<<
>>

Соборное Уложение 1649 г. (Извлечения)

Глава I. А В НЕЙ 9 СТАТЕЙ О БОГОХУЛНИКАХ И О ЦЕР­КОВНЫХ МЯТЕЖНИКАХ

1. Будет кто иноверцы, какия ни буди веры, или и русской че­ловек, возложит хулу на господа бога и спаса нашего Иисуса Хри­ста, или на рождьшую его пречистую владычицу нашу богородицу и приснодеву Марию, или на честный крест, или на святых его угод­ников, и про то сыскивати всякими сыски накрепко. Да будет сы­щется про то допряма, и того богохулника обличив, казнити, зжечь.

2. А будет какой бесчинник пришед в церковь божию во время святыя литургии, и каким ни буди обычаем, божественныя литургии совершити не даст, и его изымав и сыскав про него допряма, что он так учинит, казнити смертию безо всякия пощады.

3. А будет кто во время святыя литургии и в ыное церковное пение, вшед в церковь божию, учнет говорити непристойные речи патриарху, или митрополиту, или архиепископу и епископу, или ар- химариту, или игумену и священническому чину, и тем в церкви божественному пению учинит мятеж, а государю про то ведомо учинится и сыщется про то допряма, и тому бесчиннику за ту его вину учинити торговая казнь.

4. А будет кто, пришед в церковь божию, учнет бита кого ни буди, и убьет кого до смерти и того убойца по сыску самого казнити смертью же.

5. А будет ранит, а не до смерти убьет, и ему учинити торговая казнь без пощады, и вкинута в тюрму на месяц, да на нем же взята раненому за увечье бесчестье вдвое.

6. А будет такой бесчинник кого ни буди в церкви божий уда­рит, а не ранит, и его за такое бесчиние бити батоги, да на нем же взяти тому, кого он ударит, бесчестие.

7. А будет кого обесчестит словом, а не ударит, и его за бес- чинъство посадити в тюрму на месяц. А кого он обесчестит, и тому доправить на нем бесчестье, чтобы на то смотря в церкви божий ни- какова бесчинъства не было.

8. А в церкви во время церковнаго пения, государю царю и ве­ликому князю Алексею Михайловичи) всея Русии и великому гос­подину святейшему Иосифу патриарху Московскому и всея Русии, и митрополитом и архиепископом и епископом, никому ни о каких своих делех не бити челом, чтобы от того в церкви божий церковно-

му пению смятения не было, понеже церковь божия устроена при­ходити на молитву. И православным християном подобает в церкви божий стояти и молитися со страхом, а не земная мыслити.

9. А будет кто, забыв страх божий, и презрев царьское повеле­ние, учнет ему государю, или патриарху, или иным властем, в церк­ви божий во время церковнаго пения, о каких своих делех бити че­лом, и того челобитчика за то вкинуть в тюрму, на сколько государь укажет.

ГЛАВА II. А В НЕЙ 22 СТАТЬИ О ГОСУДАРЬСКОЙ ЧЕСТИ, И КАК ЕГО ГОСУДАРЬСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ОБЕРЕГАТЬ

1. Будет кто каким умышленьем учнет мыслить на государь- ское здоровье злое дело, и про то его злое умышленье кто известит, и по тому извету про то его злое умышленье сыщется допряма, что он на царское величество злое дело мыслил, и делать хотел, и такова по сыску казнить смертию.

2. Такъже будет кто при державе царьскаго величества, хотя Московским государьством завладеть и государем быть и для того своего злово умышления начнет рать збирать, или кто царьскаго ве­личества с недруги учнет дружитца, и советными грамотами ссы- латца, и помочь им всячески чинить, чтобы тем государевым недру­гом, по его ссылке. Московским государьством завладеть, или какое дурно учинить, и про то на него кто известит, и по тому извету сы- щетца про тое его измену допряма, и такова изменника по тому же казнить смертию.

3. А будет кто царьскаго величества недругу город здаст изме­ною, или кто дарьскаго величества в городы примет из и(ы)ных го- сударьств зарубежных людей для измены же, а сыщется про то доп- ряма, и таких изменников казнити смертию же.

4. А будет кто умышленном и изменою город зажжет, или дво­ры, и в то время, или после зажигальщик изымая будет, и сыщется про то его воровство пряма, и его самого зжечь безо всякого мило­сердия.

5. А поместья и вотчины и животы изменничьи взять на госу­даря.

6. А жены будет и дети таких изменников про ту их измену ве­дали, и их по тому же казнити смертию.

7. А будет которая жена про измену мужа своего, или дети про измену же отца своего не ведали, и сыщется про то допряма, что они тое измены не ведали, и их за то не казнити, и никакова наказания им не чинити, а на прожиток иэ вотчин и ис поместей им, что госу­дарь пожалует.

8. А будет после которого изменника останутся дети, а жили те его дети до измены его от него в розделе, а не с ним вместе, и про измену его те его дети не ведали, и животы у них и вотчины были свои особные, и у тех его детей животов их и вотчин не отьимати.

9. А будет кто изменит, а после его в Московском государьстве останутся отец, или мати, или братья родные, или неродные, или дя­дья, или иной кто его роду, а жил он с ними вместе, и животы и вот­чины у них были вопче, и про такова изменника сыскивати всякими сыски накрепко, отец и мати и род его про ту его измену ведали ли. Да будет сыщется допряма, что они про измену того изменника ве­дали, и их казнити смертию же, и вотчины и поместья их и животы взяти на государя.

10. А будет про них сыщется допряма, что они про измену того изменника не ведали, и их смертию не казнити, и поместья и вотчи­ны и животов у них не отъимати.

11. А будет которой изменник быв в котором государьстве, вы­едет в Московьское государьство, и государь пожалует его, велит ему вину его отдати, и ему поместья дослуживатися внов, а в вотчи­нах его государь волен, а прежних его поместей ему не отдавать.

12. А будет кто на кого учнет извещати великое государево де­ло, а свидетелей на тот свой извет никого не поставит, и ни чим не уличит, и сыскать про такое государево великое дело будет нечим, и про такое великое дело указ учинить по разсмотрению, как госу­дарь укажет.

13. А будет учнут извещати про государьское здоровье, или ка­кое изменное дело чьи люди на тех, у кого они служат, или крестья­не, за кем они живут во крестьянех, а в том деле ни чем их не ули­чат, и тому их извету не верить. И учиня им жестокое наказание, бив кнутом нещадно, отдати тем, чьи они люди и крестьяне. А опричь тех великих дел ни в каких делах тем изветчикам не верить.

14. А которые всяких чинов люди учнут за собою сказывать го­сударево дело или слово, а после того они же учнут говорить, что за ними государева дела или слова нет, а сказывали они за собою госу­дарево дело или слово, избывая от кого побои, или пьяным обычаем, и их за то бить кнутом, и бив кнутом, отдать тому, чей он человек.

15. А будет кто изменника догнав на дороге убьет, или поймав приведет к государю, и того изменника казнить смертью, а тому, кто его приведет или убьет, дати государево жалованье из его животов, что государь укажет.

16. А кто на кого учнет извещати государево великое дело, или измену, а того, на кого он то дело извещает в то время в лицах не будет, и того, на кого тот извет будет сыскати и поставить с ызвет- чиком с очей на очи, и против извету про государево дело и про из­мену сыскивати всякими сыски накрепко, и по сыску указ учинить, как о том писано выше сего.

17. А будет кто на кого доводил государево великое дело, или измену, а не довел и сыщется про то допряма, что он такое дело за­теял на кого напрасно, и тому изветчику тоже учинити, чего бы до- велся тот, на кого он доводил.

18. А кто Московского государьства всяких чинов люди сведа­ют, или услышат на царьское величество в каких людех скоп и заго­вор, или иной какой злой умысл и им про то извещати государю ца­рю и великому князю Алексею Михайловичи) всея Русии, или его государевым бояром и ближним людем, или в городех воеводам и приказным людем.

19. А будет кто сведав, или услыша на царьское величество в каких людех скоп и заговор, или иной какой злой умысл, а госуда­рю и его государевым бояром и ближним людем, и в городех воево­дам и приказным людем, про то не известит, а государю про то бу­дет ведомо, что он про такое дело ведал, а не известил, и сыщется про то допряма, и его за то казнити смертию безо всякия пощады.

20. Такъже самовольством, скопом и заговором к царьскому ве­личеству, и на его государевых бояр и околничих и на думных и на ближних людей, и в городех и в полкех на воевод, и на приказных людей, и ни на кого никому не приходити, и никого не грабити и не побивати.

21. А кто учнет к царьскому величеству, или на его государевых бояр и околничих и думных и ближних людей, и в городех и в пол- кех на воевод, и на приказных людей, или на кого ни буди приходи­ти скопом и заговором, и учнут кого грабити, или побивати, и тех людей, кто так учинит, за то по тому же казнити смертию безо вся- кия пощады.

22. А будет ис которого города, или ис полков воеводы и при­казные люд; отпишут к государю на кого на служилых, или иных чинов на каких людей, что они приходили к ним скопом и загово­ром, и хотели их убити; а те люди, н кого они отпишут, учнут бити челом государю на воевод и на приказных людей о сыску, что они скопом и заговором к ним не прихаживали, а приходили к ним не­многие люди для челобитья, и по тому челобитью про них в городех сыскивати всем городом, а в полкех всеми ратными людьми. Да бу­дет сыщется про них допряма, что они в городех и в полках к воево­дам приходили для челобитья, а не для воровства, и их по сыску смертью не казнити. А воеводам и приказным людем, которые на них отпишут к государю ложно, за то чините жестокое наказание, что государь укажет.

Глава ХХІІ. А В НЕЙ 26 СТАТЕЙ. УКАЗ ЗА КАКИЕ ВИНЫ КОМУ ЧИНИТИ СМЕРТНАЯ КАЗНЬ, И ЗА КАКИЕ ВИНЫ СМЕРТИЮ НЕ КАЗНИТИ, А ЧИНИТИ НАКАЗАНИЕ

1. Будет которой сын или дочь учинит отцу своему или матери смертное убийство, и их за отеческое или за матерне убийство каз- нити смертию же безо всякия пощады.

2. А будет которой сын или дочь отцу своему или матери смертное убийство учинят с ыными с кем, а сыщется про то допря- ма, и по сыску тех, которые с ними такое дело учинят, казнити смер- тию же безо всякия пощады.

3. А будет отец или мати сына или дочь убиет до смерти, и их за то посагдть в тюрму на год, а отсидев в тюрме год, приходите им к церкви божий, и у церкви божий объявляти тот свой грех всем лю­дем вслух. А смертию отца и матери за сына и за дочь не казнити.

4. А будет кто сын или дочь, не помня закона християнского, учнет отцу или матери грубыя речи говорить, или отца и матерь з дерзости рукою зашибет, и в том на них отец и мати учнут бита че­лом, и таких забывателей закона христианского за отца и матерь би­та кнутом.

5. А будет которой сын или дочь у отца или у матери животы пограбят нахальством, или не почитаючи отца и матерь, и избываю- чи их, учнут на них извещать какия злыя дела, или которой сын или дочь отца и мать при старости не учнет почитати и кормить и ссу­жать их ничем не учнут, и в том на них отец или мати учнут госуда­рю бита челом, и таким детем за такия их дела чинить жестокое на­казание, бить кнутом же нещадно, и приказать им быта у отца и у матери во всяком послушании безо всякого прекословия, а изве­ту их не верить.

6. А будет которой сын или дочь учнут бита челом о суде на отца или на матерь и им на отца и на матерь ни в чем суда не давати, да их же за такое челобитье бить кнутом, и отдать их отцу и матери.

7. А будет кто убиет до смерти брата, или сестру сам, или по его велению, кто иной их убиет, а сыщется про то допряма, и их за то самих всех казнити смертию же.

8. А будет чей нибудь человек помыслит смертное убийство на того, кому :н служит или против его вымет какое оружье, хотя его убита, и ему за такое з дело отсечь рука.

9. А будет чей человек того, кому он служит, убьет до смерти и его самого ызнити смертию же безо всякия же пощады.

