ГЛАВА 1. НАРРАТИВНЫЕ ИСТОЧНИКИ О ГОТАХ И КОРОЛЕВСТВЕ ЭРМАНАРИХА
На первый взгляд может показаться, что история остроготов и королевства Эрманариха нашла весьма скромное отражение в . нарративных источниках эпохи Великого переселения народов. При обращении к ним сразу бросается в глаза небольшое число позднеантичных и византийских авторов, которые оставили какие-либо свидетельства по истории готов в Северном Причерноморье.
Вероятно, этому были свои причины. В' силу известного прагматизма римлян, а затем и их преемников-византийцев варвары интересовали последних только в тех случаях, когда они вступали в непосредственное соприкосновение с их интересами. А так как в IV в. остроготы были отделены от нижнедунайских римских провинций владениями везиготов, да к тому же после 332 г. не проявляли особой активности в отношении к Империи, то они практически не входили в сферу актуальных военно-поли- ических интересов Рима вплоть до событий 375-376 гг. Римские историки стали писать о готах Эрманариха лишь после того, как его «держава» рухнула под натиском гуннов, и готы стали представлять непосредственную опасность для Империи. Если так можно сказать, гунны сильно «актуализировали» готскую тему в позднеантичной историографии, особенно после переселения сотен тысяч воинственных готов в дунайские провинции. Не случайно в эти годы один из отцов церкви, Амвросий, утверждал: «Gog iste Gothus est», т. e. библейский «Гог есть Гот».С другой стороны, на степень отражения в источниках интересующей нас варварской «державы», безусловно, повлиял характер эпохи, которая по существу открывала «темные века» не только в истории Западной, но еще в большей мере Восточной Европы. Для этого времени характерно сужение этнографического кругозора римлян, в котором все более заметную роль играла старая книжная традиция о Северном Причерноморье, еще не знавшая готов. Наконец, была и третья причина весьма слабого отображения эпохи
Эрманариха в нарративных источниках.
Ее история интересовала готских историков; но они обратились к ней тогда, когда «держава» готов на юге Восточной Европы уже давно- перестала существовать как историческая реальность. Этот разрыв во времени протяженностью в 4—6 поколений также сказался не только на качестве, но- и. количестве достоверной информации, которой могли располагать готские историки о времени Эрманариха.В- современной'научной литературе сложилось устойчивое представление о своеобразной иерархии источников по степени их достоверности* и авторитетности для средневековых историков ’. Наибольшим доверием в глазах последних обладали зрительные свидетельства (visa) - увиденное лично или услышанное непосредственно от очевидцев. Затем следует устная традиция (audita) - наследие бесписьменного варварского прошлого и, наконец, сведения, содержащиеся в текстах (lecta, scripta) . Если исходить из этой классификации, то исследователи готской проблемы имеют дело с двумя последними видами источников.
По жанру нарративные источники о государстве Эрманариха можно разделить на следующие группы:
1. Произведения греческих и римских авторов; писавших для своих соотечественников (Аммиан Марцеллин, Евнапий, Зосим, Кассиодор, Исидор Севильский и др.).
2. Сочинеішя «готских» историков (Аблабий, Иордан). Они предназначались для романизированной придворной элиты.
3. Готская Библия Вульфилы, в лексике которой нашли отражение многие реалии из жизни готского общества в середине IV в.
4. Христианские агиографические источники, прежде всего «Страсти св. Саввы Готского», облеченные в форму писем собратьев по вере.
1 Lacroix В. L' historien au Moyen Age. Montreal, 1971. P. 45-69; Guenee B. Histoire et culture historique dans Г Occident medieval. P., 1980. P.132.
2 Сидоров А.И. Отзвук настоящего. Историческая мысль в эпоху Каролингского возрождения. СПб., 2006. С. 46-47.
33 Зиньковская И.В. Варварск спецсеминара). Воронеж, 2007.
5. Раннесредневсковый героический эпос, сохранивший историческую память о могущественном остроготском короле Эрманарихе, его борьбе с гуннами и собственным окружением .
6. Средневековые исторические хроники.
Эти весьма разнообразные по видам источники с различных сторон и в разной степени освещают историю готов и их королевства в Восточной Европе. Одни источники (1) написаны в духе античной классической* историо- ірафші, другие (2 — 6) уже принадлежат традиции, которая получит развитие в эпоху Средневековья. Одни из них обнаруживают очевидную взаимозависимость (1 и 2; 5 и 6), другие отражают те стороны жизни готского общества, которые не попадали в поле зрения историков (3 и 4). Но при всей неполноте и лакунарности данных каждого вида из вышеперечисленных источников в своей совокупности они создают вполне определенное информационное поле, позволяющее осветить ключевые вопросы истории готов в IV в.
Сочинения позднеантичных и раннесредневековых историков по интересующей нас теме немногочисленны, но весьма информативны. Именно из них умирающий античный мир узнал о существовании в Причерноморье regnum Gothorum во главе с Эрманарихом. Эти источники отражают со всеми достоинствами и недостатками «римский взгляд» на готскую историю. Среди них важнейшим является «Римская история» Аммиана Марцеллина.
Мы вынуждены были исключить из числа эпических источников по теме «Слово о полку Игореве», где упоминаются «готскія красныя дПвы», которые «ноютъ время Бусово», прежде всего, из-за неоднозначности переводов и трудностей в понимании этого места. Все попытки осмысления этого места применительно к интересующей нас эпохе связаны с правкой текста современными исследователями. См. обзор точек зрения: Салмина М.А. Время Бусово // Энциклопедия «Слова о полку Игореве»: в 5 т. Т. 1. СПб., 1995. С. 242-245.