<<
>>

Круглый стол НОВЫЕ ФОРМЫ ФИЛОСОФСКОЙ КУЛЬТУРЫ В РОССИИ И В МИРЕ


Интеллигенция и культура мира Intelligentsia and the culture of peace

Бикбулатова А.Р.

Башкирский государственный университет, г. Уфа E-mail: ar250973@mail.ru

Современное человечество вступило в войну нового типа, признаком которой является исчезновение четких разграничений между специфически военными и мирными средствами.

Война сегодня носит характер комплексного насилия: вооруженного, экономического, ди­пломатического, информационного, психологического. Понятие войны, таким образом, те­ряет свои четкие очертания. Дж.Оруэлл написал: «Война - это мир. Мир - это война» и в этом абсурдность ситуации. Грань между войной и миром стала стираться в мыслях, а зна­чит в делах и поступках. В такой ситуации должны быть люди, способные осмыслить ситуа­цию, сохранить свободу и самостоятельность мысли и укрепить нравственные основания существования человека. Может ли это сделать интеллигенция? Может ли она стать духов­ной силой, способной сопротивляться нарастанию насилия? Интеллигенция как слой твор­ческих людей, участвующий в создании и осмыслении культурных ценностей, задает опре­деленные модели поведения и стереотипы мышления. Онтологическая сущность интелли­генции - это постоянное саморазвитие, борьба, стремление превзойти себя (И.Г.Фихте). Ин­теллектуальные и нравственные силы интеллигенции могут быть направлены на различные цели. Политизируясь, интеллигенция может стать идеологом революции и насилия, а может встать во главе движение за мирное сосуществования. Интеллигенция ассоциируется с про­тестом против власти, оппозиционностью. К сожалению, политизируясь, интеллигенция те­ряет независимость мысли и должна выбирать политическую сторону и идейно «обслужи­вать» ее. Культура мира, а не политика мира - наиболее приемлемое поле деятельности ин­теллигенции. Культура мира предполагает сохранение и развитие многообразия культур, нахождение оснований для их диалога, взаимообогащения и мирного существования. Война - это ненависть, развращение, разрушение, гибель, начиная с личности, заканчивая уровнем всего человечества. В этом случае именно философский склад интеллигентного размышле­ния и понимания способен раскрыть и донести смысл мира.

<< | >>
Источник: VI Российский философский конгресс. Философия в современном мире: диалог мировоззрений. Материалы (Нижний Новгород, 27-30 июня 2012 г.). Том III. 2012

Еще по теме Круглый стол НОВЫЕ ФОРМЫ ФИЛОСОФСКОЙ КУЛЬТУРЫ В РОССИИ И В МИРЕ:

  1. § 6. Диалектико-материалистический детерминизм: причинность, необходимость и случайность в процессе развития. Форма и содержание. Возможность и действительность
  2. К теме 17. Правосознание и правовая культура
  3. Общество с множественностью культур или возвращение нации?
  4. Красовский В. Е Роман‑эпопея «Война и мир»
  5. § 3. Россия в обновляющейся структуре социальности
  6. КАТЕГОРИЯ КУЛЬТУРЫ И КАТЕГОРИЯ ОБЩЕСТВЕННОЭКОНОМИЧЕСКОЙ ФОРМАЦИИ
  7. Круглый стол НОВЫЕ ФОРМЫ ФИЛОСОФСКОЙ КУЛЬТУРЫ В РОССИИ И В МИРЕ
  8. Круглый стол РЕГИОНАЛЬНЫЙ РАКУРС ГЛОБАЛЬНОГО МИРОУСТРОЙСТВА
  9. Круглый стол РИСКИ И ГЛОБАЛИЗАЦИЯ: РОССИЙСКИЙ ПРОЕКТ
  10. Круглый стол СВОБОДНАЯ ФИЛОСОФИЯ. СОЗИДАНИЕ ЧЕЛОВЕЧНОГО ОБЩЕСТВА
  11. Круглый стол СРАВНИТЕЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ
  12. Круглый стол ФИЛОСОФИЯ КАК СОЦИАЛЬНАЯ НАУКА: НА ПУТИ К ЭНЦИКЛОПЕДИИ СОЦИАЛЬНЫХ НАУК
  13. Круглый стол ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ: УРОКИ ДЕСЯТИЛЕТИЯ РОССИЙСКИХ РЕФОРМ
  14. Круглый стол ФИЛОСОФИЯ РОССИЙСКОЙ КОЛЛЕКТИВНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ И ПАМЯТИ
  15. Круглый стол ФИЛОСОФИЯ СОВРЕМЕННЫХ СОЦИАЛЬНЫХ КОММУНИКАЦИЙ