Круглый стол ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ МНОГОМЕРНОСТИ
Философия многомерности: этап становления The philosophy of multidimensionality: a formation stage
Богатая Л.Н.
Одесский национальный университет имени И.И.Мечникова, г.
Одесса E-mail: libogataya@mail.ruВ современном философском континууме все чаще встречается термин многомерность. Обнаруживаются упоминания о многомерном человеке (Ф.В.Лазарев, Б.Г.Юдин), многомерности общественных проявлений (В.Л.Алтухов), многомерном сознании (М.К. Мамарда- швили), многомерной рациональности (В.Н.Порус), многомерном мышлении (Л.Н.Богатая, М.А.Дрюк), многомерности развития (Е.Б.Рашковский). Своеобразие отмеченных словоупотреблений состоит в том, что в современной философской традиции фактически отсутствует прояснение самого термина многомерность. Потому приведенные выражения предстают, скорее, философскими разведками в области того, что еще ждет своего осмысления. Именно поэтому в настоящее время назрела необходимость всестороннего философского обращения к исследованию многомерности, в первую очередь, путем прояснения соответствующего понятийно-категориального аппарата. В ряду философских терминов, требующих первоочередного внимания, следует выделить - многомерность, мерность, ипостась, уровень, целое, сверхсистема.
Рассмотрение в единстве существующих обращений к теме многомерности позволяет заключить, что все они могут быть отнесены к двум группам: в первой исследуются проявления многомерности самого человека (многомерность сознания, разума, мышления...); 2) во второй изучаются многомерные объекты, предметные срезы, исследовательский инструментарий.
С позиций современного понимания особенностей субъект-объектных взаимодействий (Л. А. Микешина, А. Л. Алюшин, Е. Н. Князева и др.) возникает возможность утверждать, что обнаруживаемые проявления многомерности в окружающем мире есть следствие актуализации многомерности самого человека.
Многомерность объекта вскрывается лишь многомерно развернутым субъектом. В исследованиях многомерности антропологический и онтологический взгляды оказываются настолько тесно переплетенными, что появляется целесообразность фиксации онто-антропологического ракурса исследования, который и может стать фундаментом становящейся философии многомерности.Размышления о многомерности: теоретические и концептуальные сопряжения Reflections about multidimensionality: theoretical and conceptual interfaces
Дмитриева М. С.
Южноукраинский национальный педагогический университет имени К. Д. Ушинского,
г. Одесса E-mail: 195811@ukr.net
Предлагается подход к анализу категории многомерность для ее осмысления и осознания возможности использования в более широком методологическом контексте. Представления о многомерности, как отмечают физики -теоретики (Владимиров Ю и др.), развернулись в недрах учения о природе физического пространства-времени (труды Т.Калуцы, Ю. Б.Руммера), но к концу века работы были приостановлены. При этом и с- следования многомерности выплеснулись за пределы физики: Г. Маркузе написал работу «Одномерный человек». Две книги Института философии РАН (2001 и 2007 г.) явились попытками представить средствами философии и частных наук целостный образ человека и выявить основания для единой науки о человеке, осуществить междисциплинарное исследование. Однако выявилась значительная вариативность представлений о человеке и о единой науке. Одновременно категория многомерность человека и мира была «озвучена» Ф.В. Лазаревым, развивавшим в течение ряда десятилетий методологию интервального подхода как способа видения многомерной реальности посредством абстракций, репрезентирующих сложные объекты. Ф.Лазарев считает, что весь мир и отдельные его объекты многомерны, а представление о многомерности порождено именно интервальным подходом, который служит практике освоения способов многомерного видения реальности. Но метафоричности понятия он не раскрывает. Книга «На пути к многомерному мышлению» Богатой Л.Н.
- это исследовательская программа многомерного подхода, раскрывающая процессы проникновения в суть мыслимого, анализирующая процедуры и приемы многомерного мышления. Несомненный интерес представляют размышления В.Н.Поруса о многомерной рациональности. В работах В.Н. Поруса о многомерности рациональности дан веер смыслов самой рациональности, варианты рациональной деятельности человека. Последовательный анализ отмеченных подходов к осмыслению многомерности, несомненно, позволит продвинуться к более глубокому пониманию раскрывающихся новых онтологических горизонтов.На пути к многомерному человеку On a way to the multidimentional person
Игнатов И.А.
Южноукраинский национальный педагогический университет имени К.Д.Ушинского,
г. Одесса E-mail: bogbog@ukr.net
На современном этапе развития идеи многомерности, когда ещё не сложился конструктивный подход, мы предлагаем рассмотреть ряд метафор, которым с точки зрения эпистемологии и, как говорится по самому определению, присуща функция обеспечения способа понимания новой, малоизученной области.
Метафора при известной краткости, подробности сравнений нередко служит только намёком на нечто лежащее по ту сторону слов. Но человек, как информационный носитель и не способен репрезентировать всё обилие впечатлений окружающей его реальности, создать с исчерпывающей полнотой гносеологический образ. Чем-то влекомый, выделяя, интенцио- нируя наиболее значимое, человек оставшуюся массу представлений относит к экологическому калейдоскопу природы метафоры, дабы в её троеточиях убрать лишнее из эвристического (художественного, научного, философского) фокуса мысли.
Вместе с тем мир для человека - метафорическое зеркало, отражаясь в котором человек не может отказать себе в соблазне порождения новых смыслов, в многосложности которых он и обнаруживает собственную многомерность.
Миро-человеческая многомерность, обнажается и развивается в метафоре псевдоотражений себя в мире и мира в себе, закручивая круговорот дыхания мысли в нашем развивающемся сознании до необратимости, безвозвратности.
Это репрезентирует человеку новые квинтэссенции себя как целостности, с диалектически нарастающей многосложностью содержания.Пока человек переживает своё несовершенство он ближе к миру, адекватней в своих истолкованиях и отношениях, но даже не к окружающему миру, не к другому, а к себе, как к воспринимающему и мыслящему существу! Многомерность как идея «перспективы отношений (интенций)» приложима к любым феноменам окружающего Мира-Человека, позволяющая с должной эффективностью обнажать неясность скрытого (старого) и необходимость нового (знания).
Самосозидающая многомерность любви в опыте повседневности Self-formative multidimensionality of love in the routine experience
Малахова Н.В.
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, г. Нижний Новгород E-mail: nvmalahova@mail.ru
Любовь, как феномен человеческого существования разворачивается в многомерности различных аспектов ценностей и смыслов в трансцендентном мире. Неисчислимый комплекс составляющих ценностно-смысловую природу жизни связей воплощается где-то между предчувствием и прояснением логических констант бытия. Любовь в своем многообразии регулирует сама себя. От того, какой тип любовной связи создается в трансцендентном мире, зависит сохранение целостности человека как личности либо расщепленность его существования.
В периоды переживания романтической любви, когда состояние сродни наркотическому опьянению, эйфории, растворяются границы между человеком и его любимым. Появляется необыкновенная открытость миру и переживаниям, новому в другом человеке и самом себе. Жизнь дает шанс любви, как предпосылку для качественного преобразования, наполнения новыми смыслами, неповседневностью. Грани неповседневного говорят сами за себя. В многомерности жизни и любви неповседневное будоражит необычностью, выходом за пределы привычного и упорядоченного существования, новизной восприятия и получаемого опыта.
Когда эйфория заканчивается, на смену приходит повседневное, которое раскрывается в знакомых и привычных вещах.
Жизнь становится упорядоченной и стабильной. Любовь к одному и тому же человеку теряет новизну, может обесцениваться, если он не является уникальностью и неповторимостью, а воспринимается одним из многих. В онтологическом статусе многомерность любви проявляется и в разочаровании. Но в корневом единстве человек всегда неповторим и уникален. Его опыт сцеплен с опытом партнера. Они свидетели этой неповторимости жизни и любви.Многомерность любви существует отдельно от сознания и не может быть исчерпана теми или иными научными концептами. Форм у многомерного опыта любви, перед которыми отступает повседневность, множество.
Любовь растворяет повседневность, ведет к раскрытию процессов самосозидания целостной природы человека.
Коммуникативность как условие становления многомерного человека Communicativeness as a condition of formation of the multidimensional person
Почтарь О.О.
Южноукраинский государственный педагогический университет им. К.Д.Ушинского,
г. Одесса E-mail: lidiya.bogataya.58@mail.ru
В ХХІ веке термин «многомерный человек» стал широкоупотребляемым, особенно в контексте междисциплинарных исследований и непрекращающейся генерации дискурсов о создании единой науки о человеке.
Мир разорван человечеством на интервалы абстракций. К этому, в самом общем виде, сводится интервальная антропология, развиваемая Ф.В.Лазаревым. В книге «Многомерный человек» Ф.В. Лазарев показывает, что познание человеком мира никогда не может быть окончательным. Познаваемое непрерывно трансформируется под воздействием познающего субъекта. Среди многочисленных проявлений человека для постижения его многомерности, на наш взгляд, в первую очередь должна быть переосмыслена природа человеческой коммуникативности.
В коммуникации происходит обнаружение внутреннего мира человека, «взаимоприот- крытие» миров. Мир одной мерности взаимосопрягается с миром другой мерности, формируя при этом некое «короткоживущее» многомерное образование. Это многомерное образование не является устойчивым, но именно оно способствует практике понимания через вза- имососуществование, взаимосодействие.
Человек должен быть готовым различать особенности каждой коммуникативной ситуации и уметь в ней обнаруживать потенциальную и актуальную многомерность. Это требует от участников коммуникации не только толерантного контакта, но и готовности к принятию иных взглядов, умения схватывать «иномерностный» вариант мировидения, умения принятия видения мира с позиций Другого.
Коммуникативный акт обнаруживает себя прежде всего актом, способствующим самот- рансформации субъектов коммуникации в результате взаимоприокрытия друг другу разно- мерностных миров. Общаясь с другими человек способен узнавать то, что необходимо для его нынешнего развития. Направлять коммуникацию в русло понимания - важнейшая задача коммуникативного акта и от успешности этого действия зависит очень многое в жизни. Сегодня можно говорить о том, что осознание и освоение многомерности коммуникативных актов есть путь к развитию Многомерного человека.