<<
>>

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследование типологических характеристик правосознания с точки зрения их обусловленности связью с определенными политико-правовыми формами государства является направлением современной теории правосоз­нания, как составной части общей теории права и государства, имеющим не только одно из первостепенных значений в методологическом плане, но и очевидную практическую ценность, так как может выступать основой даль­нейшего совершенствования правового регулирования, повышения эффек­тивности действующего законодательства, а также решения задач легитима­ции государственной власти.

Не повторяя тех обобщений, которые были сделаны по ходу исследо­вания, сформулируем ряд выводов, обозначающих перспективы дальнейшего изучения проблемы.

1. Правосознание может быть представлено как своеобразная форма отражения и выражения политического содержания общественного сознания, направленного на государство в его строении и деятельности. И поскольку право связано не с индивидуальными отношениями и индивидуальными субъектами, а с отношениями общественными, с общностями, социальными слоями, обществом в целом, постольку правосознание имеет в связи с фор­мой государства общеустановочный, а не непосредственно нормативно­регулятивный и тем более принудительный характер.

2. Применительно к решению задачи содержательного наполнения зна­ний о правосознании в самых разных его аспектах типология является пре­имущественным научным методом. При этом из многообразия типологий правосознания должна избираться такая, которая по своему критерию адек­ватна выявляемой связи правосознания с теми или иными аспектами соци­альной действительности. Достаточно же полное понимание природы, сущ­ности и функциональной нагрузки правосознания может быть получено только на основе сочетания ряда его типологий. При этом методологической

180 установкой должно оставаться признание того, что наиболее существенное содержание общественного правосознания проявляется с максимальной яс­ностью и адекватностью в контексте его связи с отражением и выражением политико-правовой формы государства.

3. Тип общественного правосознания - это его качественное состояние, определяемое, прежде всего, природой и сущностью государства, конкрети­зированной в его определенном типе. Сам же этот тип государства является сложной результирующей присущей ему формы правления, устройства и ре­жима. При этом связь типов правосознания с типами государства носит не детерминированный, а лишь корреляционный характер. Более того, в своем содержании правосознание не ограничивается функцией простого отражения государственной жизни, государственности, но в той или иной степени прин­ципиально дистанцировано от нее и имеет ценностные и целевые установки, обладающие определенным критическим по отношению к государству заря­дом.

4. В контексте связи с формой государства между политическим и право­вым сознанием обнаруживается смысловая и функциональная область, которую условно можно назвать политико-правовой. В ней политическое и правовое соз­нание сливаются в выражении общих идей, целей, установок, функций. Полити­ческое и правовое сознание в своем единстве (условно названное политико­правовым сознанием) представляют собой формы, которые адекватно отражают существо государства и содержание его деятельности, а все иные формы общест­венного сознания лишь опосредованно отражают государство, притом, не в его сущности и природе, а лишь в явлениях, имеющих в той или иной мере законо­мерный и регулярный характер.

5. Указание на наличие того или иного типа правосознания, функцио­нирующего в конкретно-исторических условиях жизни общества, должно быть включено в совокупность существенных признаков, охватываемых оп­ределением понятия формы государства. По действительному, наличному

181 общественному правосознанию, его содержанию и направленности, можно установить, какая форма органична для того или иного государства, а какая - искусственна, а также то, насколько государства, обладающие одной и той же политико-правовой формой, в действительности отличаются друг от дру­га.

При условии органичности формы государства для сложившейся поли­тико-правовой культуры общества правосознание является своеобразной ду­ховной смычкой между государством и правом, между государством и обще­ством.

6. Элементы, составляющие форму государства, дополняют друг друга и находятся в непосредственной взаимной зависимости. При этом, однако, определяющими при организации власти любого государства являются фор­ма правления и политико-правовой режим. Именно они позволяют опреде­лить уровень и степень концентрации властных полномочий, методы, ис­пользуемые при организации и осуществлении власти, а также степень суще­ственности их влияния на форму государственно-территориального устрой­ства.

Как следствие, и роль правосознания в разных формах государства не­одинакова. В контексте формы правления содержательность права и право­сознания наиболее ярко выражена, тогда как в правовой характеристике формы государственного устройства правосознание имеет наименьшую зна­чимость.

Между монархическим и республиканским правосознанием нет резкой контрастности, узловые идеи по своему глубинному смыслу в большинстве своем в той или иной степени совместимы.

Для правосознания, определенного связью с конкретными политико­правовыми режимами, характерно преобладание регулятивной, а не норма­тивно-ценностной системы, что присуще правосознанию, определенному связью с формами правления. В целом правосознание в рассмотренном кон-

182 тексте проявляет самую высокую степень связанности с политическим соз­нанием.

Унитарное государство в меньшей степени зависит от уровня и содер­жания правосознания, нежели государство с органичным для него федера­тивным устройством.

7. Типологические признаки правосознания в его связи с формой госу­дарства лучше всего проявляются при обращении к анализу его идейного строя. И хотя возможны иные основания для типологизации правосознания, тем не менее, принцип типологизации везде один - обнаружение сущностной связи с конкретной формой государства.

8. Идеи, отражающие особенности различных форм государства, со­держательно конкретизируются или трансформируются под влиянием тех ба­зовых идей, которые являются системообразующими. При этом методологи­ческим условием адекватного теоретического анализа типологических свойств общественного правосознания в его связи с государственным бытием является признание многоуровневости идейного строя правосознания.

9. Идеи, типологизирующие общественное правосознание, представ­ляют собой результат своеобразного наложения друг на друга содержания и смысла идей разного уровня. И каждый последующий идейный уровень яв­ляется конкретизацией идей предыдущего уровня применительно к той или иной форме государства.

10. В своей конкретности общественное правосознание имеет функ­циональную акцентированность на содержательную сторону действия права и на содержательное своеобразие той или иной формы конкретного государ­ства. В целом это способно оказывать противодействие современной - в це­лом негативной - тенденции к формализации действующего права и неоп­равданному изменению его природы.

11. В отличие от однозначной политико-правовой формы конкретного государства соответствующий ему тип правосознания представляет собой та-

183 кое историко-культурное образование, в котором содержанием является сложный синтез непосредственного отражения государственной жизни, про­текающей в той или иной политико-правовой форме, со сложившейся в ходе истории ментальностью народа. В каждом государстве складывается своя конфигурация форм, обусловленная не только целенаправленными полити­ческими и идеологическими усилиями, но всегда также неразрывно связан­ная с особенностями протекающих в обществе процессов, которые имеют преимущественно самоорганизующийся характер (экономические, этно- национальные, конфессиональные, нравственные и т.д.).

12. И российское, и западноевропейское правосознание покоятся на укоренившихся в правовом менталитете базовых идеях, в том числе и отно­сительно государства. В контексте идей этого уровня (идей четвертого по­рядка) осуществляется дальнейшая конкретизация базовых правовых идей относительно формы государства.

13. Теоретический анализ подтвердил исследовательскую гипотезу, со­гласно которой и российское правосознание, и форма российского государст­ва в настоящее время могут быть охарактеризованы как двойственные в том смысле, что в них находит своеобразное и в некоторой степени вполне орга­ничное сочетание как разных форм правления и государственного устройст­ва, так и разных форм политико-правового режима.

В их действительности эти разные формы гораздо менее альтернативные, чем в теории.

14. Характер и содержание современного российского правосознания являются верным индикатором и иллюстрацией переходного периода в ре­формировании современной российской государственности. При этом про­исходящие изменения должны быть связаны, прежде всего, с поиском собст­венной идентичности, а не с копированием западного пути и интеграцией «во что бы то ни стало» в европейское правовое пространство.

В силу масштабности и сложносоставности поставленной в диссерта­ции проблемы целый ряд вопросов лишь обозначен и может оцениваться как

184 направления дальнейшего теоретического исследования типологических ха­рактеристик общественного правосознания. Среди них наиболее существен­ными и перспективными представляются, как минимум, следующие.

Во-первых, установление корреляционных связей типов правосознания и политико-правовых форм государства является важным теоретическим ос­нованием для решения вопроса о сочетаемости и несочетаемости конкретных форм государства, что, в свою очередь, выступает предпосылкой для пони­мания сложного структурного состава правосознания конкретного общества.

Во-вторых, хотя подробный анализ содержания рассмотренных во вто­рой главе идей через призму обозначенных системообразующих функций, присущих разным формам государства, не вошло в круг задач данного иссле­дования, но оно является задачей в основном технического плана и может исчерпываться выведением всех возможных следствий из сказанного об иде­ях чисто логическим путем. Что также может быть направлением дальнейше­го исследования проблемы типологизации правосознания.

В-третьих, при характеристике правосознания, соответствующего го­сударству, пребывающему в той или иной политико-правовой форме, наибо­лее существенным является учет того, что оно представляет собой диалекти­ческое единство его доктринальной, профессиональной и обыденно-массовой форм. Поэтому изучение конкретизаций содержания и смыслов выделенного идейного строя правосознания разных типов, присущих каждой из указанных форм, является весьма актуальным направлением в развитии как теории пра­восознания, так и правовой теории государства.

<< | >>
Источник: ИВЛЕВА Наталия Юрьевна. ТИПОЛОГИЯ ПРАВОСОЗНАНИЯ В КОНТЕКСТЕ КОНЦЕПЦИИ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА. ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Москва - 2017. 2017

Еще по теме ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

- Административное право зарубежных стран - Гражданское право зарубежных стран - Европейское право - Жилищное право Р. Казахстан - Зарубежное конституционное право - Исламское право - История государства и права Германии - История государства и права зарубежных стран - История государства и права Р. Беларусь - История государства и права США - История политических и правовых учений - Криминалистика - Криминалистическая методика - Криминалистическая тактика - Криминалистическая техника - Криминальная сексология - Криминология - Международное право - Римское право - Сравнительное право - Сравнительное правоведение - Судебная медицина - Теория государства и права - Трудовое право зарубежных стран - Уголовное право зарубежных стран - Уголовный процесс зарубежных стран - Философия права - Юридическая конфликтология - Юридическая логика - Юридическая психология - Юридическая техника - Юридическая этика -