<<
>>

Хозяйственная специализация и проблемы этногенеза

В длительной истории становления армянского этноса и государства выде­ляются две культурные традиции - исходно земледельческая и исходно ското­водческая, носителями которых, возможно, были этнически разнородные груп­пы.

Обособление двух традиций не означает полного противопоставления хо­зяйственной деятельности: земледельцы, как засвидетельствовано археологиче­скими материалами, сочетали это занятие со скотоводством (сначала в местах поселения, позднее отгонным), а скотоводы приобщались к земледелию. Речь идёт именно об истоках - изначальной ориентации хозяйства и соответствую­щем ему образе жизни.

Земледелие в речных долинах Армении возникло вокруг стационарных по­селений не позднее V тысячелетия до н.э. в эпоху керамического неолита и эне­олита не без влияния более прогрессивных земледельческих культур «Плодо­родного полумесяца». Земледельческая культура КУАК эпохи ранней бронзы развивается с середины IV тысячелетия на базе местных земледельческих тра­диций. Резко возрастает число поселений и, очевидно, численность населения. Сначала они прогрессируют в долинах рек, затем осваиваются новые экологи­ческие ниши: поселения распространяются в предгорья и на низкогорные пла­то. С середины Ш тысячелетия существенным в развитии заключительной фа­зы КУАК становится фактор обороны, и новые поселения строятся в труднодо­ступных местах и укрепляются. С этого времени фактор обороны присутствует в развитии всех культур региона.

Во второй половине III тысячелетия, на рубеже ранней и средней брон­зы, количество земледельческих поселений заметно уменьшается, хотя они продолжают существовать в традиционных экологических нишах. Сокраща­ется и скорость накопления культурных слоёв на поселениях, что свидетель­ствует о менее оживлённой жизни, т.е. сокращении численности населения. Наряду с рядом культурных новшеств (например, более многочисленных и разнообразных бронзовых изделий, изготавливаемых теперь в основном из оловянной бронзы с использованием более высоконикелистой медной руды) планировка и керамика поселений демонстрирует преемственность от КУАК: господствует грубая «кухонная» и чернолощёная посуда при миниму­ме нововведений в орнаменте последней и появлении редких образцов рас­писной керамики.

Материалы К.Х. Кушнарёвой [1993] по поселению Узерлик-Тепе показыва­ют, что земледелие остается важной отраслью хозяйства. Возделываются пше­ница (твёрдая, мягкая и карликовая), плёнчатый и голозерный ячмень, просо, бобовые, масличные и виноград. Вместе с тем возрастает роль скотоводства (вероятно, отгонного), о чём свидетельствуют многочисленные кости крупного (52,3%) и мелкого (31,4%) рогатого скота, свиньи (11,5%), лошади (4,2%) и соба­ки (0,6%). На поселении найдены фрагмент маслобойки, костяные орудия для обработки шкур, утеплённые зимние ямы для ягнят, гребень для прибивания ут­ка на примитивном ткацком станке.

Наряду с этой исходно земледельческой традицией на территории Армении в то же время распространялись исходно скотоводческие культуры. Древней­шая из них, относящаяся к энеолиту и датируемая концом V - началом IV тыся­челетий до н.э., представлена петроглифами в горах южнее Севана, особенно на Сюникском нагорье, которые демонстрируют занятие скотоводством и охотой при отсутствии каких-либо признаков земледелия. Наряду с изображениями ро­гатого скота в сопровождении пастуха и собаки, а также запряжённых волами двуосных повозок со сплошными колесами, присутствуют редкие изображения лошадей, всадников на лошадях и повозок на колесах со спицами (см. рис. 90). Это придавало создателям петроглифов, вероятно, не строившим стационарных поселений, высокую мобильность.

Следующая волна широкого распространения скотоводства в Центральном Закавказье приходится на эпоху средней бронзы. Об этом свидетельствует и резкое преобладание могильников над поселениями на фоне отмеченного со­кращения числа последних, и тот факт, что в могилы рядом с покойниками ук­ладывались части туш жертвенных животных. Такое преобладание ярче сказа­лось на севере прежнёго ареала КУАК, тогда как на юге (в области кизыл-ванк- ской культуры) оно не столь заметно.

Проще всего было бы предположить, что интенсивное развитие скотовод­ства связано с хозяйственной переориентацией местного населения в изменив­шихся климатических условиях (см.

раздел 6.1.3). Однако этого кажется недос­таточно. Дело в том, что волна распространения скотоводства совпадает по вре­мени с интенсивным расслоением общества. О крупных технических новшест­вах и изменениях в жизненном укладе мы судим по оформлению и содержанию крупных нерядовых курганов, где погребена возникшая верхушка общества (родо-племенные вожди), и отчасти по погребениям их ближайшего окружения. Что же касается прочих членов общества, то, насколько можно судить по ар­хеологическим материалам из поселений и рядовых захоронений, их жилища, инвентарь и быт мало отличались от таковых КУАК, кроме, может быть, час­тичного оттока населения для обслуживания отгонного скотоводства.

Тем не менее социальное и последовавшее за ним имущественное расслое­ние коснулось рядовых общинников. Стало необходимым пасти скот и обраба­тывать продукты скотоводства, принадлежавшие знати. Возникли новые посе­ления (например, в Алазанской долине) с преимущественно или исключительно скотоводческой ориентацией хозяйства. Так, в поселении Илто на выходе ■ р. Ил- то из Иорского ущелья кости домашних животных являются основными «куль­турными» отходами, причём среди них присутствует крупный (55,4%) и мелкий (13,3%) рогатый скот и свиньи (31,3%), что отчасти совпадает и с современной специализацией животноводства [Кушнарева, 1993]. Если прежде ремесло было более или менее стандартным, ориентируясь на равноправных членов общины, то теперь появилась потребность в изготовлении (за вознаграждение или по принуждению) более изощрённой продукции, ориентированной на вкусы знати, что способствовало развитию ремесел и относительному возрастанию числа ре­месленников.

Социальное расслоение достигло максимума в «цветущую» стадию ТК. О нём можно судить по невиданным до того размерам (и соответственно трудо­ёмкости изготовления) и богатству курганов вождей племён и племенных сою­зов, выделившихся в скотоводческой среде. С появлением лчашен-мецаморской культуры связан некоторый «откат» в степени социальной расслоенности обще­ства.

Во всяком случае столь же богатых захоронений (или жилищ соответству­ющего ранга) в слоях этой культуры не найдено. Вместе с тем в областях более раннего распространения культуры (горных районах к югу от Севана) отчетли­во проявляется её исходная скотоводческая ориентация.

Она сохраняется в горных районах и позднее, до эпохи урартских завоева­ний. Так, согласно одной из надписей урартского царя Аргишти I, в результате похода в страну Эриахи он угнал оттуда «1104 коня, 35015 голов крупного и 100...1829 (101829 ?) голов мелкого рогатого скота», а через 10-20 лет царь Сар- дури II после двух походов в ту же Эриахи угнал соответственно 412и 1613 ко­ней, 6665 и 16529 голов крупного рогатого скота, 25375 и 37685 голов мелкого рогатого скота [Меликишвили, 1960]. Получается, что всего за столь неболь­шой срок было угнано более 3100 лошадей, более 58 тыс. голов крупного и 160 тыс. голов мелкого рогатого скота. По расчётам Б.Б. Пиотровского [1959] эти величины ещё больше. Учитывая, что понятие «страна» примерно соответ­ствовало по размерам административному району бывшей Армянской ССР, ин­тенсивность и продуктивность скотоводства были очень высокими.

Вместе с тем, распространившись в Араратскую долину, носители лчашен- мецаморской культуры усвоили от местного населения и развили навыки эффе­ктивного земледелия и разнообразных ремёсел. Распространение культуры, ве­роятно, сопровождалось ростом населения. На это может указывать рост числа

захоронений в некрополе Хорома на северном склоне Арагаца, где с середины XV в. оно возрастает на порядок [Аветисян, Бадалян, 1996].

Этническую и языковую принадлежность упомянутых культур можно обсу­ждать сугубо гипотетически, за исключением урартской культуры, определён­но восходящей к урартской ветви хуррито-урартской языковой группы. Г. Виль­хельм [1992] рассматривал урартский язык как родственный хурритскому, но отделившийся от него ещё в III тыс. до н.э., а И.М. Дьяконов [1995(a)] считал его поздним диалектом хурритского.

Говоря об этнической принадлежности той или иной культуры, мы, вслед за И.М.

Дьяконовым [1995(a)], «будем считать этносом человеческую общность, объединённую единым происхождением языка и общими культурными особенно­стями, оставляя в стороне гены». При внедрении этнически чуждой культуры в некий аборигенный субстрат могут сохраняться аборигенный антропологический тип, элементы материальной культуры, но при этом смениться язык. Яркий при­мер тому И.М. Дьяконов видит в приведённых Л.В. Ошаниным данных об антро­пологии тюркоязычных народов: у киргизов эпикантус («монгольская складка») наблюдается более, чем в 80% случаев, а у более западных тюркоязычных наро­дов этот процент снижается, доходя у азербайджанцев и турок до 5-0%.

Выше отмечалось, что на поздней стадии (вторая половина III тыс. до н.э.) КУАК распространилась в Восточную Анатолию, а влияние КУАК достигло Сирии и Палестины, где развивалась родственная ей кирбет-керакская культу­ра. В то же время КУАК проникла в Иранский Азербайджан, а влияние её ощу­щалось и в более южных районах Ирана. Именно в это время, т.е. в годы прав­ления Саргона Аккадского (около 2371-2316 гг. до н.э. по «высокой хроноло­гии») и его преемников месопотамские источники сообщают о войнах с некими северными и северо-восточными соседями, где, судя по некоторым приводимым именам и словам, говорили по-хурритски [Вильхельм, 1992].

Под натиском пришедших из Северо-Западного Загроса кутиев Аккадское царство пало примерно в 2200 г. до н.э., и кутии заняли часть Вавилонии. На раз­валинах Аккада по его северной периферии возникло первое известное по исто­рическим документам хурритское государство Уркеш, правитель которого с ти­пичным древнехурритским именем Аталь-шен (или Ари-шен) правил где-то в конце периода кутиев или в первые десятилетия III династии Ура [Вильхельм, 1992], т.е. около 2100 г. Это царство занимало обширную территорию от бас­сейна Хабура на западе до р. Диялы на востоке и простиралось на север по мень­шей мере до оз. Ван.

Позднее, в эпоху средней бронзы, на месте Уркеша и в соседних областях возник ряд других хурритских государств, среди которых наибольшую извест­ность приобрело царство Митанни.

Время его основания неизвестно, но к сере­дине XVI в. оно стало мощной политической силой. Хурритоязычное население было многочисленным и в Хеттском царстве, где большинство, однако, говори­ло на индоевропейских языках.

Хурритский язык обнаруживает существенное сходство с современными во­сточно-кавказскими языками и образует единую с ними языковую семью [Дья­конов, 1968, 1995(a)]. И.М. Дьяконов выявил у этих языков более 100 общих корней и предложил закрепить за ними название «алародии» по имени, исполь­зованному Геродотом [1999; III: 94; VII: 79] для обозначения одного из кавказ­ских народов, обитавших на Армянском нагорье, возможно, урартов. К той же языковой семье И.М. Дьяконов предположительно отнёс кутиев.

Оценивая языковую принадлежность раннебронзовых культур Кавказа, И.М. Дьяконов справедливо счёл необходимым исключить из числа абориген­

ных индоевропейские и тюркские языки. Остаются языки западно-кавказской, картвельской (иберийской) и восточно-кавказской («алародийской») языковых семей. Что касается картвельских языков, то у них, по мнению И.М. Дьяконова [1995(a)], «в лексике - за исключением единичных заимствований - нет никаких схождений ни с северо-западно-кавказскими, ни с северо-восточно-кавказски­ми» (включая хурритский). Учитывая это обстоятельство и факт совмещения южной части ареала поздней КУАК с определённо хурритоязычной (по истори­ческим источникам) областью, следует согласиться с И.М. Дьяконовым [1968], полагавшим, вслед за Б.Л. Куфтиным, что КУАК (кроме, может быть, северо­западной части ареала своего распространения) принадлежала протохурритам.

Можно допустить также, что зарождение земледелия в энеолите произош­ло ещё на базе кавказской языковой общности до её разделения на западную и восточную ветви. Хурритоязычной была, по-видимому, и часть обитателей сре­днебронзовых поселений, по крайней мере в пределах Армении и соседних рай­онов Азербайджана, продолжавших в изменившихся условиях земледельческую традицию КУАК. В это же время обитатели западного побережья Кавказа унаследованно развивали иную культурную традицию, приведшую в конечном счёте к современным народам западно-кавказской языковой семьи.

Приведённые соображения ставят вопрос о локализации носителей карт­вельского языка, исходного для грузинской языковой семьи. В.В. Иванов [1990] отмечает следы его древних контактов с некоторыми индоевропейскими и кав­казскими языками. Для объяснения таких контактов весьма перспективным представляется подход П.М. Долуханова [1990], согласно которому КУАК мог­ла быть полиэтнической, что типично для эпох, благоприятных для развития производящей экономики. Распад этой культурной общности в условиях ариди- зации климата привёл к этническому размежеванию.

По мнению И.М. Дьяконова [1995(a)], это «ставит конкретную задачу перед археологами: выделить из недифференцированной КУАК, а также среди куль­тур средней бронзы памятники, увязываемые именно с грузинской семьей язы­ков. Как пока представляется, соответствующие памятники надо искать прежде всего в Западной Грузии... Не исключено, что здесь был первоначальный сило­вой центр, откуда грузиноязычные племена широко распространились в конце эпохи бронзы и в железном веке». •

Аборигенные хурритоязычные обитатели Армении и соседних регионов ис­пытывали инъекции инородных этносов и культур преимущественно скотовод­ческой ориентации. Первой такой инъекцией были энеолитические скотоводы и охотники, создавшие II генерацию петроглифов на Сюнике и других нагорьях к югу от Севана. Судя по оставленным наскальным рисункам, они пользовались повозками, в том числе одноосными и на колесах со спицами. Если изображён­ные двуосные повозки на сплошных колёсах запряжены волами, то одноосные повозки на колёсах со спицами запряжены эквидами (ослами или лошадьми). Есть и отдельные от повозок изображения лошадей, в том числе и оседланных (см. рис. 90). Поскольку следы одомашенной лошади присутствуют в скотовод­ческих культурах IV тысячелетия до н.э. Северного Причерноморья, а прируче­ние лошади могло произойти там ещё в V тысячелетии (см. раздел 1.3.6), мож­но сугубо предположительно посчитать создателей петроглифов связанными с этими скотоводческими культурами.

Для установления прародины или, по крайней мере, путей миграции созда­телей петроглифов Сюника важен видовой состав изображённых ими живот­ных. Преобладают изображения козлов, среди которых идентифицированы Capra aegagrus (безоаровый козёл) и Capra caucasica (кубанский тур). Многочис­

ленны изображения различных собак и кавказского оленя (подвид благородно­го оленя Carvus elaphus). Идентифицированы также кабан, осёл, лошадь, муф­лон (?), лось (?), лев, леопард (?), гепард, шакал, волк, гиена, медведь, змеи.

В этом списке присутствуют дикие животные, ныне не обитающие на высо­когорном Сюнике и, по-видимому, не обитавшие там и несколько тысячелетий назад (лев, леопард, гиена, лось, благородный олень). Но некоторые из них мог­ли обитать по-соседству. Так, вблизи Севана, в залесенных долинах низкогорий, жил благородный олень, а лев ещё несколько столетий назад обитал в плавнях Аракса (как и гиена, населявшая более широкие площади). Сказанное относит­ся и к петроглифам высокогорного Гегама и Варцениса, где помимо льва и бла­городного оленя встречены изображения фламинго и пеликана, которые могли жить на Севане при более тёплом климате. Что же касается лося, то его авто­ры наскальных рисунков могли встретить только в более северных районах - не ближе Большого Кавказа или Предкавказья, что делает миграцию создателей петроглифов с севера вполне вероятной (особенно, если учесть ту особую роль, которая отводилась лосю в первобытных культурах более северных племён [Рыбаков, 2002]).

Сокращение количества земледельческих поселений и интенсивное разви­тие скотоводства на Южном Кавказе в эпоху средней бронзы лишь отчасти можно связать с миграцией хурритоязычного населения на юг, где в это время формируются первые хурритские государства, и объяснить рассмотренными выше изменениями климатических условий. Именно в это время на террито­рии Армении и, прежде всего, в её горных районах широкое распространение приобретают культуры, характеризуемые возведением курганов и мегалити­ческих сооружений. Их принято связывать с миграцией полукочевых индоев­ропейских племен преимущественно скотоводческой ориентации. Поэтому здесь уместно сделать отступление и обратиться к проблеме происхождения индоевропейцев и тех полукочевых скотоводческих племен, которые могли к ним принадлежать.

Согласно лингвистическим исследованиям, древнейшие индоевропейцы имели производящую экономику, и их языковое единство, сформировавшееся в раннем голоцене, распалось примерно на границе V и IV тысячелетий до н.э. Все исследователи помещают прародину индоевропейцев в Циркумпонтиче- ской области, но в разных её частях.

Т.В. Гамгрелидзе и В.В. Иванов [1984] считали прародиной индоевропейцев Переднюю Азию, мотивируя это следами языковых контактов в древнейших индоевропейских, кавказских и картвельском языках. В таком случае индоевро­пейские племена могли мигрировать в Армению с юга и запада. Именно так, ве­роятно, проникло сюда земледелие. Многочисленны следы и более поздних культурных инъекций. Так, в эпоху средней бронзы оттуда, по-видимому, при­шли традиция расписной керамики и ряд новшеств в металлургии (оловянная бронза и использование высоконикелистой медной руды) и металлообработке, в частности, изготовлении оружия и ювелирных изделий. Некоторые такие из­делия определённо считаются импортными, хотя лучшие образцы ювелирного мастерства, вероятно, были изготовлены на месте [Кушнарёва, 1993]. Близкого мнения придерживается С.А. Григорьев [1999], помещающий прародину индо­европейцев в район Армянского нагорья и Верхней Месопотамии и допускаю­щий их весьма ранние миграции оттуда.

Однако концепция переднеазиатской прародины индоевропейцев встре­тила ряд возражений, одно из которых сводится к тому, что Т.П. Гамгрелид­зе и В.В. Иванов признавали войну важнейшим занятием древних индоевро­

пейцев, а в раннеземледельческих обществах Передней Азии и Ближнего Во­стока захоронения с оружием появляются лишь в III тысячелетии до н.э. [Алекшин, 1990].

По мнению И.М. Дьяконова [1982], индоевропейская общность сформиро­валась скорее всего между Балканами и Карпатами (на Среднем Дунае) в ре­зультате взаимодействия древнейших земледельцев, проникших туда в конеч­ном счёте из Передней Азии, с аборигенным населением в процессе его приоб­щения к производящему хозяйству. Этот процесс (и индоевропейский язык?) быстро охватили обширные пространства Европы, проявившись в культуре ли­нейно-ленточной керамики и её северочерноморских аналогов конца VI-V ты­сячелетий (см. раздел 1.3). По существу, мнение И.М. Дьяконова, к которому мы присоединяемся, не отрицает участия переднеазиатских племён в сложении индоевропейской языковой общности. Отличие от доводов Т.П. Гамгрелидзе и В.В. Иванова заключается лишь в ■ том, на какой стадии их взаимодействия с аборигенами Европы эта общность сложилась.

Вершинами земледельческих обществ Юго-Восточной Европы были близ­кие в своей основе энеолитические культуры - накольчатая, лендельская и ку- кутени-трипольская, зародившиеся в конце V - начале IV тысячелетий и успеш­но развивавшиеся до середины III тысячелетия до н.э. Среди них кукутени-три- польская культура оставила в мелкой пластике и декоре керамики наибольшее количество материалов для суждений о религиозно-космических воззрениях её создателей. Эти материалы доказывают их индоевропейское происхождение [Даниленко, 1974; Рыбаков, 2002]. Вместе с тем Б.А. Рыбаков показывает, что существенные элементы религиозно-космических воззрений трипольцев восхо­дят к культуре линейно-ленточной керамики.

По соседству с трипольскими земледельцами во второй половине IV тыся­челетия на степных пространствах складываются мегалитическо-курганные культуры полукочевых скотоводов - нижнемихайловская, среднестоговская, хвалынская и другие, к кругу которых, по мнению Л. С. Клейна [1990], могла принадлежать и новосвободненская культура Северного Кавказа, наслоившая­ся на майкопскую культуру, которую связывают с западно-кавказской языко­вой общностью. На рубеже IV и III тысячелетий этот круг пополняют Новода­ниловская культура, сформировавшаяся в Приднепровье на базе среднестогов- ской, и репинская культура Дона и Поволжья. В первой половине III тысячеле­тия представители этих и родственных им культур создали на обширных про­странствах степей вплоть до Северного Предкавказья культурную общность, характеризовавшуюся курганами, мегалитическими чертами погребений (гроб­ницы в виде дольменов и каменных ящиков, кромлехи) и присутствием чёрно­лощёной керамики [Клейн, 1990].

Как считают многие исследователи, создатели перечисленных культур при­надлежали протоарийской ветви индоевропейской семьи, к которой относятся предки индоиранцев, греков и, вероятно, армян. К этой же группе племён мог­ли принадлежать предки хеттов, раньше других от неё отколовшиеся. Б.А. Ры­баков [2002] показал культурное влияние, которое оказала на этих полукоче­вых скотоводов трипольская культура. Он выявил смысловые аналогии между росписью трипольских сосудов и гимнами Ригведы в трёхчленной картине Ми­ра (верхнее небо с запасами воды, воздушное пространство со светилами и зем- ля=почва), образе богини - Прародительницы Мира (Адити Ригведы), образах божества водной стихии, подобного Варуне (Урану) и, возможно, первого чело­века-титана (Пуруши-Митры), хотя последний сюжет обнаружен и на поли­хромной энеолитической (V-IV тыс. до н.э.) керамике Ирана.

Принципиальное значение для эволюции скотоводческой ветви индоевро­пейцев имела доместикация лошади (см. раздел 1.3.6). В среднестоговской куль­туре второй половины IV - начала III тысячелетий до н.э. выявлена коневодче­ская направленность. Тогда же в степях от Дуная до Волги распространился культ конеголовых скипетров как символов власти, свидетельствующий вместе с тем о появлении всадничества. На западе степного ареала, в Причерноморье, скипетров больше и они реалистичнее, чем на востоке, что может указывать на причерноморское происхождение культа [Клейн, 1990]. Центром его распро­странения считают Новоданиловскую культуру.

Однако, как справедливо отмечает С. Межлумян [1992] на опыте археозоо- логии, столь развитые формы использования домашней лошади могли сложить­ся лишь в течение многих веков, и начало доместикации следует отодвигать, по крайней мере, на тысячу лет. Возможно, оно происходило в недрах предшество­вавших среднестоговской сурско-днепровской и днепро-донецкой культур V - первой половины IV тысячелетий в процессе усиления их животноводческой ориентации. Предпосылкой для доместикации лошади было распространение в причерноморских степях её диких предков.

Маловероятной представляется доместикация лошади в Передней Азии, поскольку горные районы мало пригодны для обитания её диких предков. Их следы там не обнаружены. В Двуречье лошадь была известна в III и даже IV тысячелетиях до н.э. [Дьяконов, 1968], но, по мнению Г.М. Бонгард-Левина и Э.А. Грантовского [1983], возможно, ещё не была одомашнена и служила лишь предметом охоты. Показательно, что она не упоминается среди домаш­них животных в законах Хаммурапи XVIII в. Но в начале II тысячелетия ездо­вая лошадь уже используется в Месопотамии, будучи редким и дорогим жи­вотным. Согласно одному из документов архива Мари её цена в XIX-XVIII вв. составляла 2,5 кг серебра, что эквивалентно цене пяти-шести рабов или 10 га земли [Дьяконов, 1968; Мунчаев, 1973]. Основным транспортным средством оставался осёл. Вместе с тем к самому концу III тысячелетия относятся первые свидетельства появления в Месопотамии лёгкой одноосной боевой колесницы на конном ходу [Дьяконов, 1968]. Весьма вероятно, что она была заимствова­на у хеттов, предки которых, возможно, были её создателями [Заблоцка, 1989].

В связи с этим особое значение приобретают изображения лошади, всадни­ков и двухколёсных повозок на колёсах со спицами на энеолитических петрог­лифах Сюника (конец V - начало IV тысячелетий до н.э.) и одновозрастных им или более поздних петроглифах Гегамского нагорья. Согласно данным С. Меж­лумян [1992], в немногочисленных памятниках неолита Армении кости эквидов составляют не более 3 %общего числа костей животных; все они являются пи­щевыми отходами и не могут считаться принадлежавшими домашней лошади. Однако в энеолите доля костей лошади возрастает до 7-9 % и среди них появля­ются хорошо сохранившиеся фрагменты. Учитывая приведённые выше доводы в пользу северных связей создателей сюникских петроглифов, можно допус­тить, что они принадлежали к протохеттским племенам, ранее других отколов­шимся от индоевропейского единства. Первые признаки их появления в Анато­лии датируются концом IV - началом III тысячелетий [Грозный, 1938].

В III тысячелетии до н.э., ещё до распада степной культурной и языковой общности, в Закавказье начинают проникать и другие восходящие к ней пле­мена. Находки костей домашней лошади становятся обычными в Предкавка­зье и Закавказье [Бибикова, 1967; Мунчаев, 1973]. С этими миграциями, ве­роятно, неоднократными и охватывавшими весь бронзовый век, связано рас-

пространение на территории Армении курганов с кромлехами и мегалитиче­ских сооружений.

Один из древнейших документированных курганов был обнаружен вблизи Сюникского среднеголоценового лавового поля (см. раздел 4.2.1). Слой погре­бения содержит немногочисленные остатки угля и мелких фрагментов костей (что позволяет предположить обряд кремации), обломки примитивной лепной керамики и обсидиана. Согласно результатам радиоуглеродного датирования суглинка из этого слоя, он относится ко второй половине XXXVII - первой по­ловине XXXIV вв., т.е. соответствует ранней стадии КУАК, хотя может быть и древнёе времени погребения. Слой расположен непосредственно на необрабо­танной естественной поверхности и покрыт кучей камней высотой до 1 м, обра­млённой кромлехом диаметром около 9 м.

Материалов для сопоставления культуры горных скотоводов, к которой принадлежали создатели кургана, и земледельческой КУАК мало. Немногочис­ленная керамика КУАК обнаружена в памятниках по берегам Севана, хотя её характерных образцов здесь гораздо меньше, чем местной более примитивной посуды. Домашняя лошадь использовалась населением КУАК. С. Межлумян [1992] со ссылкой на Г. Арушяна сообщает о находке нижней челюсти лошади в куроараксских слоях Мохра-Блура, причём один из зубов сточен из-за непра­вильного применения узды. В районе Арагаца на керамике обнаружены два изображения лошади. Вместе с тем, по сведениям Р. Бадаляна, она оставалась для создателей КУАК сравнительно редким животным: на одном из обследо­ванных памятников среди 400 определённых костей животных лошади принад­лежала только одна. Но вносят ясности в проблему появления домашней лоша­ди данные с юго-западного побережья Севана. Здесь, в 1 км северо-западнее с. Норашен, все кости, обнаруженные нами в слое, содержащем вверху куро- араксскую керамику [Саядян, 1983], принадлежат, по определению Э.В. Вайген- гейм, дикой или домашней лошади, причём радиоуглеродный возраст этих кос­тей оказался неолитическим: 7860 ± 100 лет (ГИН-11665) [первая половина VII тысячелетия до н.э.].

Середина III тысячелетия до н.э. отмечена значительными переменами на юго-востоке Европы. Трипольская и сходные с ней раннеземледельческие куль­туры распадаются. Главенствующую роль приобретают культуры скотоводче­ской ориентации бронзового века с присущим им социальным расслоением, раз­витием всадничества и общей высокой мобильностью, отличающими, по мне­нию В.М. Массона [1999], военно-аристократический путь политогенеза. В ус­ловиях высокой мобильности племён и взаимодействия локальных культур про­исходит распад протоарийской языковой общности. Как одно из её обособлений возникает ямная культура, которую считают принадлежавшей предкам индо- ариев. Западнее развивается культура шаровых амфор. В XXIV-XXIII вв. в Гре­цию проникают прагреческие (ахейские) племена. Дальнейший распад индо­иранской общности приводит к обособлению в конце III тысячелетия катакомб­ной культуры (праиндоарийской) и в начале II тысячелетия синташтинской и от неё срубной культур (праиранских).

Произошедшие перемены затронули и территорию Армении. Здесь с сере­дины III тысячелетия до н.э., в СБВ и ПБВ - РЖВ, архитектура курганных по­гребений усложняется. Непременным атрибутом захоронений становятся по­гребальные камеры или, в ординарном варианте, каменные ящики (дольмены). Возле оз. Алагель непосредственно к югу от вулкана Порак (см. рис. 109) в об­рыве голоценового лавового потока нами обнаружены незасыпанные дольме­ны, но это, по-видимому, исключение. Чаще над погребальными камерами и

дольменами насыпаны кучи камней, и они окружены кромлехами. Кромлех мо­жет окружать несколько небольших куч с индивидуальными захоронениями. Иногда курганы с кромлехами окружены также менгирами.

Какая-либо преобладающая ориентировка погребальных сооружений не ус­танавливается, как и величина их углубления в грунт, которая никак не меняет архитектуры сооружений. Поэтому можно полагать, что она определялась ис­ключительно свойствами грунта. На каменистом грунте, например, лавовой по­верхности погребальные ящики и камеры не углублены вовсе. Известны колле­ктивные захоронения ( несколько маленьких курганов внутри одного кромлеха, несколько дольменов внутри одного кургана, а в ПБВ-РЖВ также неоднократ­ные захоронения в одну могилу.

Крупнейшие и особенно богатые находками курганы, свидетельствую­щие о значительном социально-имущественном расслоении и выделении пле­менной знати, относятся к ТК, ранняя беденская фаза которой датируется XXVI-XXII вв. до н.э., т.е. частично совпадает с заключительной фазой КУ- АК. Сделанные в этих курганах находки позволяют высказать достаточно конкретные предположения об этнической принадлежности правившей вер­хушки «цветущей» стадии ТК, которая, по мнению И.М. Дьяконова [1995(a)], «не вяжется с древними этносами, распространившимися на более южных территориях (и с их лингвистическими сородичами)». Так, карашамбский ку­бок по сюжету имеет индоевропейскую мифологическую основу [Арешян, 1988; Оганесян, 1988]. К тому же источнику, вероятно, восходят некоторые сюжеты расписной керамики, золотая чаша кироваканского кургана с изо­бражениями львов и фигурка льва из кургана Цнори, относящегося ещё к бе- денской стадии ТК.

Отмечалось, что выявленный в «царских» курганах «цветущей» стадии ТК обычай кремации покойников повторяет ритуал захоронения хеттских ца­рей, обычай помещения покойника или его праха на колесницу также мог быть заимствован из Передней Азии, а сами погребальные колесницы сход­ны с таковыми в царских гробницах III династии Ура. Следует иметь в виду, однако, что ритуал захоронения отражает основы религиозных воззрений эт­носа и потому едва ли может быть легко заимствован у инородного этноса, а предполагать хеттское происхождение погребённых в больших курганах ТК нет никаких оснований. Поэтому более вероятным кажется связать индоевро­пейские элементы в курганах ТК (по меньшей мере, её «цветущей» стадии) с тем, что вожди и знать, погребённые в этих курганах, принадлежали некоей группе носителей индоиранской ветви индоевропейских языков (возможно, её древнейшей дардо-кафирской подветви), родственной создателям синташ- тинско-срубно-андроновской культурной общности, которая распространи­лась в начале II тыс. до н.э. от Северного Причерноморья до Казахстана [Дья­конов, 1995(6)].

Показательно, что индоевропейские элементы выявлены лишь в материа­лах больших курганов правящей верхушки, тогда как погребальные обряды ря­довых, вероятно, хурритоязычных общинников, особенно многочисленных в Армении, были иными. Именно индоиранская правящая верхушка, происходив­шая из кочевой скотоводческой среды, способствовала скотоводческой пере­ориентации хозяйства средней бронзы Южного Кавказа.

В связи с индоиранским происхождением верхушки позднетриалетского об­щества стоит проблема «митаннийских ариев». Все цари Митанни XVI-XV вв. носили нехурритские тронные имена, а некоторые из них имеют индоарийскую (или, более обще, индоиранскую) этимологию [Вильхельм, 1992]. Г. Вильхельм

допускает, что на одной из фаз экспансии эти индоиранские элементы попали в хурритскую среду и, будучи ей ассимилированы, оставили в ней определённый культурный отпечаток. Он проявился позднее в известном договоре царя Ми- танни Куртивазза с хеттским царем Суппилулиумасом I (первая половина XIV в.), скреплённом в числе прочих именами четырёх индоарийских (дардо-ка- фирских?) богов, и в коневодческой терминологии хеттского учебника по тре­нировке коней, составленном около 1300 г. до н.э. [Дьяконов, 1995(6)].

Индоевропейскими по своему происхождению, вероятно, были и послетри- олетские скотоводческие культуры средней и поздней бронзы Присеванья и горных районов к юго-востоку от Севана (см. раздел 6.1.2). Лчашен-мецамор- ская культура в своем относительно раннем присеванском варианте, по-видимо­му, также была скотоводческой, и лишь в результате контактов с местным хур- ритоязычным населением долин произошли приобщение её носителей к земле­делию и прогресс ремёсел.

Отсутствие преемственности между поздней ТК и позднейшими культурами средней и поздней бронзы Армении свидетельствует об их этнической разно­родности. Вместе с тем прямая линия развития, связывающая эти культуры с древнеармянским этносом и государством, и отсутствие позднейшей подобной этнической инъекции дают основание рассматривать их создателей как носите­лей протоармянского языка, восходящего, как и язык верхушки ТК, в конечном счёте, к индоиранско-греко-армянской языковой общности, распавшейся в се­редине III тысячелетия до н.э. Именно носителей первично скотоводческих культур конца средней бронзы и ПБВ можно гипотетически идентифицировать с «народом Хайка», который, согласно Мовсесу Хоренаци [1990], появившись в Армении, обнаружил, что «до прихода коренного предка нашего Хайка во мно­гих местах нашей страны разбросанно жило небольшое число людей». Назва­ния «армяне» и «Армения» Мовсес Хоренаци связывает с именем Арама - одно­го из ранних правителей страны.

Ассимилировавшись в аборигенной хурритоязычной среде, пришельцы, слившиеся с более ранними индоевропейскими скотоводами, передали ей свой язык и в ПБВ создали единую лчашен-мецаморскую культуру. Последнее об­стоятельство способствовало тому, что походы урартийцев и завоевание ими большей части территории Армении вызывало ожесточённое сопротивление, проявившееся в разрушении большинства протоармянских поселений. Однако развитие культуры протоармянского населения на этом не прервалось. Его во­влечение в орбиту Урарту, стоявшего на более высокой стадии культурного развития, обогатило местное население более совершенными культурно-техно­логическими навыками и пополнило их язык, в котором И.М. Дьяконов [1967] отмечает много хуррито-урартских заимствований, частично восходящих ещё к доурартским временам.

Строительство урартских крепостей указывает на то, что на первых порах их гарнизоны были отчуждены от местного населения. Но в дальнейшем, осо­бенно после крушения царства Урарту, завоеватели, вероятно, слились с абори­генами. В эпоху Урарту территория Армении испытала и другие индоевропей­ские этнические инъекции. В конце VIII в. она подверглась нашествию кимме­рийцев и позднее скифов, проникших в Закавказье из Северного Причерномо­рья и Предкавказья. Урарту иногда использовало их как союзников. Примерно к тому же времени относятся демонстрируемые в Историческом музее Еревана топоры кельтского типа, принципиально отличные от урартских, но найденные на территории Армении почти в одновозрастных слоях, хотя и в разных место­нахождениях.

Таким образом, армянский этнос сложился в результате синтеза различных этнических групп, различавшихся уровнем культурного развития и хозяйствен­ной направленностью. Прежде всего, это изначальные создатели культур конца СБВ и ПБВ, бывшие, как нам представляется, исходными носителями протоар- мянского языка, аборигенное хурритоязычное население и родственные им по языку урартские завоеватели.

На сложение этноса на разных стадиях развития могли оказать влияние эт­нические инъекции, как с юга и юго-запада, сопровождая культурное воздейст­вие существовавших там более развитых обществ, так и с севера, откуда неод­нократно приходили этнические группы скотоводческой ориентации, принадле­жавшие к разным ветвям индоевропейской языковой семьи: предки хеттов (?) и индоиранцев, а позднее киммерийцы, скифы и, возможно, кельты. Такое сме­шение породило своеобразный антропологический тип, в котором сочетаются черты средиземноморской и северной ветвей европеоидов, причём элементы совмещения проступают уже на поздней стадии КУАК [Алексеев, Мкртчян, 1990].

Рассматривая развитие Армении с позиций культурогенеза, мы обнару­живаем в нём эпохи подъёма и спада. Интенсивное культурное строительст­во сопровождало становление раннего земледелия, приведшее к сложению КУАК. К середине III тыс. до н.э. в ней наметился такой характерный при­знак раннего комплексного общества [Renfrew, 1974; Массон, 1998, 1999], как иерархия поселений, хотя признаки существенного имущественного расслое­ния ещё отсутствуют. По-видимому, политогенез общества складывался по организационно-хозяйственному варианту. Но вскоре, уже с начала второй половины III тысячелетия возникла необходимость и в оборонной функции, обусловленной появлением воинственных соседей-скотоводов и проявившей­ся прежде всего в учёте защитных свойств ландшафта при закладке новых по­селений.

К концу III тысячелетия обнаруживаются признаки деградации общества, сопровождавшиеся возрастанием относительной роли скотоводства. Возможно, отчасти оно связано с оттоком аборигенного хурритоязычного населения к югу, где начали формироваться первые хурритские государства. Армения оказалась на периферии этого культурного ареала. Вместе с тем в Центральном Закавка­зье складывается новое комплексное общество военно-аристократического ти­па, достигшее высшего выражения в «цветущей» фазе ТК. Носителями его ор­ганизующего начала (chiefdom), вероятно, были индоиранские пришельцы. Они господствовали над аборигенным населением, в значительной мере сохраняв­шим прежний жизненный уклад.

Очередной культурный «откат» имел место в первой половине II тыс. до н.э. Он ознаменовался крушением ТК и появлением лчашен-мецаморской культу­ры, находившейся на первых порах на более низкой стадии развития. Однако общение её носителей с аборигенным населением и культурные воздействия с юга привели к подъёму культуры, быстро достигшей высокой стадии комплекс­ного общества. Урартское завоевание привело его на ещё более высокую сту­пень развития. Поражения Урарту, возможно, вызвали некоторый культурный «откат», который вскоре сменился новой фазой государственного строительст­ва, уже на протоармянской основе, приведшего к конечном счёте к возникнове­нию Древнеармянского государства.

6.2.

<< | >>
Источник: Трифонов В.Г.. Геодинамика и история цивилизаций / В.Г. Трифонов, А.С. Караханян; Отв. ред. Ю.Г. Леонов. - М.: Наука,2004. - 668 с.. 2004

Еще по теме Хозяйственная специализация и проблемы этногенеза:

- Археология - Великая Отечественная Война (1941 - 1945 гг.) - Всемирная история - Вторая мировая война - Древняя Русь - Историография и источниковедение России - Историография и источниковедение стран Европы и Америки - Историография и источниковедение Украины - Историография, источниковедение - История Австралии и Океании - История аланов - История варварских народов - История Византии - История Грузии - История Древнего Востока - История Древнего Рима - История Древней Греции - История Казахстана - История Крыма - История мировых цивилизаций - История науки и техники - История Новейшего времени - История Нового времени - История первобытного общества - История Р. Беларусь - История России - История рыцарства - История средних веков - История стран Азии и Африки - История стран Европы и Америки - Історія України - Методы исторического исследования - Музееведение - Новейшая история России - ОГЭ - Первая мировая война - Ранний железный век - Ранняя история индоевропейцев - Советская Украина - Украина в XVI - XVIII вв - Украина в составе Российской и Австрийской империй - Україна в середні століття (VII-XV ст.) - Энеолит и бронзовый век - Этнография и этнология -