Глава III. Национальные союзы как инструмент конструирования общественных настроений
«Народы больше не идут в церковь. Они идут в национальные союзы!» - восклицает герой «Марша Радецкого», в уста которого Йозеф Рот вкладывает монолог о скорой гибели империи. Действительно, добровольные общества стали одним из важных аспектов жизни и «национализации» общества конца XIX века.
Это было время их подлинного расцвета: после того, как в 1867 г. был издан закон о союзах, сделавший их регистрацию скорее формальностью, количество подобных ассоциаций стало стремительно расти[343]. Так, в 1880 г. в австрийской части монархии действовало более 14 тысяч союзов, в 1890 г. - более 30 тысяч, в 1900 г. - без малого 60 тысяч. В Чешских землях их количество росло похожими темпами - 5500 в 1880 г., 11500 в 1890 г. и почти 20 тысяч на рубеже веков[344].На протяжении второй половины XIX века это явление претерпело внутреннюю трансформацию, которая, впрочем, вполне отвечала эпохе. Если еще в 1860-1870-х гг. такие союзы были скорее «клубами по интересам» и площадкой для проведения досуга или общения с единомышленниками (например, одним из популярнейших форматов были т.н. «песенные столы» (Liedertafeln), то к концу века большинство из них фокусирует внимание на актуальных проблемах общественной жизни и инициативах «снизу» по их решению. А поскольку большинство животрепещущих проблем Дунайской монархии были так или иначе увязаны с национальными противоречиями, спектр клубов в Богемии, подобно политическому движению, довольно быстро оказался представлен дублирующими друг друга чешскими и немецкими союзами. Изначально нейтральные инициативы также приобретают национальную окраску (те же песенные вечера довольно скоро разделились на немецкие и чешские).
За стремительным развитием подобных «союзов защиты»
(Schutzvereine) стояло представление о том, что путем традиционной для либеральных политиков апелляции к конституционным ценностям сложно, если не невозможно, защитить и укрепить немецкие интересы. Особенно это касалось так называемой «языковой границы» (Sprachgrenze) - территории,
345
где сосуществовало немецко- и славяноязычное население .
Трансформировалось не только содержание, но и форма - резонансные организации никак не были ориентированы на элитарность членства в них, и счет участников шел на тысячи человек.
Деятельность таких объединений заключала в себе механизмы борьбы за национальность на самом повседневном уровне. Если парламентские дебаты и пикировка на уровне законодательных инициатив затрагивала лишь вовлеченных в политику людей, то локальные отделения того или иного союза были повсеместной реалией и апеллировали к интересам широкого круга людей. В этом смысле они представляли собой потенциально мощный инструмент конструирования настроений.
Люди объединялись в союзы по всевозможным признакам - начиная от общества зубных врачей и заканчивая крупнейшим Союзом немцев Богемии. В рамках этой главы сделана попытка проиллюстрировать разные ниши самоорганизации немцев. Во-первых, речь пойдет об одном из старейших обществ - пражском Немецком клубе, пережившем трансформацию из элитарного клуба в центр притяжения немецкого движения всей Богемии. Во-вторых, будет рассмотрена история Немецкого школьного союза как пример общеавстрийской структуры, сопрягавшей политически нейтральные цели с весьма агрессивной национальной риторикой. Наконец, показательна деятельность Немецкого союза Богемского леса. Это была одна из первых региональных организаций в защиту интересов местного немецкого [345] населения. Ее задачи, впрочем, не сводились только к пестованию немецкой национальной идеи.