ФОНЕТИЧЕСКИЙ звуко-буквенный разбор слов онлайн
 <<
>>

1.4. Оценка и эмоция

«Посредничество» мышления во взаимоотношениях оценки и эмоции позволяет конкретизировать отношения между эмоциональным и оценочным значением в языке и речи, особенно важные в текстообразующей деятельности языковой личности.

Причиной связи этих значений является классическое под­разделение процесса оценки на два уровня - рациональный {пирог вкусный) и чувственный (пирог превосходный, замечательный, пальчики оближешь). Второй уровень базируется на основном постулате человеческого фактора в языке оценок — субъективности: «Эмоциональные переживания отличаются ис­ключительной субъективностью, ... то есть удовольствие, желание, гнев име­ются в мире лишь постольку, поскольку в нем есть существа - субъекты» (Ви-люнас, 1976, 31).

Процесс биологической эволюции определяет способность эмоции к пристрастному отражению действительности, которое на социальном этапе развития психики совершенствуется и трансформируется. Трактовка ощущений как чувств приводит к эмоциональной окрашенности отражаемого ими содер­жания, сопровождающего воспринимаемые нами предметы, вещи, факты и дру­гие явления действительности, а в системе языка подтверждается словами — знаками этой окраски, номинациями чувств-ощущений с позиции восприятия их субъектом как приятных / неприятных; удовлетворяющих / неудовлетво­ряющих субъекта: ср.: сладкий / горький (о вкусе); светлый / темный (о зре­нии); свежий / тухлый (об обонянии); гладкий / острый (об осязании); звонкий / глухой (о слухе).

В семантической структуре эмоциональных слов обязательно присутст­вует сема «чувство-ощущение», но с оценкой как умственным актом эти слова связаны с помощью сем «интуитивное понимание», «осознание своего отноше­ния», способность «отзываться на жизненные впечатления», то есть с помощью познания как компонента ментального поля. Этот факт отражает двойственное строение эмоциональных явлений - специфическое субъективное переживание и некоторое отражаемое ими ментальное содержание (рациональную оценку).

Их неразрывность, неоднозначность соответствий позитивной и негативной зо­нам оценочной шкалы объясняется языковыми факторами лексической много­значности, ситуациями речевого употребления:

Вздыхала осень. Изнежена малина.

Клен разузорен. Ночами тьма бездонна.

... Она смеялась темно, как Мессалина, И улыбалась лазурно, как Мадонна.

(«Вуалетка»)

То есть эмоции выполняют первичную функцию оценки, а объединяясь с волей говорящего и его коммуникативными намерениями, обретают аффек­тивное содержание и экспрессивность, ср. степень эмоциональности оценок Мне нравится иЯв восторге в текстах Игоря Северянина:

Как мечтать хорошо Вам

В гамаке камышовом... («мне нравится»)

... Что за чудо и диво!. То вы - леди Годива,

Через миг — Иоланта, через миг Вы — Сафо... («Я в восторге») Трактуясь в психолингвистике как «первичные, ведущие» и «вторичные, производные» эмоции (см. Вилюнас, 1976; Леонтьев, 1970), они отличаются специфическим взаимодействием в процессе языковой репрезентации в слове и, шире, в тексте. Производные эмоции во взаимодействии с ведущими организу­ют динамику ценностных признаков по шкале оценки: «движущей силой» при этом оказываются средства выражения эмотивного содержания — аффективы, коннотативы, экспрессивы, эмосемы, экспрессивная интонация (см. определе­ния Шаховский, 1987, 24 - 27, а также Человеческий фактор в языке оценок: Механизмы экспрессивности, 1991).

Соотношение ведущих и производных эмоций и их совместное участие в выражении оценочного и эмоционального значений — «имманентно присущее языку семантическое свойство выражать системой своих средств эмоциональ­ность как факт психики, отраженные в семантике языковых единиц социальные и индивидуальные эмоции...» (Шаховский, 1987, 24) — демонстрирует следую­щее устройство данного фрагмента языковой картины мира:

ведущая эмоция -умственный акт оценки - производная эмоция.

Очевидно, что оценка окружена эмоциональным ореолом, и в структуре функциональной модели языковой личности, прежде всего личности, творящей текст, этот факт играет существенную роль.

Оценочный фрагмент языковой картины мира мастера слова имеет единую доминанту своего устройства — субъект и субъективность, которая:

прогнозирует эмоциональную оценку и средства ее выражения на вер-бально-семантическом уровне языковой личности (оценочная эмоция остает­ся на довербальном);

отражает имплицитно конечные элементы оценочной шкалы — «очень хорошо» и «очень плохо» и их основания, мотивировки (оценочная эмоция ос­тается в центре шкалы);

эксплицитно реализуется в динамике на синтагматическом уровне ор­ганизации средств выражения оценки (см. устройство ФСП оценки) (оценочная эмоция статична и эксплицируется в парадигматическом устройстве ФСП оценки);

влияет на выбор средств оценочного предиката — обусловливает пред­почтение знаков-прагмем и коннотаций, аффективных знаков, метафорического употребления слов (оценочная эмоция обходится знаками-функциями);

участвует в выборе иллокутивных сил похвалы — восхищения / пори­цания - возмущения (оценочная эмоция формирует одобрение / неодобрение);

учитывает прагматические факторы: сферу взаимодействия говоряще­го и слушающего, характер коммуникации и коммуникантов, речевую ситуа­цию (оценочная эмоция учитывает только сферу говорящего);

выполняет стилистическую функцию экспрессивности, интенсифици­рует взаимоотношения оценки, эмоции, качества, количества, состояния (оце­ночная эмоция неэкспрессивна и нейтральна).

Эмоциональные, экспрессивно окрашенные высказывания во многом отражают признаки бессознательного, фатального мышления, оставляя созна­тельный, разумный подход к изображению мира для собственно оценочных суждений. Лингвистические наблюдения показывают, что поэтическое мышле­ние языковой личности отличается повышенной эмоциональностью.

Поэтому субъект оценки — языковая личность поэта — при выборе язы­ковых средств выражения эмоциональной оценки опирается на динамическое взаимодействие трех составляющих (см. Маркелова, 2001, 194):

динамику шкалы оценки в ее инвариантном виде и вариантах: хорошо — довольно хорошо — очень хорошо /плохо — довольно плохо — очень плохо;

динамику эмоционального напряжения субъекта — автора текста, источ­ника интенции: удовольствие — радость - восторг / неудовольствие — презре­ние — пренебрежение —уничижение — гнев и т.д.;

динамику коммуникативных намерений: одобрение — похвала — восхи­щение /неодобрение — порицание — возмущение.

Взаимодействие этих трех шкал позволяет считать оценочность, эмо­циональность и экспрессивность самостоятельными и соотносительными язы­ковыми явлениями, реализуемыми в художественных текстах. Отношения меж­ду ними рассматриваем как во многом взаимообусловленные (например, усло­вием экспрессии в коммуникации является корреляция элементов оценочной шкалы с элементами эмотивной шкалы), но не иерархические. Сравним другие мнения:

признание оценочности эмоционально-экспрессивной окраской, то есть стилистической коннотацией (Виноградов, 1972; Кожин, 1979);

трактовка оценочности как элемента экспрессивности (Лукьянова, 1986; Солодуб, 1997; Телия, 1986);

выделение оценочности как прагматически ориентированного компо­нента лексического значения слова (Цоллер, 1987; Эпштейн, 1991);

представление эмотивности как «объединяющей категории — свойства «предиката выражать эмоциональную и оценочную позицию говорящего» (Ша­ховский, 1987).

Подход к оценочному значению как к самостоятельному позволяет под­черкнуть специфику знаков, реализующих оценочную семантику (Ретунская,

1996). Используя теоретические положения функционально-семантического подхода к оценке (Маркелова, 1995; 1997 и др.), выделяем в поэтике Игоря Се­верянина:

знаки-функции, редко встречающиеся в текстах, но важные в системе обозначения оценочных символов:

Как хороши, как свежи были розы Воспоминаний о родной стране...

(«Классические розы») Оценочная номинация здесь представлена словом, значение которого содержит оценку в своей семантической структуре: «хороший» - «обладающий положительными качествами, свойствами» (СОШ, 867).

знаки-прагмемы, в сжатой форме передающие субъектно-предикатную сущность оценочного суждения:

Ты — рыцарство, ты — доблесть бескорыстья, Блистательнейший Александр Дюма

(«Дюма»)

Денотативное и сигнификативное значения здесь тесно связаны в семан­тической структуре оценочной номинации. Лингвистическую природу знака-прагмемы можно представить в виде «синтаксиса компонентов суждения», где предметная сема соответствует обозначаемому объекту, а оценочная сема — предикату.

Например, доблесть - денотативная сема: «качество человека»; сиг­нификативная: «мужество, отвага, храбрость» (СОШ, 169), то есть высокая сте­пень «положительного», «хорошего».

знаки-коннотации, в которых эмоционально-оценочное значение фор­мируется в условиях контекста, отражая оценочный смысл внешне «безоценоч­ного» слова:

Вам слышался говор природы,

Призывы мечтательных веток,

И вы восхищалися пляской

Стрекоз, грациозных кокеток («Ноктюрн») .

Знаки-функции, знаки-прагмемы и знаки-коннотации репрезенти­руются словами различных частей речи, отражая взаимодействие лексики и грамматики при выражении категории оценки, образуя при этом деривацион­ные парадигмы: Он подличает — Он подлый человек — Он подлец — Обманывать - подло — Обманывать — подлость и т.д.

Знак-коннотация, несущий в переносном значении положительное или отрицательное (одобрительное/ неодобрительное) отношение языковой лично­сти к объекту оценки является ведущим средством выражения оценочного зна­чения в поэтических текстах Игоря Северянина, его исследованию посвящена, в основном, глава II диссертационной работы.

Анализ поэтических текстов показывает, что основанием оценки для Игоря Северянина является, как правило, внутреннее чувство или ощущение (интуиция). Этот факт увеличивает роль эмотивной «шкалы» при выборе авто­ром средств выражения оценки, усиливает влияние субъективного фактора оценочной семантики на аксиологическую сферу его идиостиля.

<< | >>
Источник: Портнова Светлана Юрьевна. ЛИНГВОПОЭТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ОЦЕНОЧНЫХ ЗНАЧЕНИЙ В ТВОРЧЕСТВЕ ИГОРЯ СЕВЕРЯНИНА (ИГОРЯ ВАСИЛЬЕВИЧА ЛОТАРЕВА). Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Москва - 2002. 2002

Еще по теме 1.4. Оценка и эмоция:

  1. §3. Чувства (эмоции) как элемент вины
  2. 2.4. Сексуальные дисфункции
  3. выбор методов оценки показателей
  4. Слово и дело
  5. Функции эмоций
  6. Психологические теории эмоций
  7. СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
  8. 4.3. Проблемное обучение в вузе
  9. СТИЛИСТИКА ЯЗЫКА
  10. 2. Структура правосознания
  11. 1. Понятие правового регулирования
  12. СОДЕРЖАНИЕ
  13. ПРЕДИСЛОВИЕ
  14. 1.3. Семантика эмоциональной оценки и средства ее выражения в идиостиле языковой личности
  15. 1.4. Оценка и эмоция
  16. 2.1. Семантическая структура метафоры
  17. СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
  18. § 7. Средства выразительности в тексте
  19. §11. Связь эмоции и интонации.
  20. 32. Развитие идей Брентано в работах Xристиана Эренфельса (1859-1932), Теодора Липпса (1851-1914) и Карла Штумпфа (1848-1936).