<<
>>

2.2. Теоретические предпосылки культуры речи как лингвистической дисциплины. Мышление, язык, речь


Теоретические предпосылки культуры речи основываются на философском положении о единстве мышления, языка и речи. Гносеологический анализ этого соотношения заключается в выявлении познавательных возможностей языка, его роли в отражении действительности.
Мысль может быть в полной мере уяснена лишь тогда, когда она получила языковое выражение, т. е. заключительный этап мыслительного процесса осуществляется на обычном, естественном языке.
В теории и на практике доказана определяющая роль человеческого общения в возникновении и существовании языка, роль языка в мыслительном процессе. В ходе общения происходит обмен мыслями, передача информации. Язык – орудие абстрактного мышления. Понятийное мышление – мышление языковое, вербальное. Слово же имеет значение постольку, поскольку выражает мысль. Значение – компонент языка, но в то же время и компонент мышления. Именно в лексическом значении единство языка и мышления проявляется наиболее полно.
Язык – это средство человеческого общения, орудие формирования и выражения мыслей (и чувств), средство усвоения новой информации, новых знаний. Для того чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка должен хорошо владеть им, т. е. обладать речевой культурой. Важно не только то, что мы говорим, но и то, как мы говорим. Это в особенности относится к тем, кто призван воздействовать словом на разум и чувства людей: педагогам, журналистам, редакторам, ведущим радио– и телепередач. Эффективность речи и ее литературное совершенство – понятия органически связанные. Недостатки речевой культуры говорящего отрицательно сказываются на восприятии сообщения.
В современном языкознании различаются понятия языка и речи. Под языком понимается система средств человеческого общения (система лексических, грамматических, фонетических и других средств, имеющихся в расположении говорящих и пишущих). Под речью понимается функционирование этой системы, ее использование в определенной сфере общения. «Речь – конкретное говорение, протекающее во времени и облеченное в звуковую (включая внутреннее проговаривание) или письменную форму. Под речью понимают как сам процесс говорения (речевую деятельность), так и его результат (речевые произведения, фиксируемые памятью или письмом). ‹…› Речь есть воплощение, реализация языка, ‹…› Который обнаруживает себя в речи и только через нее выполняет свое коммуникативное назначение. Если язык – это орудие (средство) общения, то речь есть производимый этим орудием вид общения. ‹…› Речь вводит язык в контекст употребления» .
Мысль есть форма отражения действительности. Язык аккумулирует достижения общественной мысли. Речь же есть форма реализации мысли, сознания. Суть феномена «язык – речь» в том, что язык – система, речь – процесс и они неделимы. Система языка мертва, пока не включается в речь.
Знание языка реализуется в речи: вне речи знание лексики, грамматики, стилистики, интонаций носит формальный характер. Человек формулирует свою мысль в языковых конструкциях, наилучшим образом обеспечивающих правильность и полноту ее передачи. Ребенок, овладевающий речью, должен узнавать новые слова, новые обороты речи, но главное – практически усвоить закономерности их сочетания, изменения, позволяющие из ограниченного набора знаковых (смысловых) единиц строить безграничное количество самых разнообразных высказываний: от простейшего выражения мгновенного чувства с помощью междометий (ах, ой ) до рассказа, сочинения со сложной композицией.
Речь – это опыт (практика) употребления языковых средств (слов, выражений, стилей) в процессе общения и обмена мыслями. В жизни людей речевые акты обусловлены неязыковыми целями: они служат вспомогательным средством в процессе труда, в познании окружающей действительности, в общественной деятельности, в отдыхе, в игре, в искусстве и любой другой сфере.
Речь неотделима от других форм человеческой деятельности и определяется как деятельность человека, применяющего язык для взаимодействия с другими членами данного языкового коллектива.
Речевая деятельность человека осуществляется четырьмя способами:
• говорение (отправление речевых сигналов);
• слушание (прием, восприятие речевых сигналов);
• письмо («зашифровка» речевых сигналов с помощью графических знаков);
• чтение («расшифровка» речевых сигналов с помощью графических знаков).
Чтение и письмо составляют письменную форму речи, говорение и слушание – устную. Наиболее важным во всех четырех видах речевой деятельности является смысл, содержание: умение передавать свою мысль при говорении и письме, умение понять чужую мысль при слушании и чтении.
При говорении мысль «кодируется» с помощью языковых знаков, т. е. звучащих слов (словосочетаний) и структурируется, оформляется по законам грамматики. При слушании происходит обратный процесс: воспринятые языковые знаки «декодируются», переводятся в смысловые единицы, и происходит понимание воспринятой речи.
Аналогичные процессы перевода мысли на условные письменные знаки и их «расшифровки» происходят при письме и чтении. Причем в этих процессах устная, произносимая стадия может быть пропущена (и почти всегда опускается взрослыми людьми): при чтении «про себя» комплексы графических знаков – слова – переводятся непосредственно в смысловые единицы, и читающий усваивает содержание текста. При письме мысленная речь сразу «шифруется» с помощью графических знаков: грамматическое структурирование происходит на уровне так называемой внутренней речи, без произнесения вслух. Поскольку русское письмо – звуковое (звукам, точнее фонемам, соответствуют буквы), то механизм «шифровки» осложнен правилами соотнесения звуков и букв и орфографическими требованиями.
Письменная речь – это речь организованная, ей свойственно применение более сложных синтаксических конструкций, более строгий порядок слов в предложении, чем в устной форме, употребление причастных и деепричастных оборотов.
В отличие от письменной устная речь – это живое общение. Для нее характерны образность, эмоциональность, экспрессивность. Непосредственное общение с аудиторией накладывает отпечаток на синтаксис устной речи: говорящий часто использует различные типы простых предложений: восклицательные и вопросительные предложения реплики. Широко используются присоединительные и вставные конструкции, вводные слова, повторение одной и той же мысли, градация доказательств, иносказание и т. д.
<< | >>
Источник: Алмазова А.А.. Русский язык и культура речи: учебное пособие. 2005

Еще по теме 2.2. Теоретические предпосылки культуры речи как лингвистической дисциплины. Мышление, язык, речь:

  1. 2.2. Теоретические предпосылки культуры речи как лингвистической дисциплины. Мышление, язык, речь
  2. Часть 1. Структурные и коммуникативные свойства языка. Культура речи. Речевое общение
  3. Тема  № 1. Культура речи как элемент общей и профессиональной культуры.
  4. Культура речи как языковая политика
  5. Тема № 5. Культура речи как особая прикладная дисциплина
  6. 1. Теоретические материалы к курсу «Русский язык и культура речи»
  7. §14. Культура речи как наука. Нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи
  8. Тема 18. «Культура речи как наука»
  9. Проверочный тест № 15. «Культура речи как наука»
  10. 1.1. Проблема концепта как лингвистического понятия
  11. ЧАСТЬ I. КУЛЬТУРА РЕЧИ КАК РАЗДЕЛ ЛИНГВИСТИКИ И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА
  12. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ
  13. Глава 1 КУЛЬТУРА РЕЧИ КАК ОСОБАЯ ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ДИСЦИПЛИНА
  14. КУЛЬТУРА РЕЧИ И ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЯЗЫК
  15. Глава 2 СОВРЕМЕННЫЕ ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ И ЗАРУБЕЖНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ (в нормативном и коммуникативном аспектах)
  16. Глава 3 КУЛЬТУРА РЕЧИ СРЕДИ ДРУГИХ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
  17. Глава 4 НОРМАТИВНЫЙ И КОММУНИКАТИВНО-ПРАГМАТИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ
  18. Глава 16 ИЗУЧЕНИЕ ОЦЕНОК РЕЧИ КАК МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ
  19. ТЕМА 2. КУЛЬТУРА РЕЧИ КАК ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ДНСЦННЛННА. ОСНОВНЫЕ НОНЯТНЯ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ
  20. 2.2. НОРМА КАК ОСНОВНОЕ ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