<<
>>

Круглый стол ФИЛОСОФИЯ СОВРЕМЕННЫХ СОЦИАЛЬНЫХ КОММУНИКАЦИЙ

Культура как форум и ее конструирование Culture like a forum and its costruction

Багаутдинов А.А.

Альметьевский государственный нефтяной институт, г. Альметьевск E-mail: abagautdinov@yandex.ru

Существует множество определений понятия «культура», отражающих разнообразные исторические, индивидуально ценностные и мировоззренческие понимания этого многомер­ного антропосоциосоразмерного феномена.

Современное понимание культуры исходит из рассмотрения ее в качестве третьего, послевитального, надутилитарного, собственно челове­ческого дома бытия. По своей сути, культура - эта та среда, в которой находит успокоение мятущийся дух человека. Это своеобразная «копилка» личностного и социального опыта, к которой человек и общество очень часто обращаются для недопущения социокультурных коллапсов.

Деятельность человека в XX веке творческие и технические возможности и способно-сти человека и общества, эволюция модернистской цивилизации в постмодернистскую при­водят к созданию специфических вещей, связей и взаимодействий, которые значительно от­личаются по своим характеристикам и по типу своего существования от объектов уже суще­ствующих на тот момент. Эти вещи составляют новый тип бытия, специфическую реаль­ность дополняющую «прежнее» бытие - социокультурную виртуальную среду. Современная гносеологическая модель культуры, по мысли автора, может быть построена с учетом прак­тических наработок и теоретического осмысления этой реальности.

Гносеологический образ культуры, таким образом, можно представить в качестве фо- румного диалога в виртуальной среде. Здесь само пространство предстает в качестве социо­культурного конструкта, создаваемого человеком и обществом и преобразующего их.

Актуальное искусство и социальные коммуникации Contemporary art and social communication

Булычева Е.И.

Нижегородская государственная консерватория им.

М.И. Глинки, г. Нижний Новгород

E-mail: elena.i.bulycheva@gmail.com

Современную культуру принято относить к информационному типу.Но ведущую роль в ее функционировании играет не столько собственно информация как таковая,сколько про­цессы ее многократного воспроизведения и трансляции, т.е.процессы коммуника- ции.Ежедневная информация,поступающая через медиа-каналы практически в каждый дом,отличается эклектическим смешением в ней политических,научных,религиозных воз­зрений разных общественных групп и культур.Тем самым порождается некая виртуальная реальность,которая-и это осознается в обществе-оказывает серьезное влияние на характер и стиль мышления,на восприятие окружающей действительности.Исследовать воздействие коммуникативных компонентов культуры-как на отдельного человека,так и на общество в целом-становится для художников актуального искусства одной из интереснейших за- дач.Характер и формы такого рода художественных исследований достаточно разнообраз­ны: моделирование коммуникативных связей,воспроизведение способов и механизмов пере­дачи информации,формирование контекстных структур и т.д.Процесс этот во многом облег­чается благодаря тому обстоятельству,что и в практической коммуникативной сфере актив­но используются образно-эмоциональные приемы, характерные для художественного твор- чества.В результате такой творческой переработки становится очевидным, что коммуника­тивная сфера способна функционировать как художественный проект, не знающий границ.

Сетевая коммуникация в условиях техноэволюции Васильченко Е.А.

Ставропольский государственный университет, г. Ставрополь E-mail: evasilchenk0@yandex.ru

Взаимообусловленное формирование информационных и технологических адаптивных инноваций в обществе определяют специфику социальной эволюции, поэтому, анализируя техноэволюцию, направленную на усложнение техники, повышение коэффициента полезно­го действия при преобразовании вещества и энергии, уменьшение зависимости техники от внешней среды, необходимо учитывать усложнение, доступность и массовость коммуника­ций.

Движущей силой техноэволюции выступает селектогенез - отбор более приспособлен­ных технических и социальных систем к потребностям человека, который в современной социокультурной ситуации «одобряет» сетевую коммуникацию. Это обусловлено тем, что она является вынужденным адаптивным механизмом, формирующимся в условиях совре­менной экономики, информатизации образования и науки, представляет собой универсаль­ный механизм, способствующий социализации, осуществляющий коммуникативные и ком­пенсирующие функции в условиях относительной социальной солидарности. Сетевая ком­муникация также носит деструктивный (реадаптационный) характер: высокая степень экс­прессивности и агрессивности некоторых социальных сетей, распространение экстремист­ских идей, киберпреступность. Не смотря на позитивные функции сетевой коммуни-кации в образовательном процессе (интерактивность, непрерывность, доступность научных, учеб­ных материалов) утрачивается важность проблемно-поисковых ситуаций в процессе обуче­ния, формируется клиповое сознание, возникает проблема формирования критического мышления пользователя.

Техноэволюционные процессы интенсивнее биологических, а коммуникативные, в свою очередь, опережают технические (нет смысла каждый месяц покупать новый ПК, но суще­ствует потребность в постоянном получении информации), такая разнонаправленность в развитии основных сфер жизнедеятельности может привести к информационному кризису, что обостряет проблему управления коммуникативными процессами в современном обще­стве.

Межкультурная коммуникация в современном мире Intercultural communication in the modern world

Груздев А. А.

Сибирский федеральный университет, г. Красноярск E-mail: voidoids@yandex.ru

Межкультурная коммуникация в современном мире должна пониматься как диалог раз­личных культур, находящихся в едином коммуникативном пространстве.

Коммуникация представляет собой аутопоэтическую системную операцию, которая в се­ти своих элементов порождает не только свои структуры, но и сами элементы из которых они состоят.

Нельзя помыслить общество без коммуникации. Объединяющей основой мно­гообразия будет понимание того, что коммуникация в разных культурах развивается одина­ково - по пути отбора эволюционно удачных кодов, генерализации языковых символов, вы­ражающих предельно общие и важные для развития общества понятия. Понимая, что такой механизм развития коммуникации характерен для каждой из культур, мы придем к понима­нию основных механизмов мышления и отражения мира в каждой отдельной культуре. В данном случае у нас есть основание для понимания словаря и опыта участников межкуль- турного диалога.

Отталкиваясь от исключительно социофилософских, подчас чересчур рационализиро­ванных основании, нельзя построить полноценный диалог между культурами. Для этого нужно обратиться к онто-этическим аспектам диалога. Для свершения полноценного диало­га нужно придерживаться понимания Другого как Ближнего. Суть диалога будет заключать­ся в том, что в процессе взаимодействия, субъект будет все больше приближаться к понима­нию Другого (и самого себя). При понимании Другого субъект все больше приближается к нему, Другой становится Ближним. Когда мы говорим о коммуникации, мы имеем ввиду социальное взаимодействие, а когда речь заходит о диалоге - мы переходим в сферу глу­бинного, онтологического общения. В настоящий диалог, в онто-коммуникацию, субъект вступает во всей своей целостности.

Итак, межкультурная коммуникация вполне осуществима в рамках единого коммуника­тивного поля, в котором каждая культура развивается согласно определенным эволюцион­ным законам. Для того, чтобы понять другую культуру, следует иметь ввиду не только со- циофилософское понимание коммуникации, но и онтологическое.

Интернет и мировоззрение Internet and outlook

Емельяненко В.Д.

Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского, г. Брянск

E-mail: emelyanenko_152@mail.ru

Новые информационные технологии влияют на духовное развитие человека неод­нозначно: растёт IQ среднего человека, им быстрее принимаются решения, увеличива­ется скорость обработки данных и реакция; однако при этом уменьшается концентра­ция внимания, становится более поверхностной память, страдают способность к обще­нию вне Сети и абстрактное мышление.

Будут ли «цифровые аборигены» более совер­шенной расой или же потерявшими связь с реальным миром несчастными людьми? Информационные технологии как таковые не являются ни хорошими, ни плохими, крайне важно, как их использует человек в качестве средства,сам будучи целью, лич­ностью. Ядром духовного мира является мировоззрение, система наиболее важных убеждений, принципов, идеалов, определяющих отношение человека к миру, его су­ществование как цели в самом себе. Информационные технологии - испытание для человека, ускоритель происходящих в его внутреннем мире процессов; они гораздо быстрее развивают в нём всё заложенное - и интеллект, и глупость, и добродетель, и порок, в зависимости от того, в каком направлении он с детства личностно ориентиро­ван, как воспитан. Человек с развитым и гармоничным мировоззрением извлечёт из включения в современные информационно -коммуникационные технологии пользу как в моральном, так и в интеллектуальном аспекте, применяя их огромные возможности для духовного совершенствования. При неразвитом мировоззрении возможности ис­пользуются скорее для усиления отрицательных качеств личности: несмотря на боль­шое количество усвоенной информации, человек становится, примитивнее, превра­щается в средство манипулирования, возникает угроза его нравственности. Поэтому очевидна нежелательность бесконтрольного включения детей с несформированными личностно -мировоззренческими качествами в информационные структуры. Необходи­мо усилить внимание к гуманитарному воспитанию и образованию, в наибольшей мере формирующему мировоззрение. Требуется также разработка теории мировоззрения применительно к информационному обществу.

Мифологема и идеологема информационно-коммуникационной среды: к постановке проблемы Mythologem and ideologem of the information-communication environment: Statement of the Problem

Зотов В.В.

Курская академия государственной и муниципальной службы, г. Курск E-mail: om_zotova@mail.ru

Культура современного общества использует информационно-телекоммуникационные технологии как новый канал воспроизводства все того же символического мира.

Инфор­мационно-коммуникационная среда в силу своей неподконтрольности позволяет распро­страняться большому количеству информации самого различного содержания, а ее вир­туализация - отрываться этой информации от реальности. Информационная картина ми­ра приобретает символичность, а коммуникация осуществляется посредством образов или на фоне образов. Человек погружается в виртуальную среду, в которой нет различий между истинным и кажущимся; представляемым и действительным; реальным и идеаль­ным; вещи и образа.

С другой стороны человек предпочитает легкое и быстрое, стереотипное восприятие мира, а этому стремлению отвечают мифологемы с их способностью упрощено, обоб­щенно и целостно характеризовать объект, что экономит его интеллектуальные. При этом мифологема представляет собой устойчивый и повторяющийся конструкт мысли, обобщённо отражающий действительность в виде чувственно -конкретных ассоциаций, которые мыслятся как вполне объективно существующие. Сегодня, например, искусство (фэнтази) или религия (New Age) - не более чем развитие мифологического способа от­ражения социального мира, построенного как свободная игра образами и символами. Мифологема призвана объяснять что существует, почему существует, и почему оно функционирует и развивается так, а не иначе. Мифологема фиксирует порядок вещей и служит концептуальным обоснованием поведения в данном обществе. Но мифологемы есть продукт творчества масс. Их проявление в информационно-коммуникационной сре­де, несмотря на деятельность масс-медиа, стихийно и непредсказуемо. В отличие от них идеологемы как конструкты мысли не допускают в свои внутренние смысловые и цен­ностные пределы ничего из того, что могло бы поколебать их устойчивость, а с ней и стабильность охраняемого ими социального порядка.

Современные средства коммуникации как фактор изменения культуры Modern Means of Communication as a Factor in Changing the Culture

Мешкова Л.Н.

Пензенский государственный педагогический университет им. В.Г. Белинского, г. Пенза

E-mail: lnmeshkova@rambler.ru

Используя терминологию Л. Витгенштейна, можно сказать, что в современной культуре как «языковой игре», как «форме жизни» происходит смена «грамматики», тех правил, по которым строится форма жизни. Изменения в «грамматике» связаны, в частности, с проис­ходящим в настоящее время развитием средств коммуникации, таких, как Интернет и мо­бильная связь.

Выделим наиболее важные проявления указанных изменений.

Во-первых, происходит уплотнение социального пространства и времени, т.к. Интернет и мобильная связь позволяют обмениваться сообщениями в любом месте и в любое время, способствуют поддержанию слабых социальных связей и сохранению сильных. Сетевая ор­ганизация современной коммуникации отражает потребности современного общества, также имеющего (согласно исследованиям З. Баумана, Р. Сеннета и др.) сетевую структуру. Воз­никновение и распространение мобильного Интернета ведет к возникновению новых форм социальных организаций - «умных толп» (Г. Рейнгольд).

Во-вторых, расширяются возможности в механизмах взаимодействия культур. Интернет- пространство открывает границы между различными культурами, тем самым предоставляя человеку выбор в ценностных ориентациях и предпочтениях. Возникает феномен, получив­ший название транскультуры. Однако Интернет не только делает проницаемыми культурные границы, но одновременно позволяет находить и формировать сообщества со схожими ин­тересами. Поэтому Интернет можно охарактеризовать как глокальное пространство.

В-третьих, появляются новые формы конструирования идентичности. Это связано с предоставляемыми Интернетом широкими возможностями для самовыражения и большой степенью свободы для самопрезентации личности.

В-четвертых, формируются новые языковые средства выражения, расширяются средства «языковых игр». В качестве одного из примеров можно рассматривать текстинг - обмен краткими текстовыми сообщениями с использованием специальных сокращений, - феномен, который уже стал оказывать влияние на развитие письменной культуры.

Реклама как форма отражения ценностей современного общества Advertisement as the form of the modern society values reflaction

Муликова Н.А.

Ставропольский государственный университет, г. Ставрополь E-mail: n_mulikova@mail.ru

Реклама предстает как сложное и многогранное явление, нашедшее свое отражение в са­мых разнообразных сферах деятельности человека. Она является неотъемлемым атрибутом современной общественной жизни, представляет собой сложное экономическое, социальное, культурное, психологическое явление. Реклама не только транслирует ценности общества, в котором она существует, но и формирует их. Важнейшим видом рекламы является социаль­ная реклама, которая в большей степени способствует формированию ценностных установок в общественном сознании, поведенческих моделей и стереотипов.

Важнейшая особенность и свойство социальной рекламы - трансляция определенных со­циокультурных образцов и ценностей, способных оказывать культурно-психологическое воздействие на отдельного индивида и общество в целом. Она пропагандирует нормы нрав­ственности, правила поведения, общечеловеческие ценности. В информационном обществе именно социальная реклама является важнейшим фактором формирования национального самосознания и менталитета, а также выступает фундаментом для формирования ценност­ной сферы бытия.

В настоящий момент происходит осознание необходимости прогнозировать результаты рекламной деятельности, что обеспечивает понимание закономерностей индивидуального и массового восприятия рекламной информации, ее влияние на когнитивные, эмоциональные и прагматические реакции, которыми сопровождается взаимодействие человека с рекламной информацией. Все это актуализирует внимание к рекламе как виду социальной коммуника­ции, передающей духовный опыт в виде моделей потребительского поведения, формирую­щих поведенческие установки индивидов, жизненных ценностей в современном трансфор­мирующемся мире.

Интернет-коммуникации и идентификация личности Internet communication and personal identification

Рудакова Ю. С.

Горно-Алтайский государственный университет, г. Горно-Алтайск E-mail: yulirudakova@ya.ru

Общей тенденцией развития современного мира является трансформация различных об­ластей жизнедеятельности человека. А интенсивное развитие Интернет-коммуникаций при­вело к появлению нетрадиционных способов схематизации реальности, основанных на кон­кретно-чувственном способе воспроизведения действительности. Сложившаяся ситуация значительно осложнила процесс формирования идентичности, выбора собственной социаль­ной роли и способов самовыражения личности.

Коммуникация посредством компьютера конструирует социальность особым образом, где существование человека погружено в виртуальный мир, где образы становятся опытом, а реальность замещена ее симуляцией.

Мир интернета, обладая свойствами вневременности и киберпространства, существенно меняет бытие человека, позволяя самоидентифицироваться не только с настоящим, но и с прошлым и будущим. Предлагая огромное количество возможностей для самоконструиро- вания виртуальной личности, он позволяет самоутверждаться в тех качествах, которые не­возможны, либо сложно реализуемы в реальной действительности. Адаптируясь к таким условиям, человек вынужден постоянно выстраивать свою идентичность, основываясь на произвольных комбинациях разнообразных социальных признаков.

Это - принципиально новое виртуальное пространство - предполагает субъективное про­ектирование окружающего мира самим человеком. Провоцирует игровое и мифологическое восприятие действительности, делая личность доступным объектом для информационного манипулирования.

Порождаемый в результате взаимодействия с виртуальной реальностью кризис идентич­ности трансформирует духовный мир человека и социальные отношения. Образ мысли и образ жизни, ориентированные на виртуальность, с одной стороны открывают перед лично­стью широчайшие возможности для моделирования идентификации, а с другой, - порожда­ют фрагментарную и неустойчивую идентичность.

Особенности языковой деятельности Features of language activity

Салимгареева Г.Р.

Башкирский государственный университет, г. Уфа E-mail: sogood14@yandex.ru

Язык является неотъемлемой каждодневной частью жизни человека, что дает возмож­ность применять в исследовании языка различные подходы. Речь непосредственно влияет на формирование мировосприятия человека. Но и человек, когда он говорит, на основе прежне­го опыта с учетом обстоятельств данной ситуации, каждый раз порождает иные смыслы и изменяет понятия, тем самым формируя лексику и содержание самого языка. Поле языковой деятельности, в целом не стабильно, изменчиво, поскольку действие всегда происходит в постоянно меняющихся ситуациях, т.к. каждый акт говорения происходит при уникальном стечении обстоятельств. Автор конкретного высказывания вербализирует индивидуальные коммуникативные намерения, которые ему самому часто бывают не ясны;что-то всегда ме­няется во взаимоотношениях говорящего и всех известных ему или воображаемых адреса­тов, которые также как и автор, подвержены психологическим, физиологическим, эмоцио­нальным и другим изменениям, испытывают влияние прошлого опыта, формирующего жиз­ненную позицию говорящего.

Языковая деятельность отдельного субъекта не изолирована и не может полноценно раз­виваться без обмена опыта с другими субъектами. Языковое поле формируется благодаря все новым впечатления субъектов, приобретая окраску, значимость, иной смысл - именно в связи с особенностями языкового мира данного субъекта. И эти же языковые впечатления активно воздействуют на формирование личностной языковой среды. Полученные таким образом адаптированные языковые впечатления находят выход в речи субъекта, тем самым изменяя и формируя языковой мир других субъектов и подвергаясь все новым адаптациям.

Языковая деятельность не предполагает закостенелые формы и конструкции. Речь - это процесс, в котором порождаются новые смыслы, благодаря гибкости и многовариантности грамматических конструкций, интонационных и смысловых акцентов, особенности воспри­ятия.

Общественный диалог в СМИ: диалектика социального и корпоративного векторов современной прессы Public dialog in media:dialectics of social and corporate vectors in modern press-media

Савинова О.Н.

Нижегородский государственный университет им.Лобачевского, г. Нижний Новгород

E-mail: 508@bk.ru

Одной из важнейших составляющих социальной миссии прессы является участие СМИ в воспитании гражданского самосознания, трансляции базовых ценностей, формировании государственно и ценностно ориентированного общественного мнения, организации диалога между властью и обществом. Социальный вектор журналистики связан с функционировани­ем социума, сохранением его целостности, отражением интересов и нужд тех социальных групп, которые способствуют прогрессивному развитию общества.

Журналистика сегодня - это понятие многогранное; она включает в себя общественно­политическую, социокультурную, гламурную и т.д. прессу. «Заточенность» на свою аудито­рию, лоббирование экономических интересов целевой группы, корпорации как объединения с экономическими целями деятельности приводит к тому, что соотношение общественных, социально значимых интересов с корпоративным сегментом информационного рынка нару­шается.

Анализируя взаимодействие корпоративного и социального векторов в общественной повестке дня современных СМИ, уточним , что конечно же они могут совпадать, но при определенных условиях различаться и даже противостоять.

Корпоративный вектор журналистики определяет не только корпоративную направлен­ность тематики, информационную политику, формат, структуру издания, но и формирует корпоративное мышление, определяет матрицу ценностных ориентиров. В условиях конку­ренции, рыночных отношений СМИ, представляющие экономические интересы той или иной группы в современном медийном пространстве, ищут и находят креативные техноло­гии, точечно работают на свою целевую аудиторию, эффективно решают вопросы внутрен­ней коммуникации, отодвигая порою на второй план социальную повестку дня. Между тем противостояние корпоративных и социальных векторов в деятельности СМИ , на наш взгляд, способствует не только разобщенности информационного пространства, но и в опре­деленной мере разобщенности и самого общества.

Проблемы мультикультурализма в контексте современных коммуникационных процессов The Problems of Multiculturalism in the Context of Modern Communication Processes

Савруцкая Е.П.

Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова,

г. Нижний Новгород E-mail: savrutsk@lunn.ru

На изменение смыслов культурной глобализации, содержание и направленность комму­никационных процессов большое влияние оказывают современные миграционные процессы. Существование инокультур в границах национальных государств вызывает необходимость переосмысления ряда мировоззренческих установок, критериев этнокультурной идентично­сти и особенностей межкультурной коммуникации. Современная западноевропейская и аме­риканская (Канада) модель межкультурного взаимодействия, получившая название модели мультикультурализма, в отличие от модели культурного единства направлена на предостав­ление равных возможностей для членов социума. Это означает, что участники межкультур- ного взаимодействия большей частью вступают в процесс коммуникации с разными комму­никативными ожиданиями, определяемыми особенностями их родной культуры, стереоти­пов в оценке своих инокультурных партнеров.

В странах Западной Европы идеи мультикультурализма использовались в качестве мето­дологической базы выстраивания принципов миграционной политики в соответствии с тра­дициями либерализма и демократии западноевропейского образца, что не сняло напряжения в межэтнических отношениях.

Одной из причин кризиса модели мультикультурализма является незнание языка прини­мающей стороны, что создает не только культурно-коммуникативные барьеры социального и профессионального взаимодействия в правовом поле социума, но и служит основанием для сохранения замкнутости этнических групп в условиях «вынужденного общения» с пред­ставителями других этносов, официальных властей, работодателей, т.е. этнокультурные установки моего «Я» являются чуждыми подобного рода системам «Других». В условиях глобализации, «где «чужого» кратно больше, чем «своего», накапливается синдром агрес­сивной неопределенности, отчуждения. Человек все меньше ориентируется на «Другого». Формируется пространство, наполненное многообразием культурных кодов и смыслов, об­разующих эклектичную «мозаичную» культуру, минимизируя возможности осуществления межкультурного диалога.

Символ как коммуникационный медиум в информационную эпоху Symbol as communication medium in the information age

Соловьев А.В.

Рязанский государственный университет имени С.А.Есенина, г. Рязань E-mail: soloviev.al@gmail.com

В информационную эпоху фактом является многократное увеличение потока образов, постоянно передаваемых человеку в единицу времени посредством ИКТ. «Символическое поле» современной культуры имеет разную насыщенность: оно «суперплотное» в зоне теле­коммуникационных средств (телевидение, радио, Интернет - ведущих средств передачи символов на сегодняшний день) и более «разреженное» в традиционных зонах, где человек сталкивается с миром физических объектов. Современный человек, бомбардируемый и фор­мируемый знаками, не способный укрыться от знаков, в результате переживает смысловой коллапс. Знаки, воспринимаемые творческой, сознательной и рефлексирующей аудиторией, встречаются скептицизмом и сомнением и, следовательно, легко инвертируются, реинтер- притируются и отклоняются от своего изначально предполагаемого значения. По мере того, как приобретение людьми знаний через первичный опыт снижается, становится все более очевидным, что знаки уже не являются прямыми репрезентациями чего-то или кого-то. Символ-образ в телекоммуникационном пространстве не только обретает свое собственное, независимое от обозначаемого объекта, существование, но и часто становится или изначаль­но является симулякром. Символы такого мира уже не могут быть классифицированы и опи­саны: самостоятельные потоки образов-символов утверждают фрагментарность как основ­ную характеристику реальности. По выражению Э. Тоффлера «консенсус пошатнулся»: че­ловек «клип-культуры» обстреливается разорванными и лишенными смысла «клипами», мгновенными кадрами. Цельность символического поля человека разрушается. В связи с этим, доминирующая тенденция, по мнению М. Кастельса, направлена к горизонту сетевого внеисторического пространства потоков, стремящегося навязать свою логику рассеянным сегментированным местам, все слабее связанным друг с другом, все менее и менее способ­ным пользоваться общими культурными кодами.

Коммуникация научных сообществ Солнцев Ю.Н.

Российское философское общество, г. Димитровград E-mail: fredi69@yandex.ru

Исследуя мемуары Питирима Александровича Сорокина «Дальняя дорога. Автобиогра­фия», мы фиксируем общение с Николаем Дмитриевичем Кондратьевым. Таким образом, российское научное сообщество в целом как социум характеризуется не только парадигмой, но и коммуникацией между различными научными школами (сообществами).

Известно, что Роберт Кинг Мертон сформулировал основы социально- философского анализа науки как социального института с присущими ему ценностями и нормами культу­ры. Среди этих ценностно-нормативных регулятивов ведущими являются «всеобщие нор­мы»: объективность, всеобщность знания (знание принадлежит всем, а не отдельным лично­стям), бескорыстие и ответственность ученого за доброкачественность работы.

Все это и является основой этоса науки как системы ценностей.

Мертоновский подход является плодотворным в области научного исследования. Следу­ет при этом иметь в виду, что Мертон не учитывает исторический контекст (специфику по­литических условий), в который «погружена» наука, как социальный институт. Точнее гово­ря, Мертон не учитывает функционирования тоталитарных политических режимов, создаю­щих дополнительную систему ценностей научного сообщества.

Коммуникативные практики в трансформациях социальной коммуникации и социума Communication practices in the transformations of social communication and society

Терентьева И.Н.

Дзержинский политехнический институт /филиал/ НГТУ им. Р.Е.Алексеева, г. Дзержинск

E-mail: irinik@mts-nn.ru

Актуальные тенденции в сфере коммуникации имеют социальные последствия, поэтому задача выявления и понимания этих тенденций заставляет обратиться к наиболее противоре­чивым по содержанию и по оценкам коммуникативным практикам, например, практикам современного искусства и практикам интернет-сообществ. «Фоновый» и «раскрывающий» (Л.Витгенштейн) характер этих практик в данном случае относится к самому обществу. «Снаряжение», «навыки» и «идентичность», которые характеризуют любую практику (М.Хайдеггер) — относятся к человеку в пространстве коммуникации.

Локальные коммуникативные практики позволяют выявить и обозначить наиболее важ­ные, на наш взгляд, противоречия, связанные с процессом коммуникации во времени и про­странстве, состоянием элементов этого процесса, характером сообщений и их отношением к реальности.

Во-первых, процесс коммуникации, поэтапное формирование его элементов замещается одномоментным возникновением сообщений, каналов и смыслов в организованной ситуации (практика выставок и арт-акций).

Во-вторых, четкое различение коммуникатора, аудитории, канала и сообщения замеща­ется формированием коммуникантов, захваченных каналами коммуникации и погруженных в виртуальную реальность (практика анонимной сетевой коммуникации).

В-третьих, линейная логика письма и чтения замещается нелинейным визуальным мыш­лением («иконический поворот», практика интерпретации образов).

В-четвертых, атомизация человека и его погружение в реальность массовых коммуника­ций замещается активизацией Интернет-сообществ и направлением их активности в соци­ально-политическую сферу (практика городского самоуправления и общественно­политических движений).

Эти противоречия для своего конструктивного разрешения предполагают развитие прак­тики коммуникативного образования как основы для создания инструментов сопротивления тотальному подчинению массовым коммуникациям.

Информационное пространство России и проблемы толерантности общества The information space of Russia and the problems of society_tolerance

Тимербулатов З.М.

Башкирский государственный педагогический университет им. М.Акмуллы, г. Уфа

E-mail: kitapmail@mail.ru

Сегодня много говорится и пишется о необходимости гармонизации межнациональных отношений в нашем обществе, о воспитании молодого поколения в традициях толерантно­сти, что невозможно осуществить без нормального обмена информацией, без наличия раз­личных носителей информационных потоков

В аспекте нашего исследования в качестве долговременного, эмоционально насыщенно­го, при необходимости возобновляемом в любом месте и в любое время источником инфор­мации служит национальная книга, в которой изначально заложена потребность быть сред­ством взаимопонимания разных людей

Эта задача успешно решалась при советской власти. В Москве существовали специаль­ные издательства, в столице страны выпускались целые серии, знакомящие полиэтническую страну с национальной литературой через русский язык. Благодаря переводам на этот вели­кий и могучий язык мы постигли константы, коды, концепты, культуру, скажем, дагестан­ского народа через поэзию Расула Гамзатова, башкир через драматургию Мустая Карима, гордых степных калмыков через творчество Давида Кугультанова, балкар через стихи Кай- сына Кулиева

Однако сегодня национальная книга, выпускаемая в республиканских издательствах, не может выполнять функцию формирования толерантной среды в информационном простран­стве России в силу прежде всего внешних причин. Это связано прежде всего с тем, что в нем совершенно отсутствует возможность знакомства с произведениями национальных авторов, что не может не сказываться отрицательно на стабильности межнациональных отношений в стране

В информационном пространстве России сегодня приоритетное положение занимает не книга, а чтиво, угодное прежде всего издателю, а не читателю.

Обострившаяся сегодня в нашем обществе проблемы в межнациональных отношениях требуют формирования эффективной государственной политики по созданию такого ин­формационного пространства, которое бы культивировало у его субъектов мотивацию по­знания культурных и ментальных кодов народов России.

Коммуникации в российском бизнесе и предпринимательстве: трансформации ценностных ориентаций Communikation in russian business and enterprises :transformations of value system

Титова Л. Г.

Всероссийский заочный финансово-экономический институт, г. Москва E-mail: titova@vzfei.ru

Для современной России, переживающей сложные социально-экономические и техноло­гические преобразования, связанные с модернизацией основных сфер российского общества, социально-философское исследование трансформаций ценностных ориентаций деловых коммуникаций в российском бизнесе и предпринимательстве приобретает особую актуаль­ность в трех смыслообразующих аспектах: в аспекте целостного философского осмысления влияния этих трансформаций на социальные преобразования российского общества; в ас-

241

пекте установления взаимодействия этих трансформаций с развитием традиционных базо­вых российских ценностей; в аспекте выявления доминантных мировоззренческих парадигм в развитии деловых бизнес-коммуникаций. В качестве ведущих трендов современных трансформаций ценностных ориентаций деловых бизнес-коммуникаций мы выделяем: ути­литарно-прагматичный тренд, ориентированный на максимизацию прибыли любыми ком­муникативными средствами (виртуальными, вербальными, невербальными); манипулятив- ный тренд, ориентированный на использование манипулятивных способов и техник обще­ния в деловых бизнес-коммуникациях; социально-этический тренд, реализуемый преимуще­ственно в современном цивилизованном бизнесе и ориентированный на уважение личности потребителей, партнеров и соблюдение этических норм в деловом общении с ними.Следует отметить, что в современном российском бизнесе возросла роль манипулятивных способов и техник делового общения. Манипулятивные технологии делового общения широко исполь­зуются бизнес-структурами при создании веб-сайтов, интернет-магазинов, партнерских и социальных сетей, при выстраивании непосредственных и виртуальных коммуникаций с потребителями. Внедрение в современную коммуникативную практику электронных средств общения, Интернета, интрасетей значительно активизировало и интенсифицировало коммуникационное пространство манипулятивного общения за счет вынесения в веб-среду различных направлений бизнес-процессов.

Троллинг как одна из форм девиантного поведения в интернет-пространстве Trolling as a kind of deviant behavior in the Internet space

Юрков А.А.

Московский гуманитарный университет, г. Железнодорожный E-mail: aa_yurkov@hotmail.com

С приходом интернета в повседневную действительность, общество словно скопировало само себя, перейдя в виртуальность, но при этом по-прежнему оставаясь реальным. Вирту­альность наделила «новое» общество определенными особенностями, одной из которых яв­ляется анонимность. Но является ли анонимность в интернет-пространстве поводом для «разжигания» агрессии у собеседника?

В конце 80-ых годов XX века в сленг интернет-пользователей вошли такие понятия как «троллинг» и «тролль». Тролль получает удовольствие от негативных эмоций других поль­зователей.

Тролли подразделяются на два уровня:

1. Тролля первого уровня легко вычислить, его сообщения носят ярко-выраженный про­вокационный характер. Цель его действий - развлечение. Тот, кто об этом не знает, будет отчаянно защищать свою позицию, стараясь переубедить тролля. Но сделать это изначально невозможно: троллю нравится раздражать и вызывать на себя гнев, а не добиваться истины в споре.

2. Тролля второго уровня вычислить сложнее, так как он только создает видимость кон­структивного пользователя, стараясь столкнуть других участников дискуссии. Для такого тролля также характерна командная работа с «троллями-сообщниками». При таком вариан­те, цель троллинга - разрушение дискуссионной группы, например, ради материального обо­гащения конкурирующего сайта.

Мотивы тролля могут быть различными, но в основе - это попытка заставить пользовате­лей тратить как можно больше сил и времени на бессмысленный спор.

Нужно ли бороться с троллингом? Однозначно, да. При своей кажущейся безобидности, троллинг влияет на человека, выводит его из равновесия, что может привести к негативным последствиям. Происходит это из-за высокого эмоционального вклада в виртуальный образ. Интернет-пространство уже давно не просто информация объединенная гиперссылками, это живой организм, болезненно реагирующий на любые раздражители. При этом отсутствие реальных границ дает возможность троллям влиять не только на отдельных людей, но и на целые группы.

Ценностное измерение культурной коммуникации в обществе знания Cultural Communication Value Measurement in a Knowledge Society

Фащенко А.Н.

Тверской филиал Московского гуманитарно-экономического иститута, г. Тверь

E-mail: linaparis@yandex.ru

Способность людей коммуницировать и находить общие ценностные предпочтения вне зависимости от своей культурной принадлежности приводит к тому, что ценностное измере­ние сегодня становится основой социокультурного самосознания и самоконтроля. Личность коммуникабельна, существует только в своем устремлении к «другому», познает себя только через «другого» и обретает себя только в «другом». Диалогичность коммуникации раскры­вает не только расхождения, но и возможные точки в принятии взаимоприемлемых ценност­ных установок. Поэтому именно в процессе коммуникации ценности обретают статус об­щезначимых. В этой связи ценностные основания выступают в качестве базиса культурной коммуникации.

Общество знания эксплицировано как «общество всеобщей коммуникации» . Коммуни­кативное рождается из интеракции, в которой «общественное» и «личностное» дополняют друг друга. В границах общества, основанного на знании, языковой аспект коммуникации приобретает новое измерение - личностно-аксиологическое, новый формат - сетевой и но­вое значение - диалогическое. Диалог в отличие от беседы и разговора допускает множе­ственность коммуникативного взаимодействия, это указывает на то, что диалог представляет собой эпизоды или стандартизированные способы общения, имеющие начало и конец в про­странстве и времени . Посредством последних можно продемонстрировать «состоятельность ораторов» и ситуацию, именуемую как «заключение в скобки».

Процесс коммуникации или «языкового понимания» выглядит как «круговой процесс», в котором положение субъекта интеракции выглядит двояким. С одной стороны, субъект яв­ляется инициатором действия в расчете на овладение «ситуацией».

С другой стороны, сам субъект является социокультурным продуктом. Когда субъект включается в ситуацию действия, артикулируя возникшую проблематику, ценностные осно­вания его жизненного мира выступают в роли и настройщика, и ресурса: они помогают сориентироваться на достижение взаимопонимания и одновременно являются основой для достижения этой цели.

Лингвистический поворот Людвига Витгенштейна The linguistic turn of Ludwig Wittgenstein

Фазылова Е.Р.

Renault SAS, г. Казань E-mail: e_fazylova@yahoo.fr

Ключевые выводы исследования:

1. Лингвистический поворот стал проявлением скачкообразного (диалектического) пе­рехода от модели познания, соответствовавшей XIX веку и рассматривавшей сознание в ка­честве исходного пункта, основы и цели философствования, к философии XX века, обраща-

243

ющейся к языку как первоисточнику, детерминирующему формирование картезианского cogito (сознания) в рамках языковых практик человеческого сообщества. Переход от априо­ризма сознания к a priori языка формирует в качестве объекта исследования надындивиду­альную область языковой реальности, доминирующую по отношению к субъективному со­знанию.

2. Впервые в «Логико-философском трактате» Л. Витгенштейна была сформулирована максима о том, что целью философии является логический анализ языка: «логическое про­яснение мыслей», их облачение в ясную логическую форму, упорядочивание и организация. Так впервые за всю историю философии язык оказывается не средством, а центральным объектом философствования и его методологическим базисом.

3. После «Философских исследований» Л. Витгенштейна произошел окончательный пе­релом в парадигматике - все социальные и гуманитарные науки признали, что между субъ­ектом (скорее, интерпретатором) и объектом (встроенным в «жизненный» мир социального взаимодействия) существует «экран» всевозможных «языковых игр».

4. Социальная природа языка является его важнейшей «сущностной» характеристикой, поэтому односторонняя трактовка языка с учетом исключительно его репрезентативной функции, что имело место в ранней концепции Людвига Витгенштейна, то есть первой фазе Лингвистического поворота, обречена на неполноту и «обеднение» данного феномена.

5. В ХХ веке центральным «объектом» философствования (в неклассическом смысле; так как ему не противостоит классический «субъект», а, напротив, последний «растворен» в своем объекте), носителем различных социальных практик и инструментом, формирующим социальное пространство европейского человечества, признается язык.

Философский анализ информационно-коммуникативной реальности The philosophical analysis of an information-communicative reality

Черновицкая Ю.В., Калинин Э.Ю.

Институт философии Российской академии наук, г. Москва E-mail: juchische@rambler.ru

В процессе человеческих коммуникаций информативная компонента и функция не един­ственная и, зачастую, не главная по сравнению с управляющей и интегративной. Однако все зависит не только от сущности самого Интернета, но и от средств его анализа. Осознание коммуникативной природы рациональности и познания в современной философии и мето­дологии науки (в том числе и естествознании) ведет к процессам явного обнаружения ком­муникативности не только в рамках рефлексивного методологического сознания, но и на уровне нерефлексивного интенционального сознания и даже бессознательного.

Яркий пример - проблема C(S)ETI, которая при достаточно глубоком анализе демон­стрирует за внешней информативно-когнитивной видимостью сначала автокоммуникатив­ность - симуляцию «зеркала», а затем - манипулятивность симулякра (функцию невидимого друга, позволяющего понять, какие мы сами!). Другой пример - Интернет, который, говоря словами М.Маклюэна, тот самый «посредник, который и есть сообщение». То есть автоном­ность Интернета ведет к усилению его роли в объективации знания. Логично говорить об коммуникативно-информационной реальности Интернета, имея в виду, что объективная ре­альность шире, чем материальность, а информация не сводится к разнообразию или обяза­тельно является знанием, но чаще всего связана с тем или иным управлением того или иного типа систем, а также и их отражением внешней для них среды.

Рассматривая компьютер или сеть как квазисубъекты, надо иметь в виду, что это воз­можно при наличии подлинного субъекта (т.е. источника смысла), которым может являться человек и группы людей, вплоть до человечества, а Интернет же с этих позиций только фан­том, так же, как например, и так называемое «информационное поле» - нежизнеспособный гибрид физики и информатики. Выполнено при поддержке РГНФ, грант № 11-03-00597а.

Современные формы благотворительности в пространстве России Modern forms of philantropy in Russia

Шмелева Н.Д.

Институт философии РАН, г. Москва E-mail: nshmelova@mail.ru

Феномен благотворительности имеет непосредственное отношение к культурному насле­дию и преемственности в культуре, являясь значимым фактом в истории нашего государ­ства. Тем не менее сегодня мы с сожалением вынуждены констатировать, что современная Россия растеряла свой опыт благотворительности, который сформировался на рубеже XIX- XX веков.

В настоящее время первостепенной для отечественной культуры является проблема фи­нансирования, с которой государство не справляется. Поэтому в современной экономиче­ской ситуации государственные дотации не могут быть единственным средством поддержки стабильных условий развития культуры и образования. «Восприятие культуры как целиком затратной сферы, находящейся на попечении государства, уступило место более сложной модели финансирования, предполагающей сочетание государственных субсидий, частных вкладов и собственных доходов организаций, а также восприятию культуры как ресурса со­циального и экономического развития...».

Именно такой новой социально-культурной технологией, позволяющей аккумулировать усилия и средства государства, бизнеса и общественности, а также организовать их культур­ное взаимодействие, является «фандрейзинг». Эта технология ориентирована на реализацию отдельных и кратковременных проектов и программ, не имеющих непосредственной ком­мерческой выгоды и направленных на сохранение культурного наследия, воспроизводство творческого потенциала и т.д.

Область фандрейзинга - абсолютно новая для нашей культуры. В России слово «фандрейзинг» на данный момент все еще неохотно используется в профессиональной лек­сике, но в последнее десятилетие это понятие становится все более актуальным. Тем более что в настоящее время источником определенной части денежных средств, необходимых для реализации программ в области культуры, образования и социальной сферы являются зарубежные фонды. Аккумулировать, научно проанализировать использования технологий фандрейзинга как современной формы благотворительности.

Оружие как правовой символ Weapons as a symbol of the legal

Щербак С.И.

Международный юридический институт, г. Голицыно E-mail: shscherbak123@yandex.ru

Оружие, как и «собака» Платона, обладает многими «подлинно философскими» свой­ствами: это средство защиты и нападения; оружие обладает виктимностью; оно притяга­тельно как афродизиак; оружие символизирует власть и используется в управлении. Многие свойства оружия еще не познаны.

Оружие вызывает противоречивые чувства - уважение и зависть, восхищение и страх. Оружие само по себе не является причиной войн и не несет смерть. Все зависит от того, кто его использует и с какой целью. Оно употребляется преступниками - для совершения пре­ступлений, военнослужащими для уничтожения противника, сотрудниками правоохраны - для обеспечения правопорядка. Легитимное использование оружия способствует удовлетво­рению потребности человека в личной безопасности, а социума - в коллективной.

Одно, безусловно - применение оружия предполагает лишение жизни или причинение вреда здоровью.

Основное свойство оружия - уничтожение противника - давно и успешно эксплуатиру­ется государством, о чем периодически сообщают СМИ. Реже встречается информация об использовании такого свойства оружия как внешний вид. Хотя такие факты как военные парады, учения войск, открытое ношение оружия сотрудниками и др. подтверждает, что внешний вид оружия играет значительную роль в предотвращении опасности, и его потен­циал еще не исчерпан. Оружие в данных ситуациях фигурирует в качестве символа власти, правового символа, несет юридически значимую информацию, устанавливает правовые предписания и воздействует на поведение людей. Монополия государства на оружие в зна­чительной степени оправдана - оружие это атрибут власти.

Полагаем, что такие, совершаемые с оружием действия, как хранение, ношение, демон­страция и применение, являются формами государственного управления. При этом эксплуа­тируются его свойства как внутренние, например, способность производить выстрел, так и внешние (атрибутивные) - форма, калибр и др. Для повышения эффективности использова­ния оружия необходимо правовое закрепление его форм.

<< | >>
Источник: VI Российский философский конгресс. Философия в современном мире: диалог мировоззрений. Материалы (Нижний Новгород, 27-30 июня 2012 г.). Том III. 2012

Еще по теме Круглый стол ФИЛОСОФИЯ СОВРЕМЕННЫХ СОЦИАЛЬНЫХ КОММУНИКАЦИЙ: