7. Заключение
Я думаю, можно сказать, что здесь были обрисованы различия, которые требуют объяснения в терминах теории употребления языка. Конечно, было указано на дифференцирующую роль языка в различных обществах американских индейцев; безусловно, эти различия в роли относятся к тем видам различий, которые связаны с первым типом лингвистической относительности.
Можно было предполагать, что отношения языка и «картины мира» у фульнио и у гуайкери различны; мы теперь убеждены, что они различны также у восточных чероки и хопи-тева. Можно также предположить, что имеется различие между хидатса и их близкими родичами кроу. Кроме того, я выдвинул предположение об аналогии между вишрамским «перфективным» будущим временем и «перфективной» оценкой употребления языка.Позвольте мне пояснить последнее предположение. Я действительно усматриваю значимые аналогии между языковыми навыками и другими культурными навыками вишра- мов. Одной из них является «перфективная» ориентация; обычай изменять имена после смерти одного из членов семьи приводился выше в качестве другой аналогии, связанной с биполярной ориентацией, которую я обрисовал в предшествующей статье (включая недавно возникшие изменения в грамматике и лексике; Хаймс 1961а). Обе аналогии находятся на первом уровне лингвистической относительности уорфовского типа, обсуждавшейся в дискуссии по этому вопросу. Они доказывают существование модели, а не причинной связи. Эти модели в значительной степени являются корреляциями того же рода, которые вывел Уорф в «Заключении» своей статьи 1941 г. Эти модели имеют историческое значение как продукт совместного развития языка и остальной части культуры; они в некоторой степени отражают способ осуществления речи и когнитивный стиль. Насколько они отражают когнитивный мир, определить уже нельзя.
Эти вишрамские модели возвращают нас к основной идее данной статьи.
Для лингвистической относительности второго типа перфективная оценка является первостепенным фактором; она свидетельствует о важнейшей, центральной роли языка, давая заслуживающие доверия доказательства значимости содержания языка в отношении контекстов, в которых он употребляется. Однако статус этнографических и лингвистических исследований и, кроме того, известная языковая ситуация мешают нам приписывать какому бы то ни было современному носителю вишрамского языка когнитивную ориентацию, или точку зрения, основанную на анализе его языка. Это так, хотя мы могли приписывать эту ориентацию, или точку зрения, носителям данного языка в недавнем прошлом (середина XIX века), когда изменения, отражающие такую точку зрения, по-видимому, активно развивались, и хотя данные, на основании которых можно было бы сделать выводы, существенно не изменились за время, отделяющее это «недавнее прошлое» от наших дней. По своей роли вишрамский язык в настоящее время ни для кого не является первым языком, он служит вторым или третьим языком немногим и вообще редко употребляется.В этом вся соль. Два набора материалов по некоторому языку могут оба приводить к выводу о наличии различительного когнитивного стиля. Однако, если материал собран без учета контекстов употребления, может случиться, что мы выведем существование картины мира из обоих этих наборов, а затем обнаружим, что один из наборов записан от носителя языка, для которого данный язык является жаргоном, который он выучил во взрослом возрасте только для коммерческих целей. Никто в здравом уме не сделает этого; особое функциональное место языка в ситуациях многоязычия произнается всеми. Я попытался показать, исходя из этнографических данных, что ситуации многоязычия являются всего лишь особыми случаями общей ситуации; что модели и специализированные употребления языка в любом обществе должны быть проанализированы как обязательная основа для любых других выводов о месте языка в структуре личности, общества или культуры.
Одно заключительное замечание: социолингвистические системы исчезают раньше соответствующих языков, может быть за несколько поколений. Если необходимо срочно спасать остатки языков, то вдвойне необходимо срочно спасать остатки социолингвистических систем.