10. А будет кто не бояся бога, и не опасаяся государьския опалы и казни, учинит над кем нибудь мучителское наругательство, отсе­чет руку или ногу, или нос, или ухо, или губы обрежет, или глаз вы­колет, а сыщется про то допряма. и за такое его наругателство само­му ему то же учинити, да на нем же взяти из вотчин его и из живо­тов тому, над кем он такое наругательство учинит, будет отсечет ру­ку, и за руку пятдесят рублев, а будет отсечет ногу, и за ногу пятде- сят же рублев, а за нос, и за ухо, и за губы, и за глас, по тому же за всякую рану, по пятидесят рублев.

11. А будет такой же поругатель кого нибудь зазвав, или силою заволокши к себе на двор, учнет бита ослопом, или кнутом, или ба­тоги, и с суда сыщется про то допряма, и такому поругателю за та­кое его дело учинити жестокое наказание, велеть его бить кнутом по торгом, и вкинуть в тюрму на месяц, да на нем же доправити тому, над кем он такое дело учинит, бесчестье и увечье вдвое.

12. А будет такое наругательство над кем учинит чей нибудь человек, и того человека пытать, по чьему научению он такое нару- гательство учинил. Добудет тот человек с пытки скажет, что он та­кое наругательство учинил по научению того, кому он служит, или по чьему нибудь научению, и тем людем, кто на такое дело кого нау­чит, и тому, кто такое дело зделает, потому же учинити жестокое наказание, бито их кнутом по торгом и вкинуть их в тюрму всех на месяц, да на тех же людех, кто на такое дело людей своих научит, правити тех людем, над кем такое наругательство люди их учинят, бесчестие вдвое. А будет чей нибуди человек такое наругательство над кем учинит собою, а ни по чьему научению, и таких людей пы­тав, казнити смертию.

13. А которые воры чинят в людех смуту, и затевают на многих людей своим воровским умышленном затейные дела, и таких воров за такое их воровстве казнити смертию.

14. А будет жена учинит мужу своему смертное убийство, или окормит err отравою, а сыщется про то допряма, и ея за то казнити, живу окопати в землю и казнити ся такою казною безо всякия поща­ды, хотя будет убитого дети, или иныя кто ближним роду его, того не похотят, что ея казнити, и ей отнюд не дати милости и держати ея в земле до тех мест, покамест она умрет.

15. А которая жонка приговорена будет к смертной казни, а в те поры она будет беременна, и тоя жонки, покаместа она родит, смер- тию не казнити, а казнити ея в те поры, как она родит, а до тех мест держати ея в тюрме, или за крепкими приставы, чтобы она не ушла.

16. А будет кто умысля воровски придет в чей дом и похочет того дому над госпожою какое дурно учинити, или ея ис того дому похочет куды увести, в люди ее от такова вора не оборонят, и учнут помочь чинити тем людем, кто на нее приедет, а после того про та­кое их дело сыщется, и тех воров, кто таким умыслом в чюжой дом приедет, и которыя люди им на такое воровство учинят помочь, всех казнити смертию.

17. А будет кто с похвалы, или с пьянства, или умыслом наска­чет на лошади на чью жену, и лошадью ея стопчет и повалит, и тем ея обесчестит, или ея тем боем изувечит, и беременная будет жена от того его бою дитя родит мертво, а сама будет жива, а с суда сы­щется про то допряма, и тому, кто так учинит, за такое его дело учи­нити жестокое наказание, велеть его бита кнутом нещадно, да на нем же доправити той жене бесчестие и увечье вдвое, да его же вки­нути в тюрму на три месеца. А будет от того его бою та жена и сама умрет и его за такое его дело самого казнити смертию.

18. А будет такое убийство учинится от кого без умышления, потому что лошадь от чего испужався, и узду изорвав рознесет, и удержати ея будет не мощно, и того в убийство не ставити, и нака­зания за такое дело никому не чинити, для того, что такое дело учи­нится бес хитрости.

19. А будет кто над кем учинит смертное убийство по чьему научению, а изыщется про то допряма, и того, кто на смертное убий­ство научал, и кто убил, обеих казнити смертию же.

20. А будет кто, стреляючи ис пищали, или из лука по зверю, или по птице, или по примете, и стрела или пулька вспловет, и убьет кого за горою, или за городьбою, или кто каким нибудь обычаем ко­го убьет до смерти деревом, или каменем, или чем нибудь не нароч­ным же делом, а недружбы и никаким вражды напередь того у того, кто убьет, с тем кого убьет, не бывало, и сыщется про то допряма, что такое убийство учинилося ненарочно, без умышления, и за такое убийство никого смертию не казнити, и в тюрму не сажати потому, что такое дело учинится грешным делом без умышления.

