<<
>>

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

B результате проделанного диссертационного исследования, на обширном историческом материале, нам удалось установить, что отношение к войне и военному делу западноевропейских рыцарей имеет множество параллелей с "воюющими" Евразии, у них имелось множество близких, даже идентичных черт.

Ha что мы опираемся, делая данный вывод? Представители аристократии рассматривали войну как единственное занятие, достойное благородного человека. Физический труд презирался, как и презирались все, кто таким трудом занимался. Вся жизнь "воюющих", начиная с раннего детства, состояла из непрерывной подготовки к военным действиям. Исходя из этих представлений, "воюющие" в период средневековья монополизировали военное дело, не допуская туда представителей других сословий. Сражения происходили между небольшими по численности отрядами рыцарей, по определенным правилам, что превращало их в некую игру - турнир. Так же в большинстве рассматриваемых нами сообществ, несмотря на то, что война и убийство всегда считались злом, находились те или иные моральные и религиозные оправдания деятельности "воюющих". Вырабатывались представления о справедливой и несправедливой войне, о карме воина и т.п.

Автором показано, что в основе близости образа жизни "воюющих" весьма удаленных друг от друга территорий находятся близкие социальные отношения (феодальный уклад) и ментальные представления (идея героического единоборства - аристейи, характерная для доиндустриальных социумов Евразийского континента).

Разумеется, продемонстрированный нами образ "рыцаря" и его поведения в бою, идеален и весьма условен, так как большая часть материала о "битвах в прекрасном стиле", который мы берем из исторических источников, основывается, прежде всего, на идеализированном видении таких сражений современниками или их потомками, отразившемся в песнях, эпосе или хрониках.

Понятно, что наблюдаемая нами такая картина несет зачастую романтический или героический вымысел. И все же было бы неверно полагать, что облагораживание войны вознесением ее в область морали и ритуала есть чистая фикция, а эстетический облик сражения - лишь маска, скрывающая жестокости. Если бы даже так оно и было, представления о войне как величественной игре чести и добродетели сформулировали идею рыцарства, идею благородного воина.

По мнению Й. Хейзинги "...жизнь благородных сословий формирует идеал рыцарской чести, верности, доблести, самообладания и чувства долга, весьма существенно развивая и облагораживая те культуры, которые его почитали. И хотя он находил свое выражение по большей части в фантазии или вымысле, тем не менее, он определенно способствовал воспитанию и общественному проявлению духовных сил личности и повышал ее нравственный уровень... Идея благородного единоборства остается, таким образом, одним из сильнейших импульсов культуры"[701].

B Западной Европе рыцарство вызвало к жизни появление особой этики, которая в позднее средневековье стала открытой всему обществу[702] [703]. Феодально-рыцарская этика, возникнув, дала идеал военной доблести и верности. "Специальная этика, понятия о чести сохраняются в течении всего средневековья, а в поздний период приобретают первостепенное значение "генеалогического сознания" знати и её роли как носителя особого рода коллективной 1

памяти" . Позже рыцарская этика на Западе постепенно эволюционировала в дворянский кодекс чести, или кодекс джентльмена[704], и просуществовала в трансформированном виде вплоть до настоящего времени[705].

Ha северном Кавказе совокупность культурных связей высших слоев общества сформировало этикетный комплекс, игравший одну из основных ролей регламентации всех отношений в обществе. Этикет остается строго функциональным до настоящего времени и охватывает практически все сферы жизни адыгов, а в современной этнополитической обстановке имеет ярко выраженную тенденцию к архаизации[706].

"Кавказский этикет выходит далеко за рамки того, что принято в общем понимать под этикетом, и предстает как своеобразное алгоритмизированное в знаках действия выражение философии бытия и достойного обитания в нем. Эта философия уникальна, прежде всего тем, что она выражена не только и не столько в логосе слова и в фигурах речи, сколько в знаковых действиях (деяниях) - в общедоступной, общекавказской семиотике этикета, в языке и знаках "должного" поведения, "должных" межродовых и межличностных отношений - коммуникаций"[707]. Таким образом, кодекс поведения черкесского уорка являлся и является "высшей ценностью для основной массы населения - идеалом, в направлении, которого следует совершенствовать себя"[708].

B Индии раджпутские княжества как самостоятельные государственные образования были ликвидированы только лишь в 1956 г. И потомки воинственных раджпутов живут до сих пор в своих крепостях и дворцах, частью превращенных в музеи, частью в отели, они пользуются значительным уважением как хранители великой славы раджпутских раджей[709]. Исследователи современных раджпутов отмечают: "Раджпут-воин считает себя по праву рождения правителем и воином по естественной наклонности к этому делу. Такой раджпут считает своей обязанностью следить за надлежащим соблюдением межкастовых взаимоотношений и поддержанием иерархического порядка. Он ожидает подчинения и послушания от низших каст"[710]. Современные раджпуты часто служат в армии (где они составляют до половины численного состава) и в полиции. Они по-прежнему пользуются большим уважением в обществе, и по традиции от них ожидают справедливого управления и надежной защиты. Они это знают. И очень любят повторять свою поговорку: "Каков раджа, таковы и его подданные"[711] [712].

Как солнце освещает своими лучами сначала верхушки гор и холмов, а потом уже долины и низменности, так этическая система бусидо, бывшая сначала достоянием правителей - воинского класса, мало-помалу сообщила свои принципы народу - государственной массе.

Добродетели не менее заразительны, чем пороки. Ни кастовая обособленность, ни разность положения не могут противиться громадной силе морального влияния. Всем тем, что Япония представляет из себя теперь, она обязана самураям. Они были не только плодом национальной культуры страны, но и ее корнем. Ни один лучший дар неба не минул их. Бусидо, как этика упраздненной касты самураев, конечно, была обречено на погибель и исчезновение, но те простые идеи, из которых состоит это учение, инстинктивно чувствовались и понимались во все времена широкими слоями народа и вылились в то, что называется Ямато дамасий - духом Японии. Дух этот проходит через всю историю и

разлит по всей стране, и на рассказах о проявлении его воспитывается на-

ЛЛТІ12 род .

Самурай вырос в лучший идеал всей нации. "Как между цветками вишневый - царь, так между людьми самурай - господин", - любят часто повторять японцы[713]. Идеалы рыцарства до сих пор высоко почитаются японцами, на них и теперь еще воспитывается все общество. По словам Л. Богословского - "...воин, рыцарь, является для японца самым дорогим и высоким идеа- лом, в котором нашло себе выражение все лучшее в японской нации"[714]. Эти строки написаны в начале 20-го века, но остаются актуальными и в наше время.

Исследуя сам процесс ведения войн, мы пришли к заключению, что война была любимы занятиям рыцаря, его привилегией опирающейся на знатность его происхождения. Несмотря на то, что война всегда считалась злом, тем не менее "воюющие" находили поддержку, как в обществе, так и в религии. Средневековые войны сильно отличались от войн античности и Нового время своими целями, составом и количеством участников, стратегией и тактикой. Сами сражения происходили по определенным правилам, общим для всех "воюющих". Часто полководцы назначали место и время сражения, руководствуясь при этом не тактическими соображениями, а вопросами чести. Сражения проходили без каких либо тактических ухищрений, сводясь к индивидуальным поединкам достойных друг друга бойцов.

K проигравшей стороне необходимо было, относится по рыцарски: позволить организованно отступить, не преследуя и не добивая противника, оказать медицинскую помощь, дать время на перегруппировку сил, или вовсе отказаться от результатов своих побед. Основную идею рыцарского сражения прекрасно выразил японский полководец Уэсуги Кэнсин: "Цель Сингэна - полная победа, ибо его подлинное желание - возделывать землю. Я не таков. Я встречаю врага и сражаюсь с ним. По сути, я хочу лишь затупить свой меч"[715]. Действительно рыцари зачастую сражались не ради каких-то целей, а ради самого сражения как такового. Главным была не победа, а достойное поведение, рыцарь мог и проиграть сражение или даже погибнуть, но это нисколько не ущемляло его честь, если он все делал как надо, по правилам.

Изученный нами материал впервые столь наглядно демонстрирует, что во всех рассматриваемых нами воинских сообществах самой правильной и желательной формой решения, каких либо споров и конфликтов считался поединок двух достойных противников или равных групп. Принимать участие в рыцарском поединке могли только люди близкие друг другу по своему социальному положению, сражаться с представителями других сословий считалось предосудительным (а если такие поединки и случались, то к таким соперникам относится по-рыцарски было необязательно). Поединки чаще всего происходили, как правило, во время рыцарских сражений, иногда предваряя их или даже замещая. Часто поединки случались и во время странствий (авантюр), когда рыцари искали достойных противников, желая утвердить свое физическое и моральное превосходство. Участвуя в поединках, рыцари руководствовались четырьмя основными мотивами: уважением к самому себе, чувством собственного достоинства; уважением к противнику; "игровой" мотивацией; чувством милосердия и гуманности. Bo всех известных нам кодексах честной борьбы главной идеей звучала необходимость паритета, равенства сражающихся сторон, только в это случае такую борьбу можно назвать рыцарской. Славу рыцарю приносила не столько победа, сколько его поведение в бою, сражение могло без ущерба для его чести кончиться его поражением и даже гибелью.

Сам ход рыцарского поединка фактически строился по общему, единому сценарию. Предваряла поединок "словесная дуэль", ставившая целью возвеличить собственные заслуги и заслуги своего рода, или по возможности расшатать психологическую устойчивость противника. Сам поединок проходил поэтапно, сменяя оружие, противники постепенно сокращали расстояние друг с другом, сталкиваясь в завершении лицом к лицу. И, наконец, общей для всех "воюющих" была мысль о необходимости и желанности закончить свою жизнь на поле боя от руки достойного соперника,аневсобственнойпостелиотстаростииболезней.

B нашей диссертации на фактическом материале показано и то, что несмотря на множество общих черт, существовавших в "правилах честной борьбы" "воюющих" Евразии, имелся и ряд существенных локальных отличий. Прежде всего, это относится к роли и влиянию женщин на войну и воюющих. Западноевропейские труверы и трубадуры всегда изображали любовь и преданность женщины наградой за мужество и верность[716]. Трусость, малодушие им были ненавистны, и поэты, которые лишь отражали мнения, господствующие в обществе, в своих сочинениях довольно резко обличали трусов. Смысл поиска военной славы в рыцарских романах зачастую предопределялся стремлением заслужить благосклонность дамы сердца, куртуазный идеал "милитаризировался”, и любовь служила вдохновительницей на военные подвиги. Главное же - "в любви, которой отдаются всем сердцем, сохраняется честь, ибо лучше умереть, чем совершить что-либо бесчестное, опозорив себя и того, кого любишь"[717].

Подобное отношение к женщинам мы наблюдаем и в средневековой Индии. Дж. Тод писал: "Если поклонение прекрасному полу считать критерием культурности и цивилизованности, то раджпуты должны занимать очень высокое место. Их восприимчивость предельна, и они вспыхивают при малейшем покушении на честь женщины; и этого никогда не прощают"[718]. Раджпутские хроники и поэмы донесли до нас многочисленные свидетельства того, что раджпутские женщины часто буквально выпроваживали мужей на войну и на борьбу: считалось, что поскольку в их объятьях воины забывают обо всем на свете, жены имеют моральное право отрезвить их, напомнив об оставленных обязанностях.

Некоторую двойственную роль имело влияние женщин у народов Северного Кавказа. C одной стороны, кавказские рыцари, несомненно, находились под некоторым влияние своих "дам Сердца", набеги на соседей и совершения подвигов предпринимались зачастую, для того чтобы снискать благосклонность своей возлюбленной, добыть калым на ее выкуп: C другой стороны настоящий уорк, в отличие от западноевропейского рыцаря, не должен был перед женщиной рассказывать о своих подвигах, о его геройском поведении она должна была узнать от других людей. Также уорк не должен был долго засиживаться дома с молодой женой, так это умаляло его воинские способности.

B Японии же куртуазного отношения к женщине никогда не было вовсе. B средневековых японских легендах часто встречаются рассказы о верности и жертвенности женщин и очень мало - о тех же чувствах со стороны мужчин. B самом деле, самурайская традиция не содержит ничего похожего на идеализацию женской любви и добродетели, которые были столь важным мотивирующим фактором для поведения рыцаря в средневековой Европе. Вступая в бой, японский воин не намеривался совершить великие подвиги ради своей возлюбленной или во имя недостижимого совершенства женственности. Хотя средние века в Японии в некотором смысле можно назвать "эпическими", но они ни в коем случае никогда не были "романтическими"[719].

Особенностью западноевропейских рыцарских поединков была обязательная публичность. Еще у германцев, когда два отряда сражались между собой, специально назначенный наблюдатель должен был следить, кто как себя показал. Присутствие женщин также поддерживало склонность к соперничеству и стремление отличиться[720]. Отсюда возник турнир, придававший неповторимое своеобразие западноевропейскому рыцарству. Ни в одной другой воинской культуре мероприятие, которое по сути своей всего лишь тренировка перед настоящей войной, не превратилось в столь регламентированное, костюмированное и театрализованное шоу.

Напротив, на Северном Кавказе, по кодексу поведения черкесского дворянства поединки должны были обязательно проходить без свидетелей, в поле, около какого-нибудь кургана[721]. Нет смысла делать добрые дела, если им суждено остаться неизвестными, говорил Кретьен де Труа, одобряя неустанную рыцарскую заботу о своем "отраженном Я". Черкеский же уорк должен был скрывать свои героические деяния, а на действительное оскорбление отвечать оружием с быстротою молнии, но без угрозы, без крика и брани. Хвалиться своими подвигами перед женщинами, тем более сражаться перед ними (или просто обнажить оружие) считалось вовсе неприемлемым[722].

Наибольшие отличия в рыцарском поединке замечены нами у евразийского воинства на его финальной стадии. Это, прежде всего, касается отношения к проигравшему сопернику и возможностью пленения. Если европейские рыцари - шевалье, найты и ритерры относились к побежденному с уважением и гуманностью, а плен считали нормальным явлением не ущемляющем рыцарскую честь, то самураи, раджпуты и горцы Кавказа поверженных противников убивали, а плен считали страшным унижением. Руководствовались они при этом нё жаждой к убийствам и кровожадностью, а как это не покажется странным, опять же чувством уважения и сострадания к противнику. B этом есть некий парадокс, который трудно понять, не учитывая особенностей менталитета "воюющих".

Впервые охарактеризованный нами в отечественной историографии собирательный образ рыцарского поведения "евразийцев" во время сражения и поединка, условен и идеален, но, тем не менее, он имел место, и был привлекательным примером не только для аристократии, но и для простых воинов и даже для людей, далеких от войны, но в силу своей человеческой природы принимающих участие в каких либо иных формах борьбы. Последнее имеет отношение уже к нашему времени. B работе показано, что по- рыцарски к сопернику можно относится ныне не только на войне, HO И B мирное время, например в политических и ученых дискуссиях, спорте И т.д. И в этом мы видим одну из главных заслуг рыцарской идеи на современном этапе ее существования в условиях уже фактически постиндустриального общества.

Междоусобная рыцарская война, уже в условиях Нового времени, дала толчок к распространению "дуэлей". И в том, и в другом случае результат не доказывает правоту одной из сторон и не открывает неизвестную истину, и то, и другое возникает по инициативе и при участии феодала, не назначается и не санкционируется, в обоих случаях - это акт неповиновения центральной власти, претензия на независимость, суверенитет, право распоряжаться своей жизнью, наконец, это достояние привилегированного класса. Дуэль - это и есть файда (междоусобная война), но в миниатюре, один на один[723].

He следует торопиться и с утверждением об отсутствии рыцарских идей в современных войнах. Да, современная война является полной противоположностью рыцарской войне, но примеры поединков летчиков-асов и снайперов в годы Первой и Второй мировых войн, показывают возможность существования рыцарских понятий в условиях, когда противник является не просто безликой мишенью, а личностью, к которой нужно относится хотя бы с уважением. Косвенным подтверждением того, что рыцарская идея вряд ли когда-либо исчезнет полностью, являются многочисленные фантастические произведения, в которых в мире будущего востребованы ее элементы[724].

Особо хочется подчеркнуть то, что огромное значение рыцарская идея имеет и в области военно-спортивного и морально-нравственного воспитания современной молодежи, т.е. в той сфере, где сейчас у нашего государства имеются, вероятно, самые болезненные проблемы (пропаганда бездуховности, голого потребительства, секса, чудовищного насилия над личностью, нежелание служить в армии, которая имеет весьма непривлекательный имидж в условиях своего разложения на текущем этапе и т.п.). Подтверждением этих слов является существование многочисленных современных рыцарских орденов, клубов, ассоциаций, театров реконструкции средневековья и прочее, где возрождается не только внешняя сторона рыцарства (доспехи, оружия, поединки), но и внутренняя, идеологическая сущность "воюющих"[725].

Военные историки, изучая эпоху "рыцарских войн" часто критикуют это время и считают, что рыцарство ничего не дало военному искусству[726]. Автору, человеку сугубо гражданскому, все это видится, тем не менее, несколько в ином свете. Упрощая все построения военных историков, мы получаем следующую картину: военное искусство эволюционировало от стремления убить одного врага-противника к убийству миллионов. И мы можем с уверенностью сказать, что этот путь эволюции зашел в тупик, современные запасы ядерного оружия предполагают в случае начала новой мировой вой- ны,полноеуничтожениечеловечества.

B то же время, мы утверждаем, что потребность в борьбе и сражении столь же присуща человеку как потребность в еде, общении, любви, и вряд ли это удастся когда-либо изменить, даже с помощью самой миролюбивой идеологии. Ho потребность сражаться с оружием в руках испытывают не все люди, а скорее меньшинство. Ho практически всегда это меньшинство тянуло за собой большинство, с постоянно увеличивающимися масштабами. Исключением из этого правила как раз и было рыцарство.

И если нельзя искоренить войны как фактор культурного развития человечества, то пусть эти войны лучше будут "рыцарскими", с ограниченным кругом участников и кодексом рыцарского поведения, с минимальными людскими и материальными потерями, а идея благородного единоборства, как и в средние века, будет сильнейшим импульсом культуры, средством сдерживания низменных человеческих инстинктов.

<< | >>
Источник: БАСОВ ИГОРЬ ИВАНОВИЧ. Западноевропейское рыцарство XII-XV вв. в евразийском историко-культурном контексте: этика противоборства (опыт сравнительно-исторического исследования). 2005

Еще по теме ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

- Археология - Великая Отечественная Война (1941 - 1945 гг.) - Всемирная история - Вторая мировая война - Древняя Русь - Историография и источниковедение России - Историография и источниковедение стран Европы и Америки - Историография и источниковедение Украины - Историография, источниковедение - История Австралии и Океании - История аланов - История варварских народов - История Византии - История Грузии - История Древнего Востока - История Древнего Рима - История Древней Греции - История Казахстана - История Крыма - История мировых цивилизаций - История науки и техники - История Новейшего времени - История Нового времени - История первобытного общества - История Р. Беларусь - История России - История рыцарства - История средних веков - История стран Азии и Африки - История стран Европы и Америки - Історія України - Методы исторического исследования - Музееведение - Новейшая история России - ОГЭ - Первая мировая война - Ранний железный век - Ранняя история индоевропейцев - Советская Украина - Украина в XVI - XVIII вв - Украина в составе Российской и Австрийской империй - Україна в середні століття (VII-XV ст.) - Энеолит и бронзовый век - Этнография и этнология -