<<
>>

134. С. Г. Волконской. 1 ноября 1846


Публикуется по машипописи перевода, сделанного Д. И. Шаховским и хранящегося в ИРЛИ, ф. 333, ед. хр. 321. Там же - копия письма на французском языке.
      1. В письме к Н.
        Д. Шаховской, паписаппом в 1846 г., Чаадаев писал: «Кн. Волконская приезжала проститься со мпой и с тем, чтобы я написал несколько строк в ее альбом рядом со строками, написанными Ермоловым. Она упоминала о вас с трогательною любовью» (СП II. № 92; М. О. Гершензон ошибочно датировал письмо 1845 г., адресатом письма названа «кузина»).
      2. Речь несомненно идет о Е. А. Свербеевой. Ее «охлаждение» к Чаадаеву, о котором говорится в письме, вызвано не совсем понятными причинами. См. также № 130.
      3. Имеется в виду А. И. Тургенев, умерший 3 декабря 1845 г,
      4. Т. е. о Е. Д. Щербатовой.

135.10. Ф. Самарину. 15 ноября 1846
СП II. № 107. В СП обозначено как письмо к «неизвестному»; адресат установлен Д. И. Шаховским (ЛИ. С. 72). 10. Ф. Самарин ответил письмом от 5 декабря 1846 г. (см. «Приложения» № L).
        1. Письмо Самарипа неизвестно.
        2. В эти годы Самарин особенно дружен был с KtС. Аксаковым, с которым вместе учился в Московском университете, но возможно, Чаадаев имеет здесь в виду вообще весь круг славянофилов.
        3. Находясь в это время на государственной службе в Риге, Ю. Ф. Самарин проповедовал насильственное введение православия в Прибалтике, чем в 1849 г. навлек на себя правительственные репрессии (см.: Самарин Ю. Ф. Сочинения. М., 1889. Т. VII, С. XC-XCVI).

136. К. С. Аксакову. 1846
Цу б ли куется по копии, хранящейся в ИРЛИ, ф. 334, ед. хр. 297. На подлиннике на обороте надпись: «Его Благородию М. Г. Константину Сергеевичу Аксакову у Арбатских ворот, против Иерусалимских ворот, в доме Высотского», О датировке см, ниже примеч. 2,
          1. Вероятно, речь идет о драматической пародии К. С. Аксакова «Олег под Константинополем» (отрывок из нее был опубликован в 1835 г. в Х-м томе «Молвы», полностью опубликована в С.-Петербурге в 1858 г.).
          2. Эта описка или преднамеренная ошибка Чаадаева (умершего в 1856 г. в возрасте неполных 62 лет),-а может быть, и то, и другое вместе,- является тем не менее единственным основанием для датировки письма. (Не исключено, что это ошибка переписчика, так как у Чаадаева 5 и 6 очень похожи.) На 40-е и 50-е годы выпадают всего два года - 1840 и 1846,- когда день рождения Чаадаева, 27 мая, приходится на понедельник. О знакомстве Чаадаева с К. С. Аксаковым рапее 1842 г. нет никаких данпых. Зато есть много свидетельств об их активном общении именно в 1845-1846 гг. В частности, сохранилось письмо К. С. Аксакова к брату И. С. Аксакову от 16-18 мая (т. е. написанное незадолго до дня рождения Чаадаева), в котором оп пишет: «Белинский и др. оставили Москву: я не встречался с ним и, чтобы избежать встречи, я не ездил ни к Коршу, ни к Чаадаеву» (ЛН. Т. 56. С. 179).

137. К. С. Аксакову. 1846
Публикуется по копии, хранящейся в ИРЛИ, ф, 334, ед. хр. 299. Датируется на основании упоминания Л. И. Овера, имя которого встречается еще в одном письме Чаадаева к кузине (CI1 I. № 92), которое М. О. Гершеизон датировал 1845 г., что неверно в силу следующих обстоятельств: все письма в СП I №№ 91-97 он датирует 1845-м годом, опираясь на то, что в нич «идет речь о поисках квартиры и упоминается Петр Иванов», и что они связаны по содержанию с письмом Петра Новоселова к Е. Д. Щербатовой от 12 сентября 1845 г. В письме СП № 92, однако, не упоминается ни Петр Ивапов, ни поиски квартиры, весьма слабо по своему содержанию оно связано и с письмом Петра Новоселова; в том же письме № 92 говорится о посещении Чаадаева С. Г. Волконской, что, как видно из письма к пей Чаадаева, написанного 1 ноября 1846 г. (№ 134), могло иметь место пе ранее 1846 г.
В силу этих обстоятельств публикуемое письмо, так же, как и письмо СП № 92 (а также примыкающее к нему но содержанию письмо СП № 176), следует датировать 1846 г.
138. А. И. Герцену. 1842—1846
СП II. № 151. Датировано М. О. Гершензоном. Оригппал письма был вклееп А. И. Герценом в альбом автографов, который он составлял за границей.
1 О каком документе идет речь, не установлено.
<< | >>
Источник: П.Я.ЧААДАЕВ. Полное собрание сочинений и избранные письма Том 2 Издательство Наука Москва 1991. 1991

Еще по теме 134. С. Г. Волконской. 1 ноября 1846:

  1. 134. С. Г. Волконской Басманная 1 ноября 1846.
  2. 127. И. В. Киреевскому. Mail 1845
  3. 134. С. Г. Волконской. 1 ноября 1846
  4. УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН[112]
  5. РАЗДЕЛ III. ПРАВОВЫЕ АКТЫ И ДОКУМЕНТЫ 1822-1892 гг.
  6. Фондообразователи архива Уваровых
  7. Список источников и литературы
  8. 1648 p.