Круглый стол ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ: УРОКИ ДЕСЯТИЛЕТИЯ РОССИЙСКИХ РЕФОРМ
Риторика в культурно-образовательном пространстве:социально-философское осмысление традиций и экспериментов Rhetoric in cultural-educational space:Socially-philosophical judgment of traditions and experiments
Ипатова И.
С.Российская академия правосудия. Приволжский филиал, г. Нижний Новгород
E-mail: irina.i@mail.ru
Мировая практика выработала ряд составляющих иммунитета от внутренних государственных кризисов, в т.ч. за счет риторики в культурно-образовательном пространстве, ответственной за стратегию формирования гармоничной личности.
Риторика древних цивилизаций (Греция, Рим) дала начала традициям науки об убеждающей речи, возвела эти знания в ранг высшей степени образованности и сделала умение публично говорить инструментом гражданской карьеры.
В США от контент-анализа как способа отслеживания развития смыслов в обществе риторическая практика обратилась к изучению действенности речи - теории коммуникаций. Однако американские эксперименты с демократией приводят иногда к удивительным результатам: так, апелляционный суд штата Нью-Йорк отменил запрет на сквернословие в эфире, признав его неконституционным. Напротив, в Сорбонне для сохранения «высокой» формы французского языка введен спецкурс. В Японии, где главным ресурсом экономического развития признаны культура и интеллект, практикуется программа «Языковое существование» (риторическая теория «Гэнго сейкацу») из ряда реформ в области речевой деятельности и языка.
Многострадальная практика отечественной риторики прошла все возможные этапы: - от ступени классического образования на Руси, главной гуманитарной науки в России середины XIX века, полного забвения в советскую эпоху и возрождения. Однако долгое отсутствие науки, предметом которой является «выразительное и говорящее бытие», привело к трансформации в массовом сознании постулата «слово есть поступок» в нечто противоположное: «поступок есть слово», т.е.
к кризису речевой практики. Такие кризисы требуют новых способов воплощения риторики в жизнь, причем во всех областях культур в их взаимосвязи, ибо только это является условием выживания человека.Инновационность гуманитарного образования как способ самореализации современного человека
Колесников В.А.
Иркутский региональный колледж педагогического образования, г. Иркутск
E-mail: director@igpk.ru
В новом веке возникает новая ситуация в социальной реальности и необходимость её понимания и осознания. Возникает, тем самым, иное поле методологических проблем. Как следствие, востребованной сегодня становится более глубокая аналитическая проработка методологии социальной реальности: на что опираться в нашей деятельности - только на естественно-научное познание и данную методологию или на гуманитарную методологию в его (гуманитарном) понимании?
В наши дни мы имеем совершенно иные условия социальной реальности, одной из ведущих тенденций которой является массовая индивидуализация социума (которую мы в своей деятельности, в том числе в образовании, либо игнорируем, либо недооцениваем). Вследствие массовой индивидуализации социума наших дней прогресс и смысл жизни уже четко разделены, они не олицетворяют друг друга. Ибо прогресс направлен на то, чтобы сделать нашу жизнь все более и более совершенной, но, подчеркнем в технологическом плане, не в человеческом. И прогресс уже подвел нас к опасной черте возможности гибели человечества. Смыслом жизни эта прогрессирующая деятельность уже не является. Смысл в другом - в выживании человечества, в возрождении человечности. Как следствие, инновационная деятельность в кардинально изменившихся условиях уже не может быть связана с коллективной выраженностью сообщества.
Сегодня время требует прозрения каждого в отдельности. И, как следствие, инновационная деятельность сегодня все больше и больше связывается с индивидуально-личностным потенциалом. И «фокусом», ядром соединения так нужного нам синтеза прогресса и смысла жизни может выступить индивидуально-личностное начало человека, становление которого в каждом из нас и должно стать мировоззренческой концепцией нового века.
Речь должна идти об образовательном развертывании личностного начала в человеке, об индивидуально - личностном становлении посредством по-новому понимаемого образования.В современных условиях надо прорываться к социуму засчет преодоления искусственной среды окружения человека, работающей на его унификацию. И человеческое развивать сегодня в человеке мы успешно можем только в границах по-новому понимаемого личностного начала.
Реформирование высшей школы: задачи и результаты Reformation Of Higher Education: Tasks And Results
Кузьменко Н.Н.
Кубанский государственный аграрный университет, г. Краснодар E-mail: nadinnik@list.ru
Главная задача проводимых в российском образовании реформ обусловлена потребностями его дальнейшего развития и соответствия новым реалиям. Но не смотря на всю критику отечественного высшего образования, большинством тех, кто непосредственно занят в нем, процесс реформирования оценивается еще более негативно. Исключение составляют, пожалуй, лишь чиновники, непосредственно осуществляющие эти реформы. Превращение образования в сферу обслуживания, согласно Федеральной программе, где преподавателями продаются «образовательные услуги», а обучающимися покупаются, ведет к тому, что учебные заведения превращаются в обычные предприятия, а образование становится всего лишь одной из сфер рыночной экономики с ее рыночными законами, главный из которых - получение максимальной прибыли при минимальных затратах. Задачей учреждений образования, соответственно, становится производство максимально ходового товара с минимальными издержками.
Непосредственными результатами всеобщего перехода на двухуровневую систему «бакалавриат - магистратура» будет лишь достижение «экономичности», и, в перспективе, разрушение принципа фундаментальности образования. Сокращается время на обучение, т.к. 80 - 95 % студентов после 3,5 - 4 лет обучения станут бакалаврами. В бакалавриате, где и будет собственно происходить обучение, идет сокращение дисциплин и часов на их изучение, и, прежде всего, общеобразовательного блока, имеющего преимущественно мировоззренческую и аксиологическую направленность, формирующего личность будущего специалиста.
Готовящийся проект приватизации образования приведет к еще большему усилению негативных последствий. Не только резко сократится бюджетное финансирование большинства образовательных учреждений, но и будет нарушен принцип доступности образования для всех граждан страны.
Философия образования и воспитания: цель - действительный человек Formation and education philosophy: the purpose - the valid person
Павловский В.В.
Красноярский государственный аграрный университет, г. Красноярск E-mail: valpavlovskiy@mail.ru
Отечественная философия образования в последнее десятилетие активно развивалась, достигла определенных результатов в критическом анализе образовательных процессов в России и усилий по защите их от атак разрушителей.
Большая философская и научная работа по проблемам образования ведется в западных и восточных странах.
Идея, которую мы хотим обсудить, состоит в следующем. Цель начального, среднего и высшего современного образования - формирование действительного человека, человека гуманного, всесторонне развитого, свободного, созидательного, творческого, нравственного, общественно активного, коллективистского, гармонично сотрудничающего с природой.
Рассмотрим в связи с заявленной целью одну из составляющих образования в средней и высшей школе, а именно - его общую социально-гуманитарную подготовку.
Безусловно, учащиеся и студенты должны иметь право выбора ряда предметов, профессии, специальности. Однако есть фундаментальные основы знаний и общественной практики, которыми следует овладеть.
На наш взгляд, общая социально-гуманитарная подготовка подрастающего поколения с необходимостью должна включать в себя: общую и социальную философию, историю Отечества, мировую историю, социологию, политическую экономию, экономическую теорию, политологию, основы права, экологию, культурологию, этику, эстетику, психологию, отечественную и мировую литературу, религиоведение, изучение языков, знакомство с видами искусств, теорию и практику здорового образа жизни, физическую культуру.
Разумеется, проблема социально-гуманитарной подготовки учащейся и студенческой молодежи - это арена острых дискуссий и дискурсов.По нашему убеждению, без серьезного изучения названных дисциплин и освоения соответствующих практик молодые люди будут получать ущербное, частичное образование и воспитание.
Ныне российское общество и государство постоянно сталкиваются с многочисленными фактами деградации общего среднего и высшего профессионального образования.
Сдерживающие факторы реформы российского образования Deterrents to the reform of the educational system of Russia
Полянский В.С.
Горно-Алтайский государственный университет, г. Горно-Алтайск E-mail: kfls@gasu.ru
В комплексе интересов граждан России одно из важнейших мест зани-мает полноценное образование. Происходящие в мире и России обществен-ные трансформации обусловливают необходимость его совершенствования, реформирования. Однако на этом пути стоят трудно решаемые проблемы как внутри самой системы образования, так и вне её.
Прежде всего нет ответа на вопрос, что даёт студенту бакалавриат, даёт ли наш диплом об образовании право на профессию. По признанию руково-дителя Рособрнадзора Л.Глебовой, полноценного комплекса процедур, с по-мощью которых можно оценить с разных сторон качество образования, у нас пока нет. А без этого мы не можем сказать, что такое результат образования для тех, кого мы обучаем.
Что касается сдерживающих факторов общего характера, то среди них в первую очередь нужно отметить следующие:
1 .Некритическое отношение к предложениям по вестернизации российского образа жизни.
2. Тотальная деинтеллектуализация, управленческое невежество, захватив-шие властные структуры во всех сферах российской действительности.
3. Поголовная чиновничья «болезнь» - меритофобия: боязнь принять на ра-боту сотрудников умнее себя, т.е. ни один подчиненный не может быть умнее своего начальника.
4.Относительная отдаленность последствий реформы образования, которая практически уравнивает аргументы и контраргументы.
5. Низкая культура принятия управленческих решений, которая, по мнению многих отечественных и зарубежных ученых, выступает одной из главных причин неэффективности наших реформ.
6. Бессистемный характер реформы. Не учитываются такие факторы, как неопределенность, нестабильность, случайность, эмерджентный характер взаимодействия результатов отдельных реформаторских усилий.
Без решения этих проблем (наряду с другими) нельзя рассчитывать на успешное осуществление реформы отечественного образования.
Идеологический радикализм российского образования Ideological radicalism of the Rassian education
Побегуца А.В., Путилина Л.В.
Кубанский государственный аграрный университет, г. Краснодар E-mail: fira.91@hotbox.ru
История русской культуры и неотрывная от нее история российского образования отличаются непредсказуемостью и кардинальными сменами идеологических концепций. По мнению Н.А. Бердяева, историческая судьба русского народа была несчастной и страдальческой. В ХХ веке в государстве дважды сменилась идеология и связанные с ней национальные устои, что не могло не отразиться на формировании системы образования в России.
Как культурологическое явление система отечественного образования начала формироваться на рубеже X-XI веков, после введения на Руси христианства. Идеалы воспитания были восприняты из христианских источников. Просвещение, начатое Петром, продолженное Елизаветой, а затем Екатериной II, явилось реализацией на русской почве и в русской форме магистральных идей европейского Просвещения. На протяжении всей своей истории вплоть до начала 20 века процесс развития образования был связан с идеологией христианства.
Однако со сменой государственного строя в 1917 году религиозный компонент был извлечен из образовательной системы столь же радикально, насколько глубоко ранее принимался. Новой идеологической составляющей, заменившей религиозную, стала коммунистическая доктрина, пронизывающая всю систему общественного воспитания.
Государственная власть, отвергнув, долгое время формировавшуюся систему образования, отказалась таким образом от идеологической преемственности. И советская система образования стала строиться заново, радикально поставив во главу угла коммунистическую доктрину.
В постсоветский период был взят курс на деидеологизацию. Присоединение России к Болонской декларации и безоговорочное принятие ее положений, привело к очередному крену в сторону «западничества», отсутствию преемственности в стратегии развития образования, утрате ее лучших достижений. Национальный колорит рассчитывают придать образованию через введение курса «Основы религиозной культуры». Поспешность и непродуманность решений, экспериментаторство в образовании лишь через время даст о себе знать, и мы сможем увидеть результаты этих радикальных преобразований.
К вопросу о стратегии образовательного процессав России и на Украине:
общее и особенное On the strategy of the educational processin Russia and Ukraine: general and special
Стрижко В. А.
Харьковский национальный экономический университет, г. Харьков
E-mail: lstr@i.ua
Радикальные изменения в обществе на рубеже ХХ - ХХІ веков повлекли за собой череду трансформаций и в сфере образования, многие из которых вряд ли можно считать прогрессивными. Отмечается рост проблем и угроз, как самому делу образования, так и обществу в целом. Слепое следование требованиям болонской декларации во многих случаях как в России, так и на Украине привело к разрушению ранее успешных и позитивных стратегий образования.
Планы новой политики в сфере образования встречают сегодня на Украине ожесточенное неприятие новоявленных либералов и националистов.
В модернизации образования особое место занял вопрос о переосмыслении места и роли философии. Несмотря на то, что философия в новых условиях претерпевает существенные изменения в трактовке и классических, и новых проблем, она по-прежнему сохраняет свою объектную стабильность и остается фундаментальной основой человеческой жизнедеятельности.
Философия в процессе сложного и противоречивого развития, обретая самостоятельность, относительную независимость от частного научного знания, сформировалась и развивалась как весьма обширное системное и структурированное знание. Сегодня ее концептуальное ядро представлено философией общества, философской аксиологией, диалектикой, философской антропологией, философской компаративистикой.
Новым является активное публичное участие стран Востока в философском осмыслении происходящих перемен. Их тысячелетний опыт в образовании и воспитании конкретной личности могут способствовать устранению многих кризисных явлений.
Преобразования системы воспитания и образования должны совершаться как в России, так и на Украине через обретение этой системой полноценного философского основания, способного придавать ей так необходимую целостность и именно на этой основе реальную и подлинно гуманистическую направленность.
Гуманизация и гуманитаризация как основные приоритеты развития высшей школы Humanisation and humanitarization as main prioritations in development of high school
Ташлинская Е.Ш.
Ульяновский государственный технический университет, г. Ульяновск E-mail: elesha73@mail.ru
Реформирование образования понимается как неотъемлемая составляющая социальной и политической практики, один из конкретных механизмов регулирования общественных процессов. Модернизация образования трактуется как более мягкий вариант преобразований, проводимых сегодня в данной системе и направленных прежде всего на усиление инновационной политики, задающей вектор развитию современному обществу.
Сегодня в целях повышения конкурентоспособности и качества образования на передний план выдвигаются требования введения многообразных форм образовательных технологий, связанных с инновационной деятельностью и обеспечением воспроизводства информационно-коммуникационных связей в образовании, активного включения образовательной системы в социально-экономические процессы общества. Формальное использование стандартов обязательной подготовки будущих специалистов зачастую нивелирует личностно ориентированный аспект. Недостаточность многознания, как известно, вырождается в неспособность мыслить самостоятельно, быть мудрым. Ориентироваться необходимо не только на использование интеллектуальной составляющей. Человек должен быть подготовлен к жизненным ситуациям, а для этого надо знать культурные процессы в их многообразии и в историческом ракурсе. В становлении специалиста особое место принадлежит развитию его духовно-практических качеств.
Огановление человеческого в человеке возможно в творческом коллективе как реальном жизненном пространстве, где закладываются основы и задаются возможности возникновения человеческой (подлинно гуманной) реальности, основанной на нормальном, полноценном развитии сущностных сил человека. Личность профессионала-гуманиста складывается как система различных отношений, в которые он «вписан»: социально-профессиональных, психологических, нравственных, эстетических, коммуникативных. В этом отношении особо хотелось бы отметить необходимость и актуальность разработки норм и принципов профессиональной этики, коммуникативных кодексов.
Болонский процесс и сегментация профессионального образования Bologna process and the segmentation of vocational education
Тумбаева И.Д.
Марийский государственный технический университет, г. Йошкар-Ола E-mail: TumbaevaID@marstu.net
Процессы глобализации современного общества имеют противоречивые последствия: усиливается социокультурная интеграция близких элементов систем разных обществ, действуют центробежные тенденции, актуализируются более узкие социальные идентичности. Один из аспектов глобализации профессионального образования связан с присоединением России к Болонскому процессу. Вхождение в Европейское образовательное пространство подразумевает усиление интеграции высшей школы. Инструментом внутренней интеграции должны стать федеральные образовательные стандарты третьего поколения, основанные на концепции компетентностного подхода. В педагогическом сообществе нет единого понимания содержания компетенций, их значимости в профессиональной подготовке существенно различаются. Распространено критическое мнение о том, что многие учреждения ВПО недостаточно обеспечивают формирование специализированных навыков профессиональной деятельности, однако многие авторы отдают приоритет формированию социальной, коммуникативной, гражданской компетентности студентов. «Гибкому работнику», востребованному современной экономикой, необходимы компетентность социального взаимодействия с коллективом, способность разрешать конфликты, толерантность, компетентность в общении на родном и иностранном языке, компьютерная грамотность. Это означает возрастание значимости функции общей социализации студентов. Принятие концепции осуществления образования как «образовательной услуги» и формирование рынка с ориентацией на специфические запросы потребителей закрепляют существовавшую ранее дифференциацию образовательных учреждений, обеспечивавших разный уровень качества профессиональной подготовки. происходит формирование относительно обособленных сегментов системы образования, которые объективно реализуют не весь комплекс функций профессионального образования. Усиливается сегмент, для которого приоритетны функции общей социализации и формирования статусных групп, а не обеспечение специализированной профессиональной подготовки.
Ценности на пути преобразования педагогической реальности The values on tht way of transformation for pedagogical realty
Фишбейн М.Х.
Приамурский государственный университет им. Шолом-Алейхема, г. Биробиджан
E-mail: kot77bir@mail.ru
Ценности не принуждают, а побуждают к деятельности
В.А. Петровский
Рассмотрим ценности, влияющие на фундаментальные основы подготовки учителей.
Постулировав, что педагогика является наукой позитивной, мы игнорируем взгляды И. Гербарта и К.Д. Ушинского, которые отмечали двойственный характер педагогики. В связи с этим правильнее было бы называть специально организованную в рамках производимых исследований экспериментальную работу - фикспериментом. Как раз методике проведения такого рода исследований и обучают студентов, которые осуществляют их на преддипломных практиках, описывая полученные результаты в своих выпускных квалификационных работах.
Неоднородность социальной структуры общества порождает неоднородность ценностных ориентаций внутри педагогического сообщества, многие члены которого находятся под влиянием широко проникшего в массовое педагогическое сознание культур-марксизма. Противостоять этой разрушительной тенденции можно лишь через целенаправленное формирование личностных ценностей,являющиеся отражением внутренней сущности личности.
Необходимо обращение к ценности педагогической эвристики, основанной не только на постулатах и логике, которые новых знаний не продуцируют, а на интуиции, что позволит лучше понимать, каким образом одно из другого следует.
В последние десятилетия произошел пересмотр ценностных различий между: Я-для-себя и я-для-другого, другой-для-меня, что подменяет ценность человеческой личности, ядром которой является образ «человека в человеке», представлениями более «примитивного самоощущения» (М. Бахтин).