УСТАНОВКАМ: