21. Защита тела.
Проводимые мною взгляды решительно антиплатоновские. Взгляд на тело, как на тюрьму души, развивается вслед за Платоном Филоном и новопла- тониками и, как наследие от новоплатоников, вместе с некоторыми другими элементами переходит в христианскую философию.
Воздушное пространство подлунного мира, по Филону, заполнено ангелами, демонами и душами, сохраняющими свою чистоту и совершенство. Ниспадая со своих высот в человеческие тела, они окутываются чувственностью,Но если им удастся освободиться от чувственности, они возвращаются к своему бестелесному существованию. По Платону, душа, в силу необходимости мировой души, излучением которой она является, проникая все, попадает в тело, забывая свое достоинство и происхождение; не отрываясь от мировой души, она отвращается от Бога. Ниспадение души представляется Платону в образах развертывания падающей вниз материи, прикрепленной сверху.
Эта картина должна замениться другой. Подлунный мир, действи-тельно, заселен душами, жаждущими тел. Они стремятся не к небесам, а к этой земной лапин, своими страданиями и подвигами восходящей по терниям страданий, более прекрасной, чем олимпийские нектар и амброзия, чем идеальный мир Платона.
Она стремится все более и более к интенсивной и экстенсивной жизни, к действиям, к власти...Тело для души не гроб, не тюрьма, а лестница к Богу,
Здесь я вполне становлюсь на сторону христианских учителей Церкви против платонизма.
По мнению новоплатоииков, совершенное блаясенство бывает тогда, когда души, освободившись от всякого тела, возвращаются к Богу. Св. Августии, вместе с другими отцами церкви, дает блаженной душе тело, утверлсдая, что бременем для души служит ие "просто тело, но тело тленное". "Тело бо тленное отягощает душу"". Он обещает по воскресении вместо тела душевного, тело духовное. "Сеется тело душевное, восстает тело духовное"31, которое с величайшей и необычайной легкостью отдает себя в подчинение духу по безмятелсиому желанию неразрушимого бытия, будучи освоболедено от всякого скорбного чувства, всякой тленности и косности. Это духовное тело, по мнению св. Августина, не будет не только таким, каким бывает теперь далее при самом лучшем состоянии здоровья, но далее и таким, каким было в первых людях до грехопадения. В то время, как для новоплатоииков - представителей умирающей античной мысли - смерть представляется благом, освоболеденнем души от стягчавшего ее бремени, для молодой христианской мысли смерть сама по себе зло, воздаяние за грех. Как разлучение души и тела - смерть так лее ие бывает доброй.
"Смерть не есть добро - говорит св. Августин, - хотя она увеличивает славу претерпевающих ее, когда претерпеваете за истину, и делает мучениками"32.