<<
>>

Творчество А.И. Герцена в трактовке Н.Н. Страхова и С.Н. Булгакова

A. I. Herzen’s Work in the Interpretation of N.N. Strakhov and S.N. Boulgakov

Снетова Н.В.

Пермский государственный национальный исследовательский университет, г. Пермь

E-mail: snetova@mail.ru

Статья «Литературная деятельность Герцена» была опубликована спустя три месяца по­сле смерти Искандера.

Страхов, выступив первым интерпретатором герценовского творче­ства, задал парадигму, которая, по сути, воспроизводилась в последующем отечественными мыслителями серебряного века, предпринимавшими попытки экспликации истоков револю­ционного движения, причин вовлечения в него русской интеллигенции. Явный отзвук трак­товок, предложенных Страховым, можно заметить у некоторых авторов «Вех», в частности, у С.Н. Булгакова, С.Л. Франка и Н.А Бердяева.

Автор упомянутой статьи, рассматривая философские предпосылки творчества Герцена, утверждает решающее влияние представителя левого гегельянства - Фейербаха. Отметим, что интерпретация Искандера в страховской статье дается со славянофильских позиций. По­этому кардинальным вопросом для Страхова был вопрос об эволюции взглядов отечествен­ного мыслителя, считавшегося западником. Заявленная цель славянофильствующего иссле­дователя &#8213; представить судьбу героя статьи как урок, демонстрирующий, как закан­чивается увлечение Западом для русского человека. Страхов предлагает концепт личности и творческой судьбы Искандера как отчаявшегося, разочарованного западника. Кроме того, Страховым задаётся трактовка личности издателя «Колокола». С его точки зрения, Герцен относился «к тем натурам, настроение которых можно назвать по преимуществу религиоз­ным. На наш взгляд, работа Страхова об Искандере, несомненно, оказала влияние на С.Н. Булгакова, который в 1902 г. написал статью «Душевная драма Герцена». Булгаков, по сути, повторяет страховскую оценку значимости жизнедеятельности Герцена, утверждая, что его переживания поучительны как опыт мыслителя, ценившего достижения Запада, но при этом разочаровавшегося в нем. Он развивает представленный Страховым концепт личности Гер­цена как религиозного типа, а также утверждает определяющее влияни Фейербаха в эволю­ции его взглядов.

<< | >>
Источник: Философия в современном мире: диалог мировоззрений: Материалы VI Российского философского конгресса (Нижний Новгород, 27-30 июня 2012 г.). В 3 томах. Т. I. — Н. Новгород: Изд-во Нижегородского госуниверситета им. Н.И. Лобачевского,2012. — 565 с.. 2012

Еще по теме Творчество А.И. Герцена в трактовке Н.Н. Страхова и С.Н. Булгакова:

  1. Здесь отождествление категорий "творчество" и "самостоятельное создание" не вызывает сомнений.
  2. Именно в трактовке собственности переплетаются многие теоретические и практические вопросы жизнедеятельности
  3. Список литературы,использованной при написании работы и не бесполезной для дальнейшего осмысления проблемы
  4. 3. Русская философия XIX в. (до возникновения философских систем 70 х гг.)
  5. ВАШЕ ВЕЛИЧЕСТВО, ТВОРЧЕСТВО
  6. 2.3. Типология творчества в журналистике
  7. Очерк научного творчества Л. С. Выготского
  8.   § 44. Творчество, сознательное и бессознательное, интуиция  
  9. Глава 3. Европа и славянский мир
  10. ЖИЗНЬ И ПУТЬФИЛОСОФСКОГО ТВОРЧЕСТВА
  11. Формирование русского национального философствования
  12. Электродинамика Максвелла - Герца - Хевисайда
  13. Р. Е. Малютина (Уфа) Гармония контрастов в творчестве Вен. Ерофеева
  14. Основные этапы жизни и творчества
  15. 3. Русская философия XIX в. (до возникновения философских систем 70-х гг.)
  16. Смысл творчества
  17. Основные трактовки философского анализа
  18. §4. Восточные мотивы в творчестве раннего и позднего Хайдеггера: первые наброски
  19. Характеристика М.Н. Покровского как исследователя в научном творчестве М.В. Нечкиной