2.1. Институт отцовства в исторической перспективе.
В наши дни институт отцовства претерпевает существенные изменения, связанные с исторической трансформацией общественного сознания. Возникновение новых моделей семьи и изменение социальньно-экономических и политических условий приводит общество к переоценке отцовских функций в семье.
Наблюдения и исследования, посвященные исторической эволюции значимости отца в семье, показали, что трансформацию претерпевала не только степень участия отца в жизни семьи и ребенка, но и качество отцовской заботы (Мид М., 1988, Дружинин В.Н., 2006; Кон И.С., 2006,2003).Рассмотрим, как изменялась роль отца в семье и отношение к отцовству на протяжении веков. В патриархальном обществе отцу приписывалось центральное место в семье, а также утверждалась его ответственность за благополучие и здоровье всех ее членов. Главная функция отца – материально обеспечение семьи. Отец выступал как представитель власти в семье, почитание и послушание которому являлось безусловной обязанностью жены и детей. И.С.Кон отмечает, что, несмотря на то, что власть принадлежала отцу, его фигура носила скорее символический характер, и реально главная роль все же принадлежала матери (Кон И.С.,2006). И.С.Голод указывает, что подобный тип семьи сохранялся у некоторых народов вплоть до середины XX века. Функции отца заключались во взаимодействии с внешним миром, решении общинных задач, ответственности перед обществом за нравственные поступки всех членов семьи (Голод И.С., 1998). Таким образом, в традиционной патриархальной семье отец выступал как кормилец, прародитель, фигура, персонифицирующая власть и носитель дисциплины, пример для подражания. Уход за детьми являлся обязательной общественно закрепленной функцией матери.
Изменения института отцовства намечаются в эпоху Нового времени. Трансформация характера властных отношений в обществе, ослабление идеи патриархальности, новые демократические веяния привели к изменению роли отца в общественном сознании.
Отец теперь выступает как «кормилец», а не «абсолютный монарх», у него появляется больше обязанностей, как по материальному обеспечению семьи, так и по воспитанию детей. Однако как отмечает Н.А.Коркина, взаимодействия с детьми по-прежнему остаются дистантными. Отец выступает либо как носитель дисциплины, либо как обучающая фигура, передающая профессиональные навыки и знания (Коркина Н.А., 2004).Значимые изменения в сфере семьи начинают происходить с 60-х годов прошлого столетия, когда резко возросла профессиональная занятость женщин. Эмансипация женщин и их активная общественная позиция привели к изменению их жизненных стратегий и положения в семье, ответственность за материальное обеспечение семьи все чаще начинают брать на себя женщины, перед супругами возникает вопрос распределения не только домашних обязанностей, но и воспитательных функций.
Трансформация института семьи коснулась и изменения гендерных ролей. Если раньше роль отца в первые годы жизни ребенка рассматривалась как преимущественно вспомогательная, то уже в конце ХХв. в странах Европы и США обозначился «новый образ мужчины», который был во многом противоположен традиционному. Отличия, прежде всего, заключались в отношении к маленьким детям – новая модель отцовства подразумевала участие в уходе, проявление заботы, умение вступать в эмоциональный контакт с ребенком. И.С.Кон указывает на то, что даже по сравнению с 70-ми годами, в конце ХХв. степень отцовской вовлеченности в жизнь семьи и его доступность значительно выросли (Кон И.С., 2003). Исследователями выделяются следующие параметры «нового отцовства»: 1) вовлеченность отца в непосредственный уход за ребенком; 2) общение отца с ребенком, совместные игры, развлечения, занятия; 3) доступность отца для ребенка; 4) эмпатия, доверие, эмоциональная близость в отношениях между отцом и ребенком; 5) ответственность отца за материальную поддержку, воспитание и принятие соответствующих решений (Эпштейн М.Н., 2003).
Исследования показывают, что отцы способны обеспечить хороший и полный уход за ребенком, не уступающий уходу матери. Они могут успешно выполнять все необходимые действия по уходу за ребенком, такие как кормление, пеленание, купание и др.
Отцы способны тонко настроиться на ребенка, улавливать эмоциональные сигналы также чутко, как матери, а привязанность младенцев к отцам может иметь достаточную выраженность (Ricks S.S., 1985, Кон И.С., 2003, Мид М., 1988).Стиль отцовства стал более демократичным. Исследования Ю.В.Евсеенковой показали, что современные отцы во многом менее авторитарны, чем предшествующее поколение, более эмпатийны и более осведомлены о повседневных проблемах детей (Евсеенкова Ю.В., 2003). В современных представлениях отец выступает как друг, символизирующий стабильность, самостоятельность, силу и уважение. Отцы становятся вовлеченными в жизнь ребенка и активно участвующими в его воспитании.
В то же время и современные исследования, и практика семейного консультирования говорят и о противоположных тенденциях – о снижении авторитетной позиции отца, его вытеснении из семейной жизни, слабости современных отцов. Во многом это связано с трансформацией стиля и ритма жизни. Новые экономические условия в стране вынуждают не только мужчин, но и женщин к большей активности, что провоцирует смешение семейных ролей. К.Н. Белогай в своем исследовании приходит к выводу, что отцы проводят с ребенком меньше времени, чем матери, к ним ребенок реже обращается за помощью, они также реже гуляют и играют с ребенком. Результаты анкетирования семейных пар показали, что лишь 23% отцов взаимодействуют с ребенком наравне с матерью, сфера спорта оказалась единственной, где взаимодействие отцов с детьми было наиболее интенсивным (Белогай К.Н., 2007).
Идею ослабления роли отца в обществе, его потери отмечает и Л.Зойя, современный представитель юнгианской психологии. Проводя исторический анализ изменения роли отца в обществе и семье, он фиксирует, что превознесение роли женщины в настоящее время является явной тенденцией в науке и культуре в целом.
Особое значение Л.Зойя уделяет значению отцовского жеста поднятия ребенка на вытянутых руках над собой, которое впервые упоминается в литературных источниках Древней Греции, где отмечается, что отец, а не мать, давал ребенку жизнь, биологические роды не играли особой роли.
Гораздо важнее были роды социальные, то есть символический жест – провозглашение ребенка своим наследником. Поднять ребенка к небу, где обитают боги, означает создать связь с духовным измерением. Мать рождает животное, а отец рождает человека. Материнское – это природное и первичное, данное нам по умолчанию, понятие «отец», как показывает Зойя на примерах из эволюционной биологии, возникает только в процессе культурного развития. Отец занимается идеалами, ценностями, нормами, социальными связями, проектированием будущего. Мать производит ребенка, а отец направляет его в мир. Современные мужчины дезориентированы в отношении своей гендерной идентичности, мужчина помогает произвести ребенка, но его дальнейшее участие в жизни семьи и ребенка сводится к роли добытчика. Как отмечает автор, с точки зрения психоанализа добытчик, кормилец – это вообще не мужчина, кормить – это функция матери. Такая ситуация неизбежно приводит западную культуру к потере Отца (Зойя Л., 2012).Таким образом, наряду с тем, что значимость отца в жизни ребенка находит все больше научных подтверждений, в реальной жизни изменения в роли отца не так заметны – количество разводов не снижается, по-прежнему чрезвычайно высоко число детей, оставленных в родильных домах, социальных сирот. Неполная семья стала привычным явлением, все чаще звучит мнение, что дети в разведенной семье ощущают себя не менее комфортно, чем дети в полных семьях, что «хороший развод» не является травматичным для ребенка и т.д. Именно поэтому, на наш взгляд, необходимы конкретные эмпирические исследования, которые выявляют последствия отсутствия отца в жизни ребенка, может не лежащие на поверхности, но более глубокие.