Круглый стол ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ РОССИЙСКОЙ МЕДИА-РЕАЛЬНОСТИ
Провокация в современной медиасреде: ценностный аспект Provocation in the modern media environment: the value aspect
Зобова А.А.
Нижегородский государственный университет им.Н.И.Лобачевского, г.
Нижний НовгородE-mail: timur-radbil@rambler.ru
Развитие электронных средств коммуникации стало завершающим этапом в эволюции человеческого сознания. Каждая передача СМИ служит тестом, то есть активирует в адресате механизмы ответа по стереотипным моделям восприятия. Получается, что существование в современном мире вещей подобно существованию сообщений масс-медиа: вещи утрачивают функциональность, информация - актуальность. Главным принципом телевизионной медиареальности является принцип событийности, основанный на ритуализации социальной практики. Поток трансформаций повседневности захватывает все новые сферы, втягивая нас в среду коммуникантов, обладающих собственной стратегией. Синкретичность, поточность электронной аудиовизуальности определяют специфику коммуникативных смыслов медиареальности. Погружение во вневременное, внеисторичное демонстрируют многочисленные ток-шоу, являющиеся формой развития фикциональных событий. Усиление инфотейнмента как принципа структурирования программ интенсифицирует психологическое воздействие на личность, возможность провокации как проявления коммуникативного растождествле- ния. Медиареальность - приют личности, заключённой между двумя мирами. Коммуникация онтологизируется. Возникает медиареальность, которая сплетается с нашим существованием и задает определенные формы чувствования, восприятия и деятельности. При этом существует последовательность: вначале медиа захватывают внимание человека, доставляя ему информацию и удовольствие, становятся средством работы, сообщают с другим, а затем, информируя во всем и со всеми, поглощают его целиком. Современные медиатеоретики развивают идею постинформационного общества - реабилитации тех каналов, которые ныне репрессированы.
Человеку сложно жить в стерильном пространстве собственной герметичности. Однако сетевая гипертекстуальная парадигма репрезентации мира, соединение в одном сообщении разных времен и пространств диктуют коммуникативный выбор адресата.Интернет как медиа-пространство гражданского диалога Internet as media-space of citizen dialogue
Казаков М.Ю.
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Нижний Новгород E-mail: maxim_kazakov@mail.ru
В современном мире стремительно развивается информационное общество. В информационном обществе масс-медиа играют в жизни людей решающую роль, особенно в процессах социализации, а также их участия в общественной жизни. Одновременно с развитием информационного общества идет формирование гражданского общества.
По нашему мнению, гражданское общество благодаря информационным технологиям получает новые возможности для своего развития, поскольку важнейшим показателем зрелости гражданского общества является его способность вести диалог с властью, а также создавать возможность для диалога внутри общества.
Сетевое пространство в современной общественной жизни формирует абсолютно новые методы и средства коммуникации, тем самым открывая неведомые до этого возможности для выражения членами общества своих гражданской позиции и ведения диалога с другими гражданами.
Главной производительной силой в современном медиа-пространстве Интернета становится коммуникация, причем социальная. Социальную коммуникацию в данном случае мы понимаем как движение смыслов в социальном времени и пространстве.
С переходом к новой технологическо-идеологической парадигме сети Интернет - Веб 2.0 (Web 2.0) и возникновением социальных медиа в рамках сети Интернет современный интернет-дискурс становится все более социально-ориентированным, появляется все больше интернет-площадок для ведения социальной коммуникации: социальных сетей, блогов, форумов. Причем если раньше Интернет был своеобразным центром развлечений для людей, то, теперь члены общества, осознав имманентную Интернету свободу коммуникации, это медиа-пространство все чаще используют как арену для выражения своей гражданской позиции и обсуждения актуальных общественных проблем с другими членами общества.
Глобальная сеть Интернет как изначально децентрализованная система инициирует новые, горизонтальные виды коммуникации между ее участниками и позволяет поддерживать диалог вне границ существующих городов и государств.
Нижегородские мусульманские СМИ в контексте конфессиональной журналистики The Muslim Media In Nizhniy Novgorod Region As A Part of Religious Media Framework
Малкина Н. А.
Нижегородский государственный университет им.Н.И.Лобачевского, г. Нижний Новгород
E-mail: natasha.malkina@gmail.com
В настоящее время ведутся дискуссии касательного того, стоит ли выделять т.н. конфессиональную журналистику в отдельный подвид журналистской деятельности. Между тем, религиозные организации уже давно осуществляют информационную деятельность, которая строится на определенных принципах и преследует определенные цели.
Мусульманские организации Нижегородской области обладают общей сетью средств массовой информации, которая включает в себя ряд печатных периодических изданий и интернет-ресурсов, а также телевизионную передачу на одном из местных каналов.
В числе основных функций мусульманских СМИ наряду с познавательной, инспира- тивной и регулятивно-информативной, общими для любых СМИ, особое место занимает интепретативно-информативная функция, связанная с необходимостью обеспечения мусульманскими организациями информационной безопасности, проблемой защиты духовных ценностей и борьбой против формирования негативного образа ислама в обществе.
Вместе с тем мусульманские СМИ области являются субъектом политической коммуникации в регионе, что обуславливает специфику дискурса этих СМИ и сказывается на контент-наполнении. В частности, мусульманские организации региона через собственные СМИ стремятся продемонстрировать лояльность российских мусульман действующей власти и используют их для формирования у мусульманского сообщества образа действующей власти, внимательно к нуждам и чаяниям мусульманам.
Одним из приоритетных направлений деятельности мусульманских СМИ является налаживание межрелигиозного диалога.
Представляя информацию «из первых уст» и позиционируя ее как официальную точку зрения, они стремятся нивелировать эффект, производимый олитически-ангажированными или же просто некомпетентными светскими СМИ, которые раздувают противоречия между религиозными общинами.Таким образом, мусульманские СМИ Нижегородской области являются важным средством формирования общественного мнения об исламе и его последователях.
Образ человека с искалеченной телесностьюв современном медиапространстве Image of a handicapped person in the modern media area
Нагорная Л.А.
Сибирский федеральный университет, г. Красноярск E-mail: poty-lyubov@yandex.ru
Под термином искалеченная телесность мы понимаем любые случаи физического и/или психического нарушения развития, требующие создания специальных условий для получения образования, трудовой деятельности, ряда аспектов жизнедеятельности (синонимы: ограниченные возможности развития, инвалидность и др.).
Образы людей с искалеченной телесностью в современном медиапространстве чаще всего носят искаженный характер. Человек с инвалидностью предстает либо как герой, пытающийся жить и быть счастливым вопреки инвалидности, либо как несчастное существо, являющееся обузой для семьи. Нередко - как маргинальная личность, ставшая такой из-за инвалидности. Навязываемые многими современными массмедиа стандарты внешности и образа жизни способствуют усилению непривлекательности в части индивидуальных сознаний образа человека с явно выраженными физическими недостатками, не имеющего высокого общественного статуса.
В целом, на сегодняшний день необходимо вести речь о целенаправленном формировании адекватного образа человека с искалеченной телесностью в современном медиапространстве, «уводить» аудиторию от противопоставления «мы» и «они». Для этого, в первую очередь, необходимо демонстрировать как можно больше примеров достижения людьми с ограниченными возможностями успешной профессиональной деятельности, материального благополучия, счастливой полноценной жизни, не делая, вместе с тем, акцента на инвалидности.
Отметим также, что информация о жизни людей с инвалидностью, сообщаемая широкой аудитории, должна содержать нейтральную или позитивную терминологию, при восприятии которой у аудитории не возникнет отталкивающих и жалких образов. В частности, применяемый нами термин искалеченная телесность уместен лишь в философских рассуждениях о человеческой телесности...Мем несогласия в массовой культуре Disagreement meme in mass culture
Попов Д. В.
Омская академия МВД России, г. Омск E-mail: al_dim_p@mail.ru
Современная массовая культура - значимый фактор формирования общества потребления. Массовая культура впитала в себя постмодернистский дух деконструкции и иронии. Например, анимация «Шрек» - образчик сказки шиворот-навыворот. Герои - антиподы сказочных принцев и фей с недостатками и нетипичным для сказочных героев поведением, - делают все, чтобы лишить сказочную реальность очарования. Но, все равно творят сказку - принц спасает принцессу, любовь побеждает зло и т.д.! Потому что ироничный нигилист постмодерна по-прежнему нуждается в сказке. Помноженные на сетевые принципы итерации и обратной связи, образы массовой культуры создают меметический каркас коммуникации. Мемы - эти иероглифы контекста, метаязыковая оболочка интернет-общения - формируют смысловые коды сети и сближают незримых пользователей. Однако, уютная реальность «глобальной деревни» отнюдь не самодовольна. Одним из наиболее распространенных кодов массовой культуры является протест. Несогласие - метамем сети, антипод и органическая часть общества потребления. Контркультура - периферийный сегмент (своё иное) и одновременно ядро массовой культуры. К примеру, обращенные к массовому зрителю кинофильмы «Терминатор», «Матрица», «Аватар», являясь продуктами массовой культуры, построены на отрицании ее принципов! Фильмы пронизаны контркультурными кодами: борьба с системой, с машинной цивилизацией, эко- «человеческие качества» - идеи, если верить прокатному успеху, находящие отклик у зрителя. «Аватар» и вовсе повторяет идеи американского андеграунда - например, комиксы А.
Мура Swamp Thing. По сути, ме- тамем несогласия, пронизывая гипертекст массовой культуры, выражает стремление части современных людей к трансформации общества потребления, нивелированию его уродств. IRL что-то не так: мем несогласия - дремлющая совесть общества потребления.Роль и место СМИ в современном обществе. Социально-философский анализ The role and place of media in modern society. Social-philosophical analysis
Ситкин А.М.
Башкирский государственный университет, г. Уфа E-mail: asitkin89@gmail.com
В современном обществе роль и место СМИ претерпели серьезные изменения. Традиционные СМИ уходят в прошлое, уступая пальму первенства более быстрым электронным СМИ. События, происходящие на другом конце света стали доступными через короткий промежуток времени. Новые информационные и коммуникационные технологии ускоряют общественные явления. Интернет окончательно утвердил СМИ в статусе четвертой власти.
Поскольку СМИ играют в политической, общественной, социальной, культурной жизнях российского общества существенную роль, имея самое непосредственное отношение к его жизнедеятельности и выполняя репродуктивную и продуктивную функции, то они в той же степени, что и творцы политики несут ответственность за происходящие в обществе процессы. А если это так, то они должны руководствоваться в первую очередь интересами общества и государства.
Проникновение СМИ в политическую жизнь общества чрезвычайно многоаспектно. Средства массовой информации, взятые как целое и являясь важной составной частью массовой коммуникации общества, несут в себе различные социально-политические, культурнопросветительские роли, те или иные из которых - в зависимости от определенного числа типичных социально-политических ситуаций - приобретают особую общественную значимость. Это могут быть роли организатора, объединителя, консолидатора общества, его просветителя. Но они могут играть и дезинтегрирующую, разъединительную роль.
Деятельность СМИ оказывает исключительно большое влияние на жизнь общества в целом, на социально-психологический и нравственный облик каждого из членов этого общества, потому что всякая новая информация, поступающая по каналам СМИ, соответствующим образом стереотипизирована и несет в себе многократно повторяемые политические ориентации и ценностные установки, которые закрепляются в сознании людей. А в кризисные периоды исторического развития люди в состоянии социального беспокойства особенно подвержены внушению, легко откликаются на различные новые стимулы и идеи, а также более податливы к пропаганде.
Средства массовой информации и связанная с ними массовая культура способны сегодня воздействовать на общество и политических лидеров в той же степени, как государственные институты и политические партии.
В этом особая актуальность проблемы, особенно, если иметь в виду, что роль средств массовой информации будет и впредь неизменно расти и усиливаться, влиять на все стороны жизнедеятельности общества и государства.
Сензитивная рациональность в медиареальности sensual rationality in mediareality
Фортунатов А.Н.
ННГУ им.Н.И.Лобачевского, г. Нижний Новгород E-mail: anfort@mail.ru
Кризис интерпретационных возможностей современного медийного дискурса связан с изначальной дистанцированностью интерпретации от экспрессивного обрамления смысла. Эволюция рациональности постепенно привела к деградации интерпретационности, которая, будучи ориентированной на установление четких критериев оценки отделенности личности от хаоса бытия, столкнулась с тем, что сама превратилась в медиума, манипулирующего как доверчивой личностью, так и податливой, пластичной реальностью.
Кризис современной медиареальности, замешанной на визуальных образах и на исчерпавших себя манипулятивных возможностях электронных СМИ, основывается на осознании глубокой релятивности рационального поведения человека, когда рациональность сталкивается с контррациональностью в рамках одной и той же замкнутой системы (семья, социальная группа, даже отдельная личность, постоянно испытывающая шок от когнитивного диссонанса, который умело провоцируют многочисленные масс-медиа). Рациональность начинает требовать все больших усилий от человека в условиях, когда она же, создавшая вокруг него атмосферу гедонистического потребления, настраивает его на пассивный лад.
Сегодня, когда, казалось бы, сознание человека тотально подчинено диктату рациональных медийных систем, обладающих гигантскими возможностями, превосходящими потенциал человеческого мозга, оно удивительным образом в последний и «неотвратимый» момент ускользает от когнитивного прессинга, меняя глубинные принципы восприятия реальности. Вынужденная в буквальном смысле разрываться между одинаково обоснованными аргументами и контраргументами, личность выбирает «третий» путь, замыкаясь на собственных ощущениях, на категорическом субъективизме восприятия. Речь не идет о ренессансе солипсизма. Скорее - о компенсаторной чувственности, сензитивности в противовес энергичной реционализации бытия.
Возникает новая парадигма отношений человека и социальной информации, ее можно назвать «чувственной рациональностью».