<<
>>

О том, что не следует соблюдать обещания, вырванные силой

Когда консулы разоружили свое войско и после перенесеного позора вернулись в Рим, первым в Сенате предложил не соблюдать заключенный в Кавдии мир консул Спурий Постумий.

сказал, что мирные обязательства взял на себя не римский *аРод, а он сам и другие дававшие обещание, поэтому народ, что- ь* освободиться от их выполнения, должен выдать самнитам и всех остальных римлян, заключавших мир.

Постумий настаивал на этом решении, что Сенат удовлетворил его и ^Равил

вместе с другими в Самниум, объявив мир с его народом недействительным. Судьба была столь благосклонна к Посту, мию, что самниты не стали его удерживать, и он вернулся в РИм стяжав среди его жителей — благодаря поражению — большую ела ву, чем Понтий у самнитов вследствие своей победы. Тут следует сделать два замечания: во-первых, любой поступок может принести славу, потому что если победы всегда сопровождаются ею, то при поражении ты можешь доказать, что в нем не было твоей вины, или каким-нибудь доблестным поступком смыть его позор. Во-вторых в несоблюдении обещаний, к которым ты был вынужден СИЛОЙ, нет бесчестья, и обещания, данные в публичных делах под давлением силы, никогда не будут соблюдаться, если это давление ослабнет, причем нарушителей нельзя будет посчитать бесчестными. Во всех историях можно прочитать о многих подобных случаях; наблюдаются они всякий день и в наше время. Государи не только не соблюдают вынужденные обещания, когда побудившие к этому силы перестают действовать, но нарушают и все прочие обещания, если у них нет больше причины соблюдать их. Похвально ли это или нет и должен ли государь придерживаться подобного образа действий, подробно обсуждено нами в трактате De Principe*, поэтому теперь мы об этом умолчим.

<< | >>
Источник: Никколо МАКЬЯВЕЛЛИ. ИСТОРИЧЕСКИЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ СОЧИНЕНИЯ. 2004

Еще по теме О том, что не следует соблюдать обещания, вырванные силой: