<<
>>

1. 2. Научная организация музейных фондов

В соответствии со значением предметов для науки и культуры и их юридическим положением музейные фонды делятся на основной фонд, состоящий из музей­ных предметов, и научно-вспомогательный фонд, включающий научно-вспомогательные материалы.

В естественно-научных музеях имеется еще и фонд сырьевых материалов. В него входят объекты приро­ды, предназначенные для лабораторных исследований и препарирования — шкурки животных, влажные экс­педиционные сборы, материалы, подготавливаемые для длительного хранения. Выделение этого фонда обусловлено тем, что в процессе исследований и пре­парирования часть объектов природы может утратить свойства музейного предмета. Включение объекта в этот фонд носит временный характер.

Более дробное деление фондов музея является дис­куссионным.

Наиболее распространена концепция Н.П. Финягиной. В соответствии с этой концепцией фонды му­зея делятся на фонд музейных предметов и фонд науч­но-вспомогательных материалов.

Фонд музейных предметов делится на:

¾ основной и

¾ обменный.

Музейные предме­ты, которые составляют основу собрания и на базе которых осуществляется вся деятельность музея, образу­ют основной фонд. Музейные предметы, в которых данный музей не нуждается, включаются в обменный фонд. Он предназначен для передачи его содержимого в другие музеи на безвозмездной основе или в порядке обмена на профильные предметы с раз­решения Министерства культуры.

Н.П. Финягина. Схема состава музейных фондов по значению и юридическому положению

В музейных фон­дах встречаются непрофильные материалы, которые данному музею не нужны, но они обладают значимос­тью, порой огромной, для науки и культуры в целом. Кроме того, в музейных фондах встречаются полно­стью идентичные предметы — дублеты. Согласно существующим нормативам, при наличии в музейном собрании нескольких дублирующих друг друга музей­ных предметов пять из них входят в основной фонд, а остальные — в обменный фонд, который, таким об­разом, делится на: фонд непрофильных предметов и фонд излишних дублетных материалов.

Внутри ос­новного фонда формируются дублетный фонд и кол­лекционный фонд. Последний включает все музейные предметы, имеющиеся в музее в единственном эк­земпляре, а также по одному, лучшему, из тех, что име­ются в нескольких экземплярах.

Поскольку типовые и уникальные предметы име­ют разное значение для науки и культуры, Н.П. Финягина предлагает выделять их в отдельные фонды в со­ставе коллекционного фонда, дублетного фонда, фон­да непрофильных предметов и фонда излишних дублетных материалов. В мемориальных музеях пред­лагается делить коллекционный фонд на фонд мемо­риальных предметов и фонд предметов, не имеющих мемориального значения.

Определенные особенности имеют фонды ряда естественно-научных музеев. В силу индивидуальности и неповторимости объекты природы не подлежат выделению в обменный или дублетный фонды. В музе­ях системы Российской академии наук и Министерст­ва общего и профессионального образования основ­ной фонд, как правило, делится на научный фонд и экс­позиционный фонд. В основе этого деления лежат различные способы фиксации и формы консервации материала, которые имеют неравноценную значи­мость для исследования и экспонирования.

Дело в том, что влажные препараты, зафиксиро­ванные при помощи спиртовых смесей, быстро обес­цвечиваются и теряют экспозиционный вид. Однако анатомические и морфологические особенности орга­низма сохраняются в полной мере, что очень важно для проведения исследований. Препараты, при фикса­ции которых использовалась смесь с формалином, обесцвечиваются очень незначительно, но структура тканей нарушается. Поэтому, сохраняя экспозицион­ную привлекательность, они становятся практически непригодными для полноценного научного исследова­ния. Далее, классическими объектами научных иссле­дований являются тушки, однако аттрактивными свой­ствами они почти не обладают. Напротив, аттрактивность чучел весьма велика, но они не могут являться объектом исследования в строгом смысле слова, по­скольку представляют собой уже не подлинники, а ре­конструкцию, особенности которой в большей степе­ни определяется мастерством таксидермиста, нежели характером самого природного объекта.

Таким образом, необходимость выделения научно­го фонда в ряде естественно-научных музеев обуслов­лена тем, что именно он должен представлять собой до­кументальный и вещественно зафиксированный итог работы музея по исследованию природы региона.

Принадлежность предметов к основному и научно-вспомогательному фондам оформляется различными документами. Музейные предметы всех музеев страны образуют Музейный фонд Украины. Его состав, организацию и порядок использования впер­вые определило «Положение о Музейном фонде Сою­за ССР» (1965 г.).

Наряду с музейными предметами в состав Музей­ного фонда Украины входят все выявленные предметы му­зейного значения, находящиеся в собственности част­ных лиц, общественных и религиозных объединений и организаций. Таким образом, по своему составу Му­зейный фонд подразделяется на государственную и негосударственную части, но независимо от форм собственности все памятники истории и культуры, включенные в его состав, являются неотъемлемой час­тью культурного наследия народов Украины. Они не подлежат вывозу за пределы страны, а их временный вывоз регулируется Законом Украины «О вывозе и ввозе культурных ценностей». Памятни­ки, включенные в состав государственной части Му­зейного фонда, не подлежат отчуждению, за исключе­нием случаев утраты, разрушения или обмена на дру­гие музейные предметы и коллекции. Музейная коллекция является неделимой.

Включение памятников истории и культуры в со­став Музейного фонда и исключение из него осуще­ствляет орган исполнительной власти, на который возложено государственное регулирова­ние в области культуры. Это производится путем реги­страции соответствующего факта в Государственном каталоге Музейного фонда Украины.

<< | >>
Источник: СТРУКТУРА И ВИДЫ РАБОТЫ В МУЗЕЕ. Лекция. 2016

Еще по теме 1. 2. Научная организация музейных фондов:

  1. § 3. Правовое регулирование деятельности заведений и учреждений культуры
  2. § 2. Музеи и Музейный фонд как культурная ценность
  3. § 1. Проблемы обеспечения сохранности объектов историко-культурного наследия
  4. § 2. Правовая регламентация производства полевых археологических исследований
  5. § 3. Международно-правовые меры предотвращения нелегального оборота культурных ценностей
  6. § 2. Компетенция Межправительственного Комитета всемирного наследия
  7. § 3. Соотношение права оперативного управления с ограничением и обременением прав публичного собственника
  8. Статья 93. Осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)
  9. Система учёта документальных памятников в ОПИ ГИМ
  10. Историографический взгляд на фонд Уваровых
  11. Приложение № 3. ИТОГОВАЯ ТАБЛИЦА ОБРАЩЕНИЙ К МАТЕРИАЛАМ АРХИВНОГО ФОНДА УВАРОВЫХ
  12. 2. Организация научно-исследовательской работы в музее
  13. ТЕМА 2. ФОНДЫ МУЗЕЯ. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФОНДОВОЙ РАБОТЫ
  14. Понятие «Фонды музея»
- Археология - Великая Отечественная Война (1941 - 1945 гг.) - Всемирная история - Вторая мировая война - Древняя Русь - Историография и источниковедение России - Историография и источниковедение стран Европы и Америки - Историография и источниковедение Украины - Историография, источниковедение - История Австралии и Океании - История аланов - История варварских народов - История Византии - История Грузии - История Древнего Востока - История Древнего Рима - История Древней Греции - История Казахстана - История Крыма - История мировых цивилизаций - История науки и техники - История Новейшего времени - История Нового времени - История первобытного общества - История Р. Беларусь - История России - История рыцарства - История средних веков - История стран Азии и Африки - История стран Европы и Америки - Історія України - Методы исторического исследования - Музееведение - Новейшая история России - ОГЭ - Первая мировая война - Ранний железный век - Ранняя история индоевропейцев - Советская Украина - Украина в XVI - XVIII вв - Украина в составе Российской и Австрийской империй - Україна в середні століття (VII-XV ст.) - Энеолит и бронзовый век - Этнография и этнология -