21. А будет чей человек убьет кого нибудь до смерти, или ра­нит, обороняя того, кому он служит, и тому человеку того в вину не ставить, а спрашивать того убийства на том, кому он служит.

22. А будет он над кем смертное убийство учинит своим умыш- лением, без ведома того, кому он служит, и тот кому он служит, очищая себя, изымав его приведет в приказ, и про такое убийство сам известит, и тому, чей тот человек, того убийственного дела в ви­ну не ставить, а человека его, которой такое смертное убийство учи­нит, казнити смертию.

23. А будет кто кого отравит зельем, и от тоя отравы тот, кого отравят, умрет, и того, кто такое злое дело учинит, пытата накрепко, напередь того он над кем такова дела не делывал ли, и пытав его, казнити смертию.

24. А будет кого бусурман какими нибудь мерами насильством или обманом русскаго человека к своей бусурманской вере прину­дит, и по своей бусурманской вере обрежет, а сыщется про то доп- ряма, и того бусурмана по сыску казнить, зжечь огнем безо всякого милосердия. А кого он русскаго человека обусурманит, и того рус- скаго человека отослать к патриарху, или к иной власти, и велети ему учинити указ по правилом святых апостол и святых отец.

25. А будет кто мужескаго полу, или женского, забыв страх бо­жий и християнский закон, учнут делати свады жонками и девками на блудное дело, а сыщетца про то допряма, и им за такое беззакон­ное и скверное дело учинити жестокое наказание, бити кнутом.

26. А будет которая жена учнет жити блудно и скверно, и в блу­де приживет с кем детей, и тех детей сама, или иной кто по ея веле­нию погубит, а сыщетца про то допряма, и таких беззаконных жен, и кто по ея велению детей ея погубит, казнити смертию безо всякия пощады, чтобы на то смотря, иные такова беззаконного и скверного дела не делали, и от блуда унялися.

<< | >>
Источник: В.И. Пищулин, Л.И. Рогачева. Источники права дореволюционной России : учебное пособие / В.И. Пищулин, Л.И. Рогачева. — Рязань, 2015— 92 с.. 2015

Еще по теме Соборное Уложение 1649 г. (Извлечения):

  1. IX. Общие итоги второго периода в истории науки уголовного права в России
  2. Смертная казнь в толковании византийских юристов
  3. § 1. Способы защиты гражданских прав
  4. § 3. Становление и развитие отечественного законодательства о собственности
  5. § 2. Право частной собственности на землю
  6.      1.4. Древнерусское право
  7. 1.2. Пенализация и депенализация. Уровень пенализации
  8. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ СОБСТВЕННОСТИ
  9. § 2. Причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием
  10. 1. Ретроспективный анализ отечественного законодательства об ответственности за торговлю несовершеннолетними
  11. Полное собрание законов
  12. 2. 1. Создание Свода Законов 1832 г.
  13. Планы курсовых работ и списки литературы
  14. Терминологический словарь
  15. Предисловие
- Авторское право России - Аграрное право России - Адвокатура - Административное право России - Административный процесс России - Арбитражный процесс России - Банковское право России - Вещное право России - Гражданский процесс России - Гражданское право России - Договорное право России - Европейское право - Жилищное право России - Земельное право России - Избирательное право России - Инвестиционное право России - Информационное право России - Исполнительное производство России - История государства и права России - Конкурсное право России - Конституционное право России - Корпоративное право России - Медицинское право России - Международное право - Муниципальное право России - Нотариат РФ - Парламентское право России - Право собственности России - Право социального обеспечения России - Правоведение, основы права - Правоохранительные органы - Предпринимательское право - Прокурорский надзор России - Семейное право России - Социальное право России - Страховое право России - Судебная экспертиза - Таможенное право России - Трудовое право России - Уголовно-исполнительное право России - Уголовное право России - Уголовный процесс России - Финансовое право России - Экологическое право России - Ювенальное право России -