I. ПРОЕКТ РОЛЗА
а. Интуитивизм и утилитаризм
TV*ак я указывал в предыдущей главе, до начала подсчётов полезности Х\нам нужна та или иная теория справедливых долей при распределении, ибо жертвовать на законных основаниях одними людьми ради блага других можно только в определённых пределах.
Если к людям следует относиться как к равным, то необходимо защищать их определённые права и свободы. Но какие права и свободы?Большая часть работ по политической философии, написанных за последние 30 лет, была посвящена этому вопросу. Как мы убедились, некоторые авторы до сих пор отстаивают утилитаризм. Но в целом произошёл заметный отход от -некогда широко распространённой веры в то, что некоторая форма утилитаризма, если, конечно, мы способны установить эту правильную форму, должна схватывать сущность политической морали- [Hart 1979: 77), и большинство нынешних политических философов пытаются найти систему, альтернативную утилитаризму. Джон Ролз одним из первых предложил такую альтернативу в своей книге 1971 г. «Теория справедливости-. Многие и раньше писали о том, что утилитаризм противоречит нашим интуитивным представлениям. Но Ролз начинает свою книгу с сожалений о том, что политическая теория оказалась зажата между двумя крайностями: утилитаризмом, с одной стороны, и непоследовательной смесью разных идей и принципов — с другой. Ролз называет эту вторую альтернативу «интуитивизмом». Этот подход представляет собой немногим более чем серию фрагментов, основанных на конкретных интуициях по поводу конкретных вопросов.
Интуитивизм неудовлетворителен как альтернатива утилитаризму, ибо хотя в конкретных вопросах нам действительно свойственны антиутилитаристские интуиции, мы также хотели бы в качестве альтернативы иметь теорию, которая раскрывала бы смысл этих интуиции. Мы хотим теорию, которая объясняла бы, почему такие-то конкретные случаи вызывают в нас неодобрение.
Но интуитивизм никогда не идёт дальше или глубже исходных интуиции, чтобы показать связи между ними или лежащие в их основе и структурирующие их принципы.79
Уилл Кимликл. Современная политическая философия
Ролз пишет, что кнтуитинистские теории обладают двумя чертами:
«во-перных, пни состоят из множества первых принципов, которые могут противоречить друг другу и давать противоположные директивы в различных случаях. Во вторых, тут нет точного метода, нет правил приоритета при сравнении принципов: ыы устанавливаем баланс через интуицию, руководствуясь тем. что кажется нам самы* правильным. Но если и существуют правила приоритета, они более или менее тривиальны и не оказывают существенной помощи вфор-мировапии суждения- [Rawls 1971:34; Ролз 1995:43).
Существует много разновидностей интуитивизма, различающихся по степени общности их принципов.
■Интуитивизм, основанный на здравом смысле, представляет группы специфических предписаний, каждая из которых применима к частной проблеме справедливости. Одна группа предписаний применима к справедливой оплате труд.*, другая — к налогообложению, ещё одна — к наказанию и гд При обсуждении понятия справедливой оплаты труда, например, мы должны найти баланс различных конкурирующих критериев, скажем, требований сноровки, обучения, усилий, от вегственности. риекг при работе и, конечно же, учета потребностей. Невозможно ничего решить с помощью ЛИШЬ одного из принципов, и между ними должен быть найден некоторый компромисс- (Rawls 1971:35; Ролз 1995:43-44].
Но эти принципы могут иметь и значительно более общий характер. Так, люди обычь.о говорят о достижении интуитивного равновесия между равеныном и свободой или равенством и эффективностью, и эти принципы были бы уже применимы ко всей области, охватываемой теорией справедливости [1971: 36-37; Ролз 1995: 45-46]. Эти интуитивист-ские подходы, как на уровне конкретных предписаний, так и на уровне общих принципов, не только теоретически неудовлетворительны, но и довольно беспомощны в практических вопросах, поскольку не дают никаких указаний в случаях, когда эти конкретные и не сводимые друг к другу предписания приходят н противоречие друг с другом.
Но именно тогда, когда эти предписания приходят в противоречие друг с другом, мы и обращаемо! к политической теории за помощью.Следовательно, важно попытаться установить приоритетность этих противоречивых предписаний. Задача, которую ставит перед собой Ролз, — разработать политическую теорию, которая упорядочивала бы наши различные интуиции. Он не строит предположений о том, что такая теория возможна, он исходит из того, что имеет смысл попытаться её сформулировать:
-Нет ничего иррационального я интуитивистской доктрине самой по себе. На самом деле она может оказаться истинной. Мы не можем считать установленным, что вес наши суждения о социальной справедливости должны выводиться из явных втических принципов. В противовес атому интуитивист верит, что многообразие моральных фактов возводит непреодолимые препятствия на
Во