<<
>>

О ВЕЧНЫХ ЦЕННОСТЯХ: СОЦИАЛЬНОЕ НАЗНАЧЕНИЕ И ФУНКЦИИ ТРУДОВОГО ПРАВА


Вводные положения. Трудовые отношения имеют сложную структуру и внутренне противоречивы. Очевидно, что и работник и работодатель заинтересованы в относительной стабильности трудовых отношений и в силу целого комплекса причин просто не могут существовать друг без друга.
В то же время, интересы работников и работодателей во многом противоположны. Работник, в первую очередь, заинтересован в увеличении заработной платы, улучшении условий труда, уменьшении рабочего времени и увеличении времени отдыха. Работодатель, наоборот, заинтересован в повышении прибыли, росте производительности труда, уменьшении издержек производства. Как отмечал в этой связи Р.З.Лившиц, «интересы работодателя составляют производственную сторону трудовых отношений, интересы работника — их социальную сторону. Противоречие социального и производственного элементов — неизбежное

противоречие, заложенное в природе трудового отношения, его ге-
нетическом коде»
Для понимания назначения отрасли очень важно вычленить ее ключевые понятия. Например, в гражданском праве это собственность и обязательства; в уголовном праве выделяются, прежде всего, преступление и наказание, в трудовом праве можно выделить единство и противоречие труда и капитала как факторов общественного производства. Эта двуединая сущность трудового права была очевидна для ученых уже в XVIII-XIX вв. Так, А.Смит выступал за запрет выдачи заработной платы товаром вместо денег, был противником установления максимального размера заработной платы, выступал за разрешение экономических стачек. Его позиция против рабочего законодательства базировалась на том, что он не без основания считал, что его подготовка окажется прерогативой работодателей, и оно будет еще хуже, чем действие саморегуляторов рыночной экономики, «невидимой руки» рынка. А.Смит указывал, что предприниматель преследует свои узкокорыстные цели, но «невидимой рукой» направляется к цели, которая совсем не входила в его намерения[504]. Среди этих целей вполне могло быть и повышение благосостояния работников, которое благотворно сказывалось на производстве. Таким образом, производственное назначение рабочего (трудового) законодательства в будущем А.Смит не отрицал. К.Маркс, М.И.Туган-Барановский и ряд других экономистов уже напрямую связывали появление фабричного законодательства с потребностями капиталистического производства, в том числе для создания равных конкурентных условий, для развития производительных сил и повышения производительности труда и др. Впрочем, К.Маркс и его последователи не считали, что трудовое законодательство сможет эффективно защитить интересы работников. Отсюда их лозунг классовой борьбы и пренебрежение к полумерам гражданской нормировки труда. Своеобразный итог дискуссии об экономическом назначении трудового права подвел Л.С.Таль: «Ма- териальные и экономические интересы общества настоятельно требовали вмешательства законодателя и контроля государства за положением рабочих»[505].

Социальное назначение рабочего законодательства также было очевидно для экономистов и политиков XIX в. Примечательно, что германский император Вильгельм I в своем послании Рейхстагу 17 ноября 1881 г. утверждал: «Излечение социальных недугов нужно искать ...ив положительном содействии благу рабочих»[506].
Со стороны Рейхстага таким положительным содействием могли быть только соответствующие законы, которые вскоре и были приняты. В России одним из первых эту позицию поддержал В.Г.Яроцкий, который в качестве задачи фабричного законодательства специально выделил защиту интересов рабочих[507]. Известный экономист А.В.Погожев уже прямо утверждал, что «наиболее успешными средствами борьбы с вредными условиями фабричной жизни следует признать правильную, активную и самостоятельную организацию фабричной инспекции, фабричного законодательства и фабричной гигиены в России»[508]. Даже такой последовательный сторонник либерализма и противник вмешательства государства в отношения между трудом и капиталом, как В.П.Безобразов, одной из целей фабричного законодательства считал «улучшение условий быта нашего фабричного рабочего и правильность его отношений к нанимателю», а также ликвидацию произвола и бесправия при использовании наемного труда[509]. Среди русских ученых-юристов начала XX в. было распространено мнение о том, что право должно защищать, прежде всего, интересы экономически слабой стороны (Ю.С.Гамбаров, П.Н.Новгородцев, И.А.Покровский, Б.В.Чредин и др.), что было распространено в полном объеме и на трудовое право.
Учение о социальном назначении трудового права испытывало на себе также и влияние социальной доктрины христианства. Достаточно напомнить, какое значительное воздействие на мотивацию к труду и трудовую этику оказала Реформация и протестантское учение. Этот процесс отражен в классическом исследовании М.Вебера «Протестантская этика и дух капитализма»[510]. В рамках православного христианского учения было выработано «нормативно- этическое» определение ценности труда (П.И.Новгородцев, И.А.Ильин), а также изучены другие аспекты мотивации трудовой деятельности (Н.А.Бердяев, С.Н.Булгаков, В.С.Соловьев). Но среди всех христианских конфессий наибольшее развитие социальное учение получило в рамках официальной Римско-католической церкви, для которой самыми авторитетными источниками считаются папские социальные энциклики. С определенными оговорками это признавалось советскими исследователями[511].

Начало социальной доктрины католичества положила первая социальная энциклика папы Льва XIII «Рерум новарум» («К новым временам») (1891 г.), получившая развитие в энциклике папы Пия XI (1931 г.). А.Е.Пашерстник не без основания назвал их энцик- ликами римских пап по рабочему вопросу[512]. Всего католическая церковь обнародовала более 10 социальных энциклик. Первую из них (1891 г.) католики считают своей «социальной хартией». В ней жесткой критике были подвергнуты не только социальная несправедливость, но и социальные доктрины, в том числе отрицающие частную собственность: «Чтобы преодолеть это зло, социалисты рассчитывают на зависть бедных к богатым...им кажется, что, пере- дав собственность от частных лиц обществу, они исправят нынешние беды, ибо каждый гражданин будет иметь долю во всем, что ему может понадобиться. Однако предложения эти настолько непригодны, что если их выполнить, рабочие пострадали бы первыми»6
Анализируя католическую доктрину, экономист О.Цвиденек- Зюденгорст выделял следующие аспекты государственного воздействия на регулирование отношений работника и работодателя: достижение общего блага и справедливости; способствование участию рабочих в прибылях предприятий; установление минимального размера заработной платы; отрицание товарного характера труда и законодательная защита личности работника. Отсюда требование к государству установить правовые рамки договора личного найма. Примечательно, что этот немецкий экономист относил к числу христианских писателей первых ученых-трудовиков В.Эндеманна и Г.Рюмелина[513].
В интересующем нас аспекте наибольшее значение имела энциклика 1931 г., в которой была обоснована «концепция участия». Согласно ей, в интересах владельцев капитала и трудящихся прибегнуть к участию рабочих и служащих в собственности предприятия и его прибыли. В этой энциклике был впервые введен в обращение термин «субсидиарность», означавший в официальном переводе Ватикана на русский язык «вспоможение». Здесь впервые можно говорить о понятии «солидарность», которая не противопоставлялась милосердию. В свете социальных учений начала XX в. последнее часто сопрягалось с унижением человеческого достоинства или ограничением его прав. Между тем в социальной доктрине католичества намечен отход от мотивации к труду «экономического человека», движимого «невидимой рукой рынка» к максимальной прибыли, в сторону реализации творческого потенциала человеческой личности в процессе труда. В энциклике папы Иоанна XXIII «Матер э Магистра» («Мать и наставница») (1961 г.) прямо отрицается отведение рабочим роли молчаливых исполнителей. В энцик- лике указывается, что надо обеспечить трудящимся активную роль в функционировании предприятия. При этом надо стремиться к тому, чтобы сделать предприятие подлинно гуманным сообществом, глубоко отмеченным духом взаимных отношений, функций и особенностей каждого из его членов. Таким образом, католическая доктрина в отношении труда претерпела существенную эволюцию, начиная от его трактовки, как наказание за первородный грех, до признания высшей социальной ценности труда. Папа Павел IV в середине 60-х гг. XX в. уже констатировал, что «мир труда оказывает сегодня решающее влияние на судьбы страны, на жизнь христианского народа». Основы современной социальной доктрины католицизма были сформулированы на Втором Ватиканском Вселенском соборе, который состоялся в Риме (1962-1965 гг.). Католическая церковь стала контактировать с профсоюзами и международными организациями. Так, папа Павел IV принял участие в 53-й Генеральной конференции МОТ (1969 г.), где выступил с речью и назвал труд основной предпосылкой человеческого существования, который имеет наивысшее достоинство. Им проводилась мысль о приоритете человека над трудом и проповедовалась идея классового мира труда и
612
капитала, социальное сотрудничество .

Современная социальная доктрина католичества выражена в энциклике папы Иоанна Павла II «Центесимус Аннус» (1991 г.). «Собственность достигается прежде всего трудом и должна служить труду... Если верно, что капитал— понимаемый как совокупность средств производства — является в то же время результатом труда поколений, то тогда также верно, что он создается благодаря труду». Далее Иоанн Павел II уточнял: «Мы предлагаем не систему социалистическую, которая на деле превращается в государственный капитализм, а общество свободного труда, предпринимательства и участия. Такое общество не враждебно рынку, но требует, чтобы общественные и государственные силы должным образом контролировали его, обеспечивая удовлетворение основных потребностей каждого». Христианское социальное учение связывает утверждение солидарности, ставшей ключевым понятием для него в последние 70 лет, не с принятием новых нормативно-правовых актов, а с разработкой определенных нравственных принципов общественных отношений вообще и между работниками, работодателями и государством, в частности. При этом существенное внимание уделяется преодолению нищеты, эксплуатации особенно характерных для стран третьего мира. В энциклике 1991 г. утверждается: «Есть опасность, что распространиться радикальная капиталистическая идеология, которая эти вопросы и рассматривать не хочет, считая, что решить их заведомо невозможно, слепо все перепоручая свободным рыночным силам». Таким образом, уже более полувека католическая доктрина признает солидарность людей труда и их борьбу за социальную справедливость как ответ на антисоциальные условия существования наемных работников. Но христианская солидарность основывается не на поиске врагов и борьбе одних против других, а на совместных действиях по решению общих задач. Исходя из того, что наемный труд и капитал дополняют друг друга, солидарность между работниками и работодателями является важнейшим условием поступательного социально-экономического развития.
В России до начала XX в. религиозные аспекты трудовой мотивации и предпринимательской деятельности также проявлялись относительно четко. Достаточно сказать, что значительная часть преуспевающих купцов, а затем и промышленников были старообрядцами. Известный шведский юрист Э.Аннерс писал: «История делового мира России изначально показывает, что только равные партнерские отношения предпринимателей и государства ведут к стабилизации народного хозяйства, формированию качественно новой экономической среды, способной адекватно воспринимать рыночные институты. В то же .время национальные особенности, в частности вопросы вероисповедания, на протяжении многих веков создавали особый тип делового поведения, помогавший сохранить и умножить традиционные для страны виды и формы предпринимательской деятельности»[514].
Но в целом мы можем говорить только про опосредованное влияние социальных доктрин христианских конфессий на становление и развитие трудового права.
<< | >>
Источник: Лушникова М. В., Лушииков А. М.. Очерки теории трудового права. — СПб.: Издательство Р. Асланова «Юридический центр Пресс»,2006. — 940 с.. 2006

Еще по теме О ВЕЧНЫХ ЦЕННОСТЯХ: СОЦИАЛЬНОЕ НАЗНАЧЕНИЕ И ФУНКЦИИ ТРУДОВОГО ПРАВА:

  1. ОГЛАВЛЕНИЕ
  2. О ВЕЧНЫХ ЦЕННОСТЯХ: СОЦИАЛЬНОЕ НАЗНАЧЕНИЕ И ФУНКЦИИ ТРУДОВОГО ПРАВА
  3. Социальное пространство
  4. Глава первая.ВВЕДЕНИЕ. ОСНОВАНИЯ ПОВЫШЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
  5. § 1. Цивилистическое понимание собственности и права собственности
  6. § 3. Становление и развитие отечественного законодательства о собственности
  7. 2.4. Особенности развития семейных отношений в народной среде  второй половины 19 века и влияние накопленного положительного опыта на правовую культуру семейных отношений последующих поколений.
  8. ПРАВА ЧЕЛОВЕКА В КОНСТИТУЦИЯХ И НАЦИОНАЛЬНЫХ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВАХ НА ПРИМЕРЕ РОССИИ И ГЕРМАНИИ (СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ) Т. В. Сычевска
  9. 1.2. Пенализация и депенализация. Уровень пенализации
  10. Источники исламского права
  11. ЦЕННОСТЬ ЧАСТНОГО ПРАВА 1
  12. ПРОБЛЕМА СОГЛАСОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ И ЛИЧНЫХ ИНТЕРЕСОВ В ФИЛОСОФИИ НОВОГО И НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ
  13. Политэкономия, как воровство прибыли
  14. "Частные деньги" и государство
  15. Глава 6. Главный социально-экономический феномен обеспечения рыночного реформирования России
  16. Сущностные социальные функции
  17. Практика административной работы органов власти в отношении Российской Православной Церкви
  18. Примечания
  19. § 1. Конституционная и законодательная основы защиты прав и основных свобод человека в Доминиканской Республике
- Авторское право России - Аграрное право России - Адвокатура - Административное право России - Административный процесс России - Арбитражный процесс России - Банковское право России - Вещное право России - Гражданский процесс России - Гражданское право России - Договорное право России - Европейское право - Жилищное право России - Земельное право России - Избирательное право России - Инвестиционное право России - Информационное право России - Исполнительное производство России - История государства и права России - Конкурсное право России - Конституционное право России - Корпоративное право России - Медицинское право России - Международное право - Муниципальное право России - Нотариат РФ - Парламентское право России - Право собственности России - Право социального обеспечения России - Правоведение, основы права - Правоохранительные органы - Предпринимательское право - Прокурорский надзор России - Семейное право России - Социальное право России - Страховое право России - Судебная экспертиза - Таможенное право России - Трудовое право России - Уголовно-исполнительное право России - Уголовное право России - Уголовный процесс России - Финансовое право России - Экологическое право России - Ювенальное право России -