<<
>>

Драматизация конфликта.

С помощью этого приема оказывается возможным выделить и проявить реальные конфликты, существующие в среде старшеклассников. Психологи рекомендуют следующее трехэтапное использование техники драматизации конфликта.

На первом этапе ученик, который недоволен сложившейся ситуацией, в присутствии оппонента исполняет его (оппонента) роль, отдав собственную роль кому-либо другому.

При этом в случае если оппонент протестует против исполнения его роли кем-то другим (а это бывает часто, потому что изображение "ущемленным" "зажимщика" обычно носит выраженный гротесковый характер), ему самому предлагают сыграть свою роль, но не с самим недовольным, а опять- таки с "актером". Явная идеализация собственных действий со стороны "зажимщика" вызывает протест "ущемленного", и драматизация конфликта закономерно и естественно переходит к своему второму этапу.

На этом этапе "виновник" конфликта сам играет роль "ущемленного", воспроизводя смысл и тон его ответа в диалоге с "актером", который ранее изображал его самого. Обычно это вызывает протест со стороны "ущемленного", который считает, что его действия также явно шаржированы. После этого ему самому предлагают их воспроизвести с заменяющим "зажимщика" "актером". Явная идеализация "ущемленным" собственных действий порождает протест у "виновника" разногласия, который обычно поддерживается всеми присутствующими. Начинается третий этап драматизации конфликта.

На этом этапе ведущий предлагает участникам разногласия изобразить то, как именно следовало бы противной стороне обращаться и действовать в ситуации конфликта. Начать можно с исполнения "недовольным" роли его оппонента, а сразу после этого дать возможность всем желающим предоставить собственную версию поведения "зажимщика". "Зажимщик" далее сам представляет, как именно "недовольному" следовало бы поступать в ситуации. После чего любой желающий из участников занятия также демонстрирует свои формы реагирова-ния.

Результатом подобной драматизации конфликта обычно выступает не столько разрешение противоречия, сколько коррекция взаимного поведения и взаимных ожиданий участвующих, что, несомненно, вносит вклад в развитие гибкости их ума и мотивации конфликта. Это способствует переводу школьни-ков на более высокий уровень развития конфликтогенности. Однако для дости-жения этого результата учителю необходимо в моделировании конфликтных ситуаций руководствоваться важнейшими принципами драматизации:1) отказ от рассказа в угоду показа; 2) перевод выражения агрессивности на заменяющее лицо ("актера"); 3) обмен ролями партнеров по разногласию; 4) активное при-

влечение аудитории для игрового воспроизведения конфликта и совместного поиска адекватных форм взаимодействия в конфликтных ситуациях.

<< | >>
Источник: О.С. Гребенюк. Общая педагогика: Курс лекций / Калинингр. ун-т. Калининград,1996. - 107 с.. 1996

Еще по теме Драматизация конфликта.:

  1. Моделирование педагогических конфликтных ситуаций
  2. Драматизация конфликта.
  3. Основные идеи.
  4. РОССИЯ ПЕРЕД ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫМ ВЫБОРОМ
  5. Поэзия 1830 х гг.
  6. Первые недели в школе
  7. МИФ И РЕАЛЬНОСТЬ
  8. РАЗВИТИЕ УЧЕНИЯ О ХУДОЖЕСТВЕННОЙ РЕЧИ В СОВЕТСКУЮ ЭПОХУ
  9. ПРОБЛЕМА ОБРАЗА АВТОРА В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
  10. б. Отчуждение
  11. Критика капиталистического общества
  12. § 7. СЦИЕНТИЗМ И АНТИСЦИЕНТИЗМ
  13. ПИСЬМ
  14. Личностные расстройства: семейный генез, структура личности, психотерапевтические подходы.
  15. Гештальт-группы.
  16. Истерические или театральные личности
  17. Вопрос 42. Групповая психотерапия.