<<
>>

Качество


Главная триада понятий в учении о бы-
тии — это качество, количество и мера. Первые три
понятия этого учения — чистое бытие, ничто и стано-
244
вление — характеризовали, собственно, становление
качества, потому что явившееся их «истиной» «налич-
ное бытие ...
есть качество». Гегелевская дефиниция
гласит, что «качество есть вообще тождественная
с бытием, непосредственная определенность...»
(96. 1. 228).
Принципиально важно указание Гегеля, что «каче-
ство есть, по существу, лишь категория конечного, ко-
торая поэтому и находит свое подлинное место лишь
в царстве природы, а не в мире духа». Это означает,
что вскоре после начала науки логики «идея» оказы-
вается фактически выведенной Гегелем из «стихии чи-
стого мышления», где она должна была, по его замыс-
лу, оставаться вплоть до полного развертывания
своих определений и завуалированно «низводится»
в сферу природного бытия (формально, декларативно
она объявляется перешедшей в эту сферу лишь
в самом конце науки логики), откуда она и получает
в дальнейшем многие из них. Тем самым в «Науку ло-
гики» без афиширования, но вполне реально вклю-
чается самое существенное из того, что должно было
быть специфическим предметом «Философии при-
роды». Можно сказать, что развертывание науки логи-
ки происходит в тесном ее переплетении с философией
природы, что и обеспечивает предметную содержа-
тельность понятий (категорий) «Науки логики», опре-
деленное отражение в них объективной реальности
(мистифицированно представляемое Гегелем как сози-
дание ее основополагающей идеальной структуры раз-
витием «чистого мышления»). Завуалированным обо-
значением природных вещей является понятие «не-
что», характеризуемое как носитель качественной
определенности: «Нечто есть благодаря своему каче-
ству то, что оно есть, и, теряя свое качество, оно пере-
стает быть тем, что оно есть» (96. 1. 228). По сути де-
ла, именно «нечто» выступает далее главным «дей-
ствующим лицом» в учении о бытии.
Осмысление Гегелем качественной определенности
сосредоточено на выявлении ее внутренней противоре-
чивости и обусловленной этим диалектической изме-
няемости. Опираясь на предшествующие диалектиче-
ские трактовки определенности (в частности, спино-
зовское положение о том, что «всякое определение
есть отрицание»), Гегель характеризует качество одно-
временно как бытийное утверждение и отрицание — в
245
том смысле, что «нечто», конституированное данной
качественной определенностью, тем самым и замы-
кается в ней как своей имманентной границе, отделяю-
щей его от других качественных определенностей. По
Гегелю, «граница составляет, с одной стороны, реаль-
ность наличного бытия, а с другой стороны, она есть
его отрицание». «Сущим», т. е. выступающим в виде
бытия, отрицанием «нечто» Гегель считает другое «не-
что», толкуя последнее как результат необходимого
изменения данного «нечто»: «В изменении обнаружи-
вается внутреннее противоречие, которым бытие стра-
дает с самого начала и которое заставляет последнее
выходить за свои пределы».
Усматривая основной
источник изменения наличного бытия в его внутренней
противоречивости, Гегель высказывает глубокую диа-
лектическую мысль о существе этого процесса.
И здесь Гегель делает новый шаг к выявлению закона
единства и борьбы противоположностей. Вместе с тем
Гегель явно подходит к пониманию (разумеется,
в идеалистически мистифицированной форме) того,
что изменение всего сущего представляет собой объек-
тивную закономерность, коренящуюся в самом этом
сущем. Указывая, что «нечто благодаря своему каче-
ству... изменчиво», Гегель подчеркивал, что «изменчи-
вость лежит в понятии наличного бытия, и изменение
есть лишь обнаружение того, что наличное бытие есть
в себе» (96. 1. 231, 232).
Далее Гегель рассматривает качественно опреде-
ленное бытие под углом зрения конечности и бесконеч-
ности. Усматривая в этой определенности «конеч-
ность» «нечто», Гегель полагает, что даже нескон-
чаемый переход «нечто» в другое «нечто», а друго-
го — в третье и т. д. не означает «истинной бесконеч-
ности», которая «должна быть определена и высказана
как единство бесконечного и конечного». По мнению
Гегеля, нескончаемые переходы на уровне «нечто» —
это выражение «дурной бесконечности бесконечного
прогресса». Рациональный аспект гегелевской критики
«дурной бесконечности» состоит в указании на мета-
физическую ограниченность представления о процессе
изменений в природе как движении, в котором не про-
исходит подъема от низшего бытия к высшему, т. е.
диалектического развития. Господство такого предста-
вления в раннем новоевропейском материализме вос-
принималось Гегелем (вследствие отсутствия у него
246
знания о разработке во французском материализме
XVIII в. учения о саморазвитии материи) как аутен-
тичное понимание непреодолимой ограниченности из-
менений самого природного бытия как такового. На
этом основании возникла идеалистическая мистифика-
ция проблемы бесконечности и единства бесконечного
и конечного. Согласно Гегелю, бесконечность есть
прерогатива духовного бытия, а переход конечного
в бесконечное должен быть понят в виде перехода от
наличного бытия, характеризуемого как реальное (и
вместе с тем как «в-себе-бытие»), к «для-себя-бытию»,
характеризуемому как идеальное. Возможность данно-
го перехода обусловлена, по Гегелю, тем, что идеаль-
ность «есть истина реальности, т. е. что реальность,
положенная как то, что она есть в себе, сама оказы-
вается идеальностью». Гегель убежден, что «эта
идеальность конечного есть основное положение фило-
софии, и каждое подлинно философское учение
есть поэтому идеализм» (96. 1. 235, 232, 237). Тем
самым «идея», развертывающаяся в науке логики, по-
казана возвращающейся из природного бытия, погло-
тившего было ее, в «стихию мышления».
Правда, теперь это «мышление» не выглядит таким
«чистым», каким оно было представлено Гегелем в на-
чале науки логики. На рассматриваемой стадии оно
уже настолько «загрязнено» определениями природно-
материального бытия (в дальнейшем такое «загрязне-
ние» становится все большим), что сам Гегель факти-
чески более не мыслит возможности существования
и развертывания совершенно «чистого мышления».
Ставя и решая вопрос, которому в соответствии с за-
мыслом системы надлежало появиться лишь в фило-
софии духа, но который на деле с необходимостью
возник уже в науке логики, Гегель заявлял, что «дух...
не есть лишь абстрактное потустороннее природы, .
а есть поистине дух и подтверждает себя в качестве та-
кого лишь постольку, поскольку он содержит в себе
природу как снятую». Относительно же природы гово-
рится, что она «не есть застывшее и завершенное «для
себя», которое, следовательно, могло бы существовать
и без духа», а «лишь в духе достигает она своей цели
и своей истины...». Проглядывающая сквозь эти утвер-
ждения реальная проблема, для которой Гегель из-за
своих идеалистических установок может предложить
лишь мистифицированное решение, это проблема про-
247
исхождения человеческого сознания, проблема возник-
новения живых природных существ, обладающих спо-
собностью мыслить и благодаря ей познающих
действительность. Говоря о том, что «вещи, принадле-
жащие царству природы, не доходят до свободного
для-себя-бытия», и потому «мы вообще должны пони-
мать для-себя-бытие как идеальность», Гегель указы-
вает, что «ближайший пример для-себя-бытия имеем
мы в «я» (96. 1. 237).
Понятие «для-себя-бытие» используется Гегелем
для обоснования перехода в бытии не только от ре-
ального к идеальному, но и от единого к многому. Не-
посредственно представая как замкнутое и единое,
«для-себя-бытие» в силу самих этих определений «ис-
ключает другое из себя», и, по Гегелю, «отношение отри-
цательного с собой... есть... отличение единого от само-
го себя, отталкивание одного, т. е. полагание многих
одних». Это весьма искусственное объяснение того,
«откуда берутся многие», реальность которых в при-
родном и человеческом мире является эмпирически
очевидным фактом, трактуется Гегелем как переход
качественной определенности в «снятую, т. е. в бытие
как количество». Положение о диалектике «одного»
Гегель кладет в основу философского обоснования
(«дедукции») провозглашенного Кантом единства сил
притяжения и отталкивания в материальном мире, по-
лагая, что эти физические реалии входят в тоталь-
ность моментов качества, которая после своего раз-
вертывания, «полагания» снимается переходом в коли-
чество.
Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ
<< | >>
Источник: КузнецовВ. Н.. Немецкая классическая философия второй поло-вины XVIII— начала XIX века: Учеб. пособие дляун-тов.-М.: Высш. шк.,1989.-480 с.. 1989

Еще по теме Качество:

  1. 12. Качество жизни населения
  2. 6.2 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА
  3. ПОНЯТИЕ КАЧЕСТВА, КАЧЕСТВА ЖИЗНИ И МЕСТО УСЛУГ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В СИСТЕМЕ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ
  4. 6. СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА В СФЕРЕ ИТ-АУТСОРСИНГА
  5. 5.1. Понятие и подходы к определению качества государственной (муниципальной) услуги
  6. 5.1. Общие подходы к управлению качеством образования
  7. 5.3. Структура системы управлении качеством в вузе
  8. 12.2. Качество менеджмента
  9. 23.1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ КАЧЕСТВА
  10. Приложение. О двух методах дальнего космического телевидения Прямая телепередача: высокая оперативность и проблемы с качеством изображения
  11. § 20. Различия качества и материи акта
  12. ХАРАКТЕРИСТИКА КАЧЕСТВА РАБОТЫ СВЯЗИ И ЗНАЧЕНИЕ ЕГО УЛУЧШЕНИЯ
  13. Статья 721. Качество работы
  14. Правовое обеспечение влияния потребителей на качество продукции
  15. Проблема качества в экономике
  16. с) Отношение обеих сторон как качеств
  17. Качество медицинской помощи
  18. Генезис онтологических качеств The genesis of the ontological qualities