Круглый стол ФИЛОСОФИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ
Модернизационный потенциал российского мусульманского сообщества The modernizingpotential of the Russian muslim community
Александров А.И.
Институт социально-политических и правовых исследований академии наук Республики Башкортостан., г.
Уфа E-mail: semenov777@mail.ruМодернизация общества во многом связана с использованием в целях обеспечения прогресса самобытного потенциала конкретного социума. Этот духовный потенциал складывается из специфической духовности народов (этносов), входящих в данный социум, которая представляет собой базовые, порождающие структуры их духовной жизни, формирующиеся в сложное синкретическое целое в истории и предшествующие всяким конкретным проявлениям их активности в любых сферах, являясь архетипами и принципами, определяющие базовое отношение народов в миру, стиль и способ их самовыражения.
Большое влияние на национальную духовность оказывает такой духовный национальный фактор, как мировые религии, распространенные в данном социуме. Для многонациональной России наиболее важную роль здесь играет христианство (в его православном направлении) и мусульманство. Рассматривая возможное влияние ислама на модернизаци- онные процессы в современной России (следует отметить, что в западной научной литературе возможности и перспективы модернизации исламских сообществ обсуждается очень активно), следует обратить особое внимание на два момента. Это: как общие предпосылки модернизации, заложенные в исламском мировоззрении в целом, которые могут быть использованы его сторонниками; так и конкретные особенности мусульманской уммы (общины) в России (мы обращаемся к примеру Урало-Поволжья). Ислам в целом развивает очень своеобразное понимание мира, как тотально изменчивого, преходящего, постоянно изменяющегося - в противоположность постоянству управляющего им Аллаха. В этом воззрении можно найти основы для фатализма и пассивности, можно - для специфического динамизма, признание высокой ценности и значимости постоянного обновления мира по воле Аллаха и участия в этом процессе человека.
Что касается российских мусульман Урало-Поволжья, то большое значение имеет их принадлежность к ханифитскому мазхабу (правовой школе мусульман).
Идеология управления в российском обществе в эпоху модернизации Ideology of management in the Russian society during a modernization epoch
Беленкова О.А.
Уфимский государственный нефтяной технический университет, г. Уфа E-mail: belenkovaoksana@mail.ru
В настоящее время становится всё более очевидным, что определяющим условием модернизации российской экономики и общества в целом является внедрение не только в технологические, но и в социальные отношения инновационных преобразований, основанных на научных знаниях и новейших социальных технологиях. Практическое решение этих задач возможно лишь при условии формирования новой идеологии управления, которая может стать стратегическим, духовно-ориентирующим обоснованием модернизации. Эта идеология должна объединить как универсалии западной культуры, которыми являются гражданские свободы и ответственность личности, свободное предпринимательство и конкуренция производителей в условиях рыночной экономики, так и достижения Востока - трудовая этика коллективного труда и коллективной ответственности, национальные традиции надындивидуальной цели, объединяющей людей и придающей смысл их существованию.
Важнейшей задачей модернизации российского общества является проблема общественной самоорганизации страны. О необходимости запустить процесс самоорганизации всех социально активных слоёв российского общества и сплочения всех его патриотических сил с целью осуществления демократических преобразований на основе формирования российского правового государства, гражданского общества и сохранения российской идентичности писал еще А.И. Солженицын.
В условиях вхождения России в постиндустриальный этап развития мирового хозяйства экономическая стабильность и процветание страны будет зависеть от разработки: 1) идеологии, обосновывающей модернизацию хозяйственно-экономической сферы на основе высоких технологий и информационной структуризации экономики; 2) преобразования ментальности хозяйствующих субъектов нашей страны, включенных в электронное игровое поле сетевой экономики.
Основными идеями новой российской идеологии в решении задач управления должны стать: 1) обоснование стратегических целей в построении в нашей стране информационноинновационной экономики; 2) теоретико-методологическое обоснование подготовки специалистов.
Свобода в социокультурной эволюции России Васильченко В.А.
Ставропольский государственный университет, г. Ставрополь E-mail: redtophat@list.ru
Поскольку в настоящее время Россия вовлечена в процессы модернизации, имеется потребность выяснить значение свободы как ценности в российском обществе. В основе европейского мировоззрения лежит либералистское понимание свободы как личной независимости, предполагающее модель общества, гарантирующего автономность субъектов и равенство их прав. В литературе обычно констатируется, что свобода в либеральном смысле не была выработана как ценность в российском обществе, так как в России интересы государства всегда были значимей прав личности. Однако интерпретация России как общества патерналистского типа наталкивается на ряд трудностей при сопоставлении ее с историческим материалом. В Древней и Московской Руси большинство населения обладало личной независимостью и имело возможности для проявления социальной активности. Свобода как ценность в русском обществе того времени характеризуется приоритетом социальных свойств человека, сконцентрированных в идее гражданственности.
В дальнейшем социальные изменения, вызванные действием ряда экстремальных обстоятельств (войн, Смуты, неблагоприятных трансформаций климата) привели к тому, что основное место среди ценностей российского общества занял идеал служения, воспрепятствовавший формированию либеральных институтов западноевропейского типа. Ситуация социального неравенства, в которой оказалось российское общество после петровских преобразований, оценивалась общественным сознанием не как нормальное положение дел, но лишь как необходимость, вызванная неблагоприятной геополитической конъюнктурой. Критика сословного строя со стороны либерально настроенного дворянства и разночинной интеллигенции, народные выступления и бунты, являлись устойчивой характеристикой российского социально-политического процесса.
Противоречие между патерналистской политической системой и модернистской культурой, складывавшейся в России на протяжении многих веков, составляет основное содержание российской истории на протяжении последних трех столетий.Динамические способности развивающегося государства и процесс модернизации Dynamic Capacities of the Developing Country and the Process of Modernization
Ведмецкая Л.В.
Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург E-mail: vedmetskaya@gmail.com
Модернизация обладает большой привлекательностью для государств благодаря тому, что позволяет обществу уверенно двигаться к состоянию богатства, и в то же время она требует немалых усилий и затрат. Соответственно, для государства особое значение приобретают его способности развиваться и действовать на опережение потенциальных трудностей.
Если мы будем исходить из утверждения Д. Норта о неэргодичности этого мира, то формирование динамических способностей просто необходимо для продвижения развивающихся обществ вперед в своем процессе модернизации.
В данной работе под динамическими способностями мы понимаем «такие способности государства, которые позволяют не просто реагировать на изменения окружающей среды и приспосабливаться к новым условиям, но также способствуют развитию и модернизации политико-экономической системы общественной сферы» [Андреева Т.Е., Чайка В.А.]. Концепция динамических способностей рассматривает проблему достижения и поддержания конкурентного преимущества государства в условиях быстроменяющейся внешней среды.
Поскольку динамические способности - это способности, связанные с умением разрабатывать новые стратегии быстрее, чем конкуренты, путем распознания ценности различных ресурсов, то следует особое внимание обращать на нематериальные ресурсы, а именно на знания, образование и науку. Поэтому крайне важна модернизация образования и науки. Надо отметить, эти явления взаимозависимы. Как писал в своих исследованиях М. Портер, по мере того как основное направление конкуренции все больше смещается в сферу приобретения и усвоения знаний, роль государства возрастает.
А соответственно возрастает значение его способности к развитию для модернизации.Однако не стоит думать, что динамические способности могут стать панацеей от всех бед модернизирующегося государства. Складывающаяся в процессе исторического развития институциональная матрица накладывает ограничения на возможности выбора для лидеров, которые пытаются существующие или создать новые институты.
К проблеме формирования этоса профессионала On the Problem of Professional Ethos Formation
Верезгова И.В.
Московский государственный технический университет радиотехники, электроники и автоматики, г. Москва E-mail: viv-vera@mail.ru
XXI век поставил перед Россией ряд проблем, связанных с необходимостью трансформации экономических и социальных основ общества. Экономическая модернизация страны предполагает и модернизацию социальную, что связано непосредственно с изменением это- са. Этос - совокупность ценностей и норм, которые являются определяющими для человека при принятии решений, в профессиональной деятельности специалиста и т.д. Профессионализм определяется, тремя составляющими: знаниями, практическим опытом и навыками. Способ применения этих знаний и навыков во многом определяется этосом.
Этос профессионала, включающий определенный набор стереотипов поведения, традиций, ценностей может, как способствовать социальному, экономическому и культурному прогрессу общества, так и тормозить его развитие. Преобладание экономической составляющей этоса может привести к ущербу социальной составляющей, а неразвитость социальной составляющей приводит к экономическому упадку.
Каковы должны быть базовые составляющие этоса профессионала, способствующие дальнейшему социально-культурному и экономическому прогрессу общества. Это, прежде всего, компетентность, связанная неразрывно с образованием и постоянным самообразованием специалиста. Она предопределяет качество, как процесса, так и результатов работы. Также это - обязательность, как гарантия неуклонного выполнения поставленных задач.
Законопослушание - необходимое условие позитивного развития, качество дефицитное в современном российском обществе. Одним из важнейших принципов этоса профессионала должно быть самоуважение и уважение к другому, толерантность и др.Методы трансформации этоса многообразны. Среди них: создание новых идеологем, традиций, образцов поведения, профессиональных кодексов, использование классического «принципа авторитета» и др. Безусловно, изменение этоса процесс длительный, многотрудный. Однако без решения этой проблемы невозможно будет провести модернизацию российского общества.
Модернизация и социальное время в России Головашина О.В.
Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, г. Тамбов E-mail: genesta@yandex.ru
Широкое распространение темы модернизации в современном политическом, экономическом, философском дискурсах связано, в том числе, с попытками осмыслить причины неудач модернизации в России. Среди огромного количества проанализированного фактологического материала, скомпонованного в графики, таблицы, базы данных за пределами внимания исследователей остаются фундаментальные категории, которые являются основой национального менталитета и, следовательно, определяют развитие различных процессов, происходящих в государстве.
Благодаря тесной связи сознания с языком, а также проявлению в языке архетипов коллективного бессознательного, анализируя место концепта времени в языке, можно приблизиться к постижению категории времени в национальном менталитете.
Если сама лексема «время» у современного человека ассоциируется с линейной моделью времени, для которой характерна необратимость, неповторимость происходящего, то само понятие произошло от «веремя» (родственное слову «веретено»), то есть, отражает идею цикличности. Традиционная культура, элементы которой очень многочисленны в современной России, связана именно с циклической идеей времени, следовательно, с отрицанием прогресса, развития.
Настоящее время рассматривается отечественными философами, как условность, несуществующее. Русскому человеку свойственен консерватизм, инерционность мышления, представление о том, что «раньше было лучше». Несмотря на значительную роль будущего времени в грамматике русского языка и общую утопичность русской ментальности, анализ фразеологии и речи современных россиян показывает, что в России будущее является, скорее, объектом фантазий, «маниловщины», чем возможной реальностью. Русскому человеку свойственно неодобрительное отношение к событиям, долго длящимся во времени, процессам с отсроченным результатом. Будущее мифологизируется, а не планируется. Эти особенности национального времени мешают успешной реализации модернизационного проекта.
Будущее России - радикальная модернизация или развал?
Future of Russia - radical modernization or collapse?
Гриценко В. С.
Пермский национальный исследовательский политехнический университет, г. Пермь
E-mail: gritsenkovs89@mail.ru
Президентом России своевременно поставлена задача модернизации страны. Сегодня Россия занимает 63 место в мире по уровню жизни населения, 38 по качеству образования и 77 согласно рейтингу развития информационных технологий, составленному Всемирным экономическим форумом. О возможности развала России, стремительно вымирающей, не справляющейся с управлением своими территориями и ресурсами, давно пишут ученые. Однако предлагаемые на официальном уровне мероприятия, обозначенные Президентом, Правительством, Комиссией по модернизации и отраженные в официальных документах оставляют впечатление неполноты, разрозненности, отсутствия общей научно обоснованной стратегии развития. Однако рекомендации по созданию такой стратегии с учетом опыта ведущих стран мира неоднократно высказывались рядом крупных философов и экономистов, специалистами и молодыми учеными. Вкратце можно свести их к следующим:
Формирование эффективной структуры собственности, при приоритете реформированной мощной государственной и коллективной собственности в стратегических отраслях экономики;
Формирование планово-рыночной экономики, широкое внедрение автоматизированного стратегического, индексного, краткосрочного планирования;
Отказ от сырьевой парадигмы; форсирование научно-технического прогресса, приоритетное развитие фундаментальной и прикладной науки, современного образования с учетом существенных особенностей этих сфер;
Национализация природных ресурсов и стратегических отраслей экономики;
Разработка и внедрение единого государственного перспективного плана развития народного хозяйства на основе информатизации страны;
Курс на первоочередное решение социальных проблем, преодоление вопиющего неравенства и бедности;
Полномасштабная реформа доходов населения, включающая введение социального дивиденда, прогрессивную шкалу налогообложения, безусловный основной доход по примеру Перманентного фонда.
Философия денег в контексте парадигмы социокультурной модернизации Philosophy of money in the context of paradigm of sociocultural modernization
Никитин А.П.
Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, г. Абакан E-mail: pavlen-abakan@mail.ru
Понятие социокультурной модернизации отражает процесс формирования такого типа сознания и таких поведенческих практик индивидов, которые бы соответствовали изменениям социальных институтов в ходе построения так называемого инновационного общества. Этот аспект модернизации раскрывает характер изменений социальной жизни на микроуровне и вписывает их в общие тенденции социальной макродинамики. Вместе с тем, парадигма социокультурной модернизации показывает, что без формирования нового типа личности, отвечающего «духу времени», никакие модернизационные инициативы, разработанные на макроуровне, не могут быть продуктивными в силу отсутствия их поддержки на микроуровне.
В данном контексте большое значение приобретает изучение тех трансформаций, которые претерпевает экономическое сознание индивидов. Философия денег здесь даёт концептуальную теоретическую базу и определённый запас накопленных знаний. Предметное поле философии денег можно сформулировать следующим образом - это изучение денег как фактора общественного развития, как явления, влияющего на изменения аксиологического базиса человеческой культуры и создающего особый тип социальных взаимодействий.
Роль денежного обмена в процессе социокультурной модернизации необходимо рассматривать как роль абстрагирующей и унифицирующей силы. Мир денежных единиц, распространившись по всему миру и завоевав ключевые позиции в жизни людей, стал трансцендентной точкой оценивания реальности. Ключевая сторона модернизации - это формализация общественных отношений (посредством права, функционально-ролевых связей, дифференциации оценок и т.д.), но она не могла создаться в среде, наполненной конкретным содержанием. Момент, когда люди стали оценивать своё богатство не какими-то материальными объектами (землёй, скотом, драгоценностями), а числом (количеством денежных единиц), - был моментом победы инструментальной рациональности в их головах. В нём находится один из ключевых аспектов социокультурной модернизации.
Национальный консенсус в контексте российской модернизации National consensus in the context of the russianmodernization
Шалимов Р. Н.
Курский государственный университет, г. Курск E-mail: romanposte@mail.ru
Либеральное мироощущение лидеров СССР, а также демократов, ввергло Россию в нескончаемую череду либеральных преобразований, итогом которых стал современный политический режим. Со времён перестройки политический консенсус так и не стал нормой взаимодействия политических сил нашей стране. Таким образом, перед современной Россией встал вопрос об изменении существующей парадигмы развития, для этого, на наш взгляд, сегодняшний политический режим должен пойти по пути национальной политической модернизации, основой которой является национальный консенсус.
В России идёт борьба между засильем политических технологий и потребительской идеологией, с одной стороны, и всесторонним просвещением, с другой. Правящие элиты легитимизируют свою власть не за счёт собственной уникальности, особенности, таланта её представителей. Наоборот, в силу собственной бездарности и неполноценности власть вынуждена манипулировать массами.
Национальный политический консенсус - это единение народных масс вокруг главенствующей идеи, которая станет определяющей для развития государства и общества. Чем выше уровень согласия, отраженный в легитимирующей идее, тем устойчивее политическая система. Содержательным основанием национальной политической модернизации должна стать народная воля, учреждающая и легитимизирующая действия властей. Для этого необходимым условием является кристаллизация народной воли. В контексте модернизации важно понимание национального консенсуса, как воплощения общего интереса. Результатом достижения национального консенсуса должна стать релегитимация власти. Для «политического болота», которое представляет современная российская политическая система, революции много, а национального консенсуса как раз достаточно. Таким образом, для того чтобы удержать власть, современным правящим элитам следует первыми обратиться к воле народа, иначе стабильное развитие «без революций и потрясений» не представляется возможным.