<<
>>

§ 96. Переход к последующим главам. Заключительные замечания

Мы потому положили столь тщательный труд на 35 общую разработку того различия, какое существует между ноэсисом (то есть конкретным полным интен- циональным переживанием, получающим наименование, подчеркивающим ноэтические компоненты его) и ноэмой, что постижение этого различия и овладе- 40 ние им чрезвычайно значительны для феноменологии

і CD

Ь

ч "О CD

и даже выступают как решающие факторы ее подлинного обоснования.

В первый момент кажется, что речь идет о чем-то разумеющемся само собою, — любое сознание есть сознание чего-либо, а способы сознания весьма различны. При ближайшем подходе 5 мы ощутили, однако, огромные трудности. Они касаются уразумения способа бытия ноэмы, того, как ноэма заключается, «лежит» в переживании, как она «сознается» в нем. Они в совсем особой степени касаются аккуратного разграничения того, что по спосо- ю бу реальной составной части относится к самому переживанию и что к ноэме, что может быть причислено к ноэме в качестве ее собственности. А после этого значительные трудности доставляет и правильное членение параллельных строений ноэсиса и ноэмы. 15 Даже при условии, что мы уже успешно произвели, в основном и главном, относящиеся сюда различения на анализе представлений и суждений, где они впервые предстают перед нами, для чего логика дает нам ценные, однако далеко не достаточные предваритель- 20 ные разработки, все еще требуется особый труд и все еще приходится бороться с самим собой для того, чтобы не просто постулировать параллельные различения в отношении душевных актов, не просто заявлять об их существовании, но для того, чтобы дейст- 25 вительно довести их до ясной данности.              1

Здесь, в контексте наших медитаций, ведущих amp; ввысь, задача наша не может состоять в том, чтобы § систематически разрабатывать отдельные части фе- о номенологии.

Конечно, наши цели требуют того, что- зо - бы мы глубже прежнего входили в суть дела и схе- Ч матически набрасывали начала подобных исследо- g ваний. Это необходимо, поскольку нужно прояснять | ноэтически-ноэматические структуры настолько, х чтобы стало понятным значение их для проблема- 35 -о тики и методики феноменологии. Содержательное 8\ представление о плодотворности феноменологии, о g значительности ее проблем, о характере ее процедур 9 может быть получено нами лишь тогда, когда мы на | деле вступаем в одну область за другой, когда зри- 40

х мой становится широта проблем, открывающаяся в каждой из них. Однако мы вступаем в каждую из них, о ощущая их как твердую почву, на какой развернет- - ся наш труд, лишь после того, как произведем феноменологические исключения и прояснения, в связи с 2 чем впервые становится понятным и смысл тех про-

® блем, которые решаются здесь. И в дальнейшем, как

|_

О

это отчасти было уже и раньше, мы, анализируя, обнаруживая и подтверждая существование проблем, о ю будем строго придерживаться такого стиля работы.

о

х 0

о Сколь бы многоликими ни представлялись новичку ф материи, о которых мы трактовали, мы пребываем

в ограниченных пределах. Естественно, мы отдаем предпочтение тому, что располагается относительно о is недалеко от входов в феноменологию и что безусловно необходимо для того, чтобы прослеживать основ- | ные систематические линии. Трудно все, все требует мучительной концентрации на данностях специфи- чески феноменологического сущностного созерца- 20 ния. В феноменологию, а значит, и в философию не ведет «царский путь». Есть только один путь — тот, что предначертан их собственной сущностью.

В заключение да будет позволено следующее за- ^ мечание. В нашем изложении феноменология пред- 25 стает как наука, которая теперь только начинается. Лишь будущее покажет, что из итогов тех анализов, на какие мы решались, окажется окончательным.

Ко- нечно, многое из того, что мы описывали, sub specie 8 aeterni должно описываться иначе. Однако к одному ^ зо мы вправе и должны стремиться — к тому, чтобы, де- 5 лая новый шаг, верно описывать то, что мы действи- ^ тельно видим с нашей точки зрения даже и после earn мого серьезного изучения. Мы поступаем так, как поступает путешественник в неведомой части све- 35 та, — он тщательно описывает все, что повстречается ему на неторных путях, которые не всегда бывают самыми короткими. Он может спокойно сознавать — он высказывает именно то, что надо было высказать при сложившихся обстоятельствах времени и места; все 40 это как верное выражение увиденного навсегда со-

хранит свою ценность, даже если новые исследования и потребуют новых, значительно усовершенствованных описаний. Станем и мы придерживаться такого взгляда и будем выступать в дальнейшем верными из- лагателями феноменологических образований, в прочем же храня позицию внутренней свободы даже и в отношении своих собственных описаний.

Глава четвертая

К ПРОБЛЕМАТИКЕ НОЭТИЧЕСКИ- НОЭМАТИЧЕСКИХ СТРУКТУР

<< | >>
Источник: Гуссерль Э.. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Книга первая / Пер. с нем. А.В. Михайлова; Вступ, ст. В.А. Куренного. — М.: Академический Проект,2009. — 489 с.. 2009

Еще по теме § 96. Переход к последующим главам. Заключительные замечания: