<<
>>

Заключительные замечания

Сопоставление вышеописанных норм произношения мягкого или твердого согласного перед мягким в современном русском литературном языке с тем произношением, которое было признано известными лингвистами, тонкими знатоками литературного произношения нормативным на предшествующих этапах, позволяет сделать следующие выводы.

Во многих случаях произошло изменение норм в сторону развития процесса С’С’ gt; СС’. Вместе с тем обнаруживается действие многих факторов (в том числе и фонетических позиций), сдерживающих или ускоряющих этот процесс. Некоторые из этих факторов указаны в данной работе впервые, действие других факторов оказалось возможным увидеть на более широком круге согласных, уточнены формулировки некоторых закономерностей.

Есть также среди вышеописанных закономерностей и такое произношение мягких согласных перед мягкими, которое ранее было признано лингвистами уже не свойственным литературному языку, но которое, однако, еще сохраняется в некоторых позициях как равноправная норма с произношением твердых согласных либо как допустимо старшая или допустимо устарелая нормы, функционирующие в пределах современного литературного языка.

Так, например, Р. И. Аванесов писал: «Губные перед мягкими задненёбными (обычно перед [к]) в современном русском литературном произношении не смягчаются» [Аванесов 1984:166]. С. М. Кузьмина, проанализировав произношение слова лапки по данным фонетического вопросника, указывала: «Вопросник подтвердил наблюдения фонетистов о преобладании твердых губных над мягкими в позиции перед мягким задненебным, засвидетельствовав значительную вытесненность старого варианта. (...) Твердый вариант не только широко распространен, но и охватил все возрастные и социально-профессиональные слои носителей литературного языка» [РЯДМО 1974: 79—80]. М. В. Панов считал, что губные и заднеязычные согласные «не бывают мягкими в сочетании со следующим согласным (если он не мягкий того же класса, что и предыдущий, или /j/)», что перед [р’] не могут быть мягкие парные согласные, а [р’] невозможен перед [ч’], [ш’]: «Произношение [фанар’ш’ик], [в’эр’ч’иныи] принадлежит прошлому» [Панов 1967: 93, 95, 325, 326; 1990: 34].

Аналогичные оценки отражены и в Орфоэпическом словаре под редакцией Р. И. Аванесова [ОС] и в некоторых других словарях.

В отличие от этого М. Л. Каленчук и Р. Ф. Касаткина считают, что губные согласные перед мягкими заднеязычными и заднеязычные перед мягкими губными «могут произноситься и мягко, и твёрдо» [Каленчук, Касаткина 1997: 16, 18].

Дальнейшие наблюдения позволили подтвердить и уточнить эти правила, выявить и другеє случаи произношения мягких согласных в разных позициях:

губные перед зубными: реЗ^нйвый (4), Е[ф'[сёй (3), [хТ[сйна, зе[ы’]лянйка (4); перед передненёбными: ре[п’[рйза, ги[б']ридизация, де[ф'[чднка (5), годо[ф'[щйна (4); перед заднеязычными: иле[ф’]ки, Е[ъ']гёний (3), гй[п'[кий, снй[м’[ки (4), рд[п'[кий, коло[п'[кй, ко[м'[кй (5);

[р’] перед [ч’], [ш’]: го[р’[чйца, све[р'[чдк (5); ба\р']щина, мо[р'[щйны, прапо\р’[щик (4), безалабе\р’]щина (3); перед заднеязычными: Гед[р’]гий, ки[р']гйз (4);

заднеязычные перед губными: лм[к’]видйровать (4); клю[к'[венный, се[к’[вёстр, а[к'[мейзм (5); перед передненёбными: не[г’[ритёнок (4), и[к’[рйнка, ти[г’[рёнок, [к’] щеке (5) и др.

При этом нет оснований считать, что такое произношение возникло в литературном языке лишь в последнее время. Подобные примеры отражают последовательные этапы процесса С’С’ gt; СС’ в русском языке[89].

<< | >>
Источник: М. Я. Гловинская, Е. И. Галанова и др.. Современный русский язык: Активные процессы на рубеже XX— XXI веков / Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова РАН. — М.: Языки славянских культур,2008. — 712 с.. 2008

Еще по теме Заключительные замечания:

  1. Глава IX. Заключительные замечания
  2. 3.4.6 Заключительные замечания о многомасштабной теории турбулентности
  3. Заключительные замечания
  4. 3.5. Заключительные замечания
  5. § 96. Переход к последующим главам. Заключительные замечания
  6. § 68. Заключительные замечания о философии Декарта44
  7. Заключительные замечания
  8. Заключительные замечания
  9. Заключительные замечания
  10. Заключительные замечания
  11. Заключительные замечания
  12. Заключительные замечания
  13. 16. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ. РЕШАЮЩАЯ РОЛЬ ИМПРЕССИНГОВ
  14. Заключительные замечания
  15. 4. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ
  16. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ
  17. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ
  18. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ
  19. Заключительные замечания
  20. IV. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