<<
>>

Выводы по I главе

Таким образом, на основании изложенного в настоящей главе мы приходим к следующим выводам:

1) В русской языковой картине мира вполне достаточно и логико-семантических, и лингвокультурных, и, собственно, языковых основа­ний для выделения концепта «судьба». Об этом говорит и история рус­ского языка, и современный русский словарь, и текстовые факты (в ча­стности, исследуемая нами поэзия Ф. Сологуба).

2) Концепт «судьба» имеет древнюю историческую основу и, собственно, славянскую мифологическую почву.

Мифологема, лежащая в основе концепта «судьба» в русской языковой картине мира, базирует­ся на основе устного народного творчества, разговорной речи и пред­ставлений христианского начала и индивидуально-художественного восприятия отдельного автора. В системе концептов так называемого «двойничества» концепт «судьба» играет особую роль, являясь не про­сто базовым, но и одним из самых древних и сложных с мифологической точки зрения.

3) Концепт «судьба» получил в русской языковой традиции ми­фологическое наполнение и в художественном тексте, вследствие инди­видуализации, личностной авторской интерпретации, претерпевающего демифологизацию.

4) Демифологизация, лежащая в основе трансформации мифоло­гемы в семантическом пространстве концепта «судьба» может быть ос­мыслена, структурирована, систематизирована на основе теорий семан­тической изотопии, синтаксической номинации и идиостилевой языко­вой картины мира.

5) Мифопоэтическая основа (в основном это русские народные лирические песни) семантической изотопии и, соответственно, номина­ционно-синтаксического поля концепта «судьба» обусловливает воз­можность семиосимволизации демифологизированных концептных реа­лизаций в поэтическом тексте. Концепт «судьба» как носитель мифа де­мифологизирующихся рефлексий получает семиосимволическую проек­цию, в которой просматривается метакомментирующее «начало».

6) Мы предполагаем исследовать концепт «судьба» опираясь на синтез теории интерпретирующей семантики (Растье 2001) и теории синтаксической номинации (Буров 1999). Таким образом, изотопия вы­ступает семантической категорией, материализующейся в виде произ­водных номинационно-синтаксического семиозиса. Их мы и устанавли­ваем в поэтическом тексте Ф. Сологуба, определенным образом систе­матизируя. Об этом пойдет речь во второй главе работы.

<< | >>
Источник: Погосян Роман Георгиевич. КОНЦЕПТ «СУДЬБА» И ЕГО ЯЗЫКОВОЕ ВЫРАЖЕНИЕ В ПОЭТИЧЕСКОМ ТЕКСТЕ Ф.К. СОЛОГУБА. ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Пятигорск, 2005. 2005

Еще по теме Выводы по I главе:

  1. Глава 8. Теория доказательства:пропозициональные правила
  2. Глава 9. Конструктивные и неконструктивные выводы
  3. Глава 13. Гипотетико-дедуктивный метод
  4. Выводы главы.
  5. Глава 2. Книга «Россия и Европа» – новое слово в историософии
  6. § 135. Характер р.-католического учения о церкви. Догматы о главенстве папы и его непогрешимости.
  7. В первом параграфе – «Административно – правовой статус главы субъекта РФ» - рассматривается институт главы субъекта Российской Федерации на примере Главы Республики Северная Осетия - Алания.
  8. Глава четырнадцатая Акционерная собственность в России1
  9. Глава 15(1). Проблема бессмертья информационных систем
  10. Глава 28(4). Хроника одной информационной войны
  11. Глава 4. Собственность как социальная технология
  12. Глава 5. Государство и рынок: специфика российской диалектики развития
  13. Глава 7. Основные формы переходного периода и пути их реализации
  14. ГЛАВА VII. ПОЗДНЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ
  15. ГЛАВА IX. НОВАЯ ИСТОРИЯ СТРАН ЕВРОПЫ И АМЕРИКИ
  16. Глава шестая
  17. Глава 2. Польский вопрос и польские студии 1830-х–1850-х годов
  18. Глава 3. Польский вопрос и полонистика в 1860-е – 1870-е гг.