<<
>>

Круглый стол ДИЛЕММА МЕЖДУ ИСКУССТВЕННЫМ И ЕСТЕСТВЕННЫМ В СУЩЕСТВОВАНИИ ЧЕЛОВЕКА

Безнравственность в современном мире, как угроза биологическому существованию человека Immorality in the modern world, as threat to biological existence of the person

Артемова В.Г.

Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского, г. Нижний Новгород

E-mail: Lasti-nn@yandex.ru

В сегодняшнем мире есть такие явления, которые вызывают крайнюю озабоченность и свидетельствуют о том, что мы живем действительно в новом мире, резко отличающемся не только от девятнадцатого, но и двадцатого века.

Можно говорить о новом мире, не только в его технологическом, информационном измерении, но и его новизне в этическом проявле­нии.

Современное общество столкнулось с такими масштабными проявлениями человеческих пороков, которые угрожают самому существованию человеческого рода. К ним относится алкоголизм, наркомания, педофилия, однополые браки, жестокость по отношению к друг другу и прежде всего в семье и т.д. Все они воспринимаются многими людьми как проявле­ние безнравственности и биологической противоестественности поступков человека.

К числу факторов, несущих угрозу существования человека как рода, следует отнести и такие технические достижения как эвтаназия, клонирование, суррогатное материнство и т.д.

Названные проблемы носят дискуссионный характер и не имеют однозначного решения, но все они относятся к проблеме естественного и искусственного в человеке. Проблема эта стара как мир, но угроза утери биологических основ человеческого существования сегодня остра как никогда.

Телесность городского человека Embodiment of a sity dweller

Барковская А.Ю.

Волгоградский государственный архитектурно-строительный университет, г. Волгоград

E-mail: anna_bark@mail.ru

Современная урбанизация характеризуется все более широким распространением город­ского образа жизни, городской культуры и формированием нового типа горожанина как имеющего специфические телесные характеристики.

Телесность городского человека является результатом процесса личностного развития в социокультурном пространстве города и выражает его культурную, индивидуально­психологическую и смысловую составляющие.

Все большее количество исследователей отмечают не только изменение человеческой те­лесности, ее уклон к искусственности и рост необходимости техносферного вмешательства для сохранения здоровья и жизни человека, но и наличие трансформаций на интеллектуаль­но-эмоциональном уровне, что позволяет говорить о процессе формирования биотехносоци- ального существа в человеческом облике, причем наиболее заметен этот процесс именно в урбанизированной среде.

Человеческая телесность подвергается воздействию городской среды пассивно, в том смысле, что человек не всегда может в полной мере спрогнозировать, оценить и предотвра­тить это воздействие. На современном этапе городской человек подвергает изменению свою телесность и активно, в соответствии с тем, как требует того город как культурный феномен, удовлетворяя, упорядочивая и организуя телесные потребности. Изменения происходят во всех областях проявления телесности горожанина: внешний облик, питание, забота о здоро­вье и образовании, продолжительность и образ жизни, появление новых стереотипов телес­ного сознания и телесных практик, и даже сама смерть. Тело перестает быть организмом, а становится порождением цивилизации, оно является знаково-символической системой и при этом биомашиной, процесс усовершенствования которой не имеет пределов, и предполагает использование преобразованных природных или искусственных органов, достижений нейрофармакологии в манипулировании эмоциями и поведением, генной инженерии в изме­нении природы человека, и не только по медицинским показаниям, но и по социальным со­ображениям.

Взрослый конструктор: телесность как объект манипуляции Adult Designer: corporeality as object manipulation

Беляров В.В.

Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, г. Нижний Новгород

E-mail: belyarov-valerii@mail.ru

Вниманию предлагается рассуждение о генезисе манипуляций телесностью как объектом в связи с проблемой сочетаемости искусственного и естественного. Различая объект и ре­альное, полагаем следующее. Возможность манипулирования телесностью как объектом могла появиться лишь у существа, какому довелость, во-первых, получить способность к воображению, и главное, способность представить себе смерть. Без этого исходного условия такая манипуляция исключается. И первое, и второе можно записать только на счет челове­ческого. И.-Г. Гердер декларировал, что человек был сотворен для того, чтобы желать бес­смертия. И более справедливо, чем эта телеологическая мысль, мнение Ф. Ницше, что нельзя установить истинную ценность жизни. Но, чтобы желать бессмертия, нужно, по крайней мере, допускать смерть, и поэтому знать, что жизнь вообще аксиологична. Животному ко­нечность существования неведома. Лягушка до последнего бьется в клюве цапли не потому, что боится смерти, а наоборот, что осознание последней ей недоступно. Домашняя овчарка тоже заряжена только на жизнь: она чахнет не потому, что прониклась смертью хозяина, а потому, что он отсутствует и не уделяет ей внимания. Таким образом, мы приходим к отли­чию любых операций с плотью как вещностью - человека ли, животного ли (включая генную инженерию и пр.) - от манипуляций с телесностью как объектом. Первое в принципе воз­можно и без понятия о смертности, второе - нет. Доклад содержит предположение причины и рассуждение о механизме обретения смертности, поскольку без последнего была бы не­возможна никакая манипуляция телесностью как объектом. Основную причину такого зоо­логического коллапса автор видит в антропофагии первых людей.

Философская антропология и «искусственный человек» Philosophical anthropology and “artificial man”

Говорунов А.В.

Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург E-mail: agovorunov@rambler.ru

Философская антропология как задача формирования единого дискурса о человеке воз­никает из осознания того обстоятельства, что существует несколько фундаментальных дис­курсов о человеке. Причем совершенно очевидно, что каждый из этих дискурсов в свое вре­мя доминировал, но в итоге потерпел неудачу в попытке мировоззренческой монополии.

Каждый раз попытки строить единую науку о человеке предпринимаются на методоло­гических основаниях какого-то одного из основных антропологических дискурсов — гума­нитарного или естественнонаучного (религиозный дискурс менее влиятелен). Но в итоге каждый раз наталкиваются на невозможность обеспечить полноту понимания человека и не получают признания у оппонирующего дискурса.

На наш взгляд, задача создания единого дискурса о человеке не может быть решена до­минированием какого-то одного дискурса и попытками дополнить его данными альтерна­тивных дискурсов — в силу их глубокой мировоззренческой несовместимости.

Выход может быть найден в поиске общей зоне их пересечения. Для всех основных ан­тропологических дискурсов такой точкой пересечения выступает идея преодоления челове­ческого, понимание человека как некой переходной ступени: обожения в христианстве, сверхчеловека в гуманитарном знании и постчеловека в естествознании и технике. В этой ситуации философская антропология и выступает как форма осознания принципиальной возможности изменения фундаментальных констант, которые прежде связывали с челове­ком как конечным существом.

Наиболее остро эта проблема стоит в естествознании — в биотехнологиях, когда появля­ется принципиальная возможность для человека избавиться от своей дуальности, соотноше­ния «фюзической» и сформированной самих человеком «искусственной» части. Тот гори­зонт, который предлагают биотехнологии — это появление действительно монистического существа, который в полной мере создает себя сам.

Вопрос, который при этом возникает — хорошо ли быть человеком и насколько привле­кательно перестать им быть?

Традиция как способ трансляции опыта рода Traditions as mechanisms of transmission of generation experience

Дробовцева С.В.

Нижегородский государственный университет им.Н.И.Лобачевского, г. Нижний Новгород

E-mail: alata@list.ru

Духовные традиции представляют собой особые культурные феномены. Основной функ­цией традиции является ее способность аккумулировать и транслировать знания и опыт, ха­рактерные для определенного времени и конкретной этнической группы.

Любое сообщество всегда было заинтересовано в том, чтобы сохранить и передать накопленный родовой опыт наиболее полно. Для этого часть сообