ФОНЕТИЧЕСКИЙ звуко-буквенный разбор слов онлайн
 <<
>>

§ 2. Социолингвистика

Социолингвистика – раздел языкознания, изучающий отношения между языком и обществом. Их теснейшая взаимосвязь достаточно очевидна, однако очень долго она не находила теоретического осмысления.

Эту связь неявно предполагает древнегреческая теория «тесей» (букв. «по установлению»), согласно которой имена возникают вследствие договора людей. Еще более явственно связь языка и общества прослеживается в конфуцианской концепции чжэн мин (букв. «исправления имен»). Отдельные высказывания встречаются у лингвистов новейшего времени – В. Гумбольдта, Карла Фосслера (1872-1949), А. Мейе (1866-1936), Ш. Балли (1865-1947), Жозефа Вандриеса (1875-1960). Тезис «язык – общественное явление» был сформулирован советскими учеными.

Социолингвистика как наука возникла в 1920-х гг. в работах, многие их которых стали классикой советского языкознания – Р.О. Шор («Язык и общество», 1926), А.М. Селищев («Язык революционной эпохи. Из наблюдений над русским языком последних лет (1917-1926)», 1928), Е.Д. Поливанов («О фонетических признаках социально-групповых диалектов и в частности русского стандартного языка»; «Фонетика интеллигентского языка»; «Стук по блату»; «О блатном языке учащихся и о «славянском языке» революции» // Поливанов Е.Д. За марксистское языкознание, 1931), Б.А. Ларин («К лингвистической характеристике города», 1928; «О лингвистическом изучении города», 1928), В.М. Жирмунский («Национальный язык и социальные диалекты», 1936).

Социолингвистическая проблематика стимулировалась самой советской действительностью. Общественные преобразования существенно влияли на язык, и требовалось зафиксировать его состояние в революционную эпоху. Истоки советской социолингвистики можно усмотреть в работе П. Лафарга (1842-1911) «Язык и революция». Лафарг отвергал компаративистику, а для объяснения языковых изменений использовал введенную госпожой де Сталь теорию среды: «Язык не может быть отделен от своей социальной среды так же, как растение не может быть оторвано от свойственной ему среды климатической.

Лингвисты обычно не понимают влияния среды или пренебрегают им; многие из них ищут происхождения слов и даже мифологических сказаний просто в санскрите. Санскрит для языковедов то же, что френология для антропологов: это их – “Сезам откройся!” ко всему необъяснимому. Читатель ужаснулся бы, если бы я привел бесконечный список слов, которые один знаменитый ориенталист производит от санскритского “блестеть”»[332]. В постреволюционной России работа Лафарга была принята в качестве методологического ориентира. На это были своеобразные причины. Во-первых, классики марксизма оставили очень мало высказываний о языке. Во-вторых, Лафарг женат на дочери К. Маркса Лауре, пламенный революционер и ортодоксальный марксист[333].

Советские ученые изучали язык и общество на основе марксистского понимания языка как общественного явления. Основные принципы марксизма: диалектический материализм (законы природы подчиняются законам диалектического развития – переход количества в качество, отрицание отрицания), исторический материализм – бытие определяет сознание, т.е. экономический базис создает соответствующую идеологическую надстройку. Антропогенез и глоттогенез вызваны переходом от присваивающего хозяйства к производительному труду. Каждая экономическая формация вносит в язык определенные изменения. Одно время в совесткой лингвистике господствовал упрощенно-прямолинейный взгляд на связь языка и общества. Под влиянием марризма и марксизма считалось, что социальная дифференциация непосредственно приводит к формированию классовых диалектов и «языков». Характерны, например, сами названия статей Л.П. Якубинского, опубликованные в 1930-е гг. в журнале «Литературная учеба» – «Язык пролетариата», «Язык крестьянства». Георг. Конст. Данилов (1896-1937) пытался выявить особенности не только пролетарского языка, но даже языка таких малых групп, как рабочие-ударники.

Б.А. Серебренников (1915-1989) выделяет четыре основных проблемы социолингвистики: «1) специфика обслуживания языком общества, 2) выражение языком общественного сознания, 3) зависимость развития языка от развития и состояния общества, 4) роль общества в создании и формировании языка»[334].

В настоящее время социолингвистика характеризует общество по шести социальным стратам, в соответствии с которыми выделяются шесть социолектов: 1) классовый (сословный), 2) территориальный, 3) профессиональный 4) гендерный, 5) возрастной и 6) жаргоны деклассированных элементов[335].

В социлингвистике выделяют область макросоциолингвистики, где ииследдуются взаимоотношения между языками. Фундаментальные понятия макросоциолингвистики – диглоссия, двуязычие, языковой конфликт, нормализация языковой ситуации.

Зарубежная социолингвистика

Одними из первопороходцев социолингвистики были представители социологического направления французского языкознания (А. Мейе) и пражского лингвистического кружка (В. Матезиус, Б. Гавранек, Й. Вахек). В США в русле изучения связи языковых и социокультурных систем развивались идеи американских этнолингвистов Ф. Боаса и Э. Сепира. Созданная Т. Фрингсом Лейпцигская школа обосновала необходимость включения социального аспекта в диалектологию. В Японии под влиянием идей профессора Токийского университета Мотоки Токиэды (1900-1967) в конце 1940-х–начале 1950-х гг. сложилась школа «языкового существования» (гэнго катэ исэцу). Центром школы стал созданный в 1948 г. Государственный институт японского языка. По М. Токиэде, главным предметом лингвистики должен быть индивидуальный акт говорения, т.к. системы языка в чистом виде, изолированной от речевой деятельности, не существует. Сибата Такэси попытался записать все тексты носителя языка за день. Однако его методика «исследования языкового существования за 24 часа» не достигла полной теоретической разработки. Представители школы языкового существования обратили внимание на эктралингвистические факторы – ситуации общения и психологические характеристики коммуникантов. В ходе исследований различных социальных групп был собран большой фактический материал,

Социолингвистика тесно связана с прагматикой, психолингвистикой и этнолингвистикой.

Белл Р.Т. Социолингвистика. Цели, методы и проблемы. М., 1980.

<< | >>
Источник: Неизвестный. Лекции по теории языкознания. 0000

Еще по теме § 2. Социолингвистика:

  1. Частнонаучные методы
  2. Опросы
  3. Социолингвистический подход
  4. Теории массовой коммуникации
  5. Методика социолингвистического анализа
  6. СОВРЕМЕННЫЕ ГОВОРЫ В СОЦИОЛИНГВИСТИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ
  7. Тестовые задания
  8. 1.16. Социально-функциональная характеристика лексики русского языка
  9. ЛИТЕРАТУРА
  10. БИБЛИОГРАФИЯ
  11. ПРПНШ1ПЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ ЯЗЫКА
  12. § 2. Социолингвистика
  13. 1.1. Понятие развития и эволюции языка. Основные законы организации и развития языковой структуры
  14. Н.С. ЧЕМОДАНОВ. НОВОЕ В ЛИНГВИСТИКЕ. ВЫПУСК VII. СОЦИОЛИНГВИСТИКА. ИЗДАТЕЛЬСТВО «ПРОГРЕСС» Москва- 1975, 1975
  15. ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЛИНГВИСТИКИ В СОВРЕМЕННОМ ЯЗЫКОЗНАНИИ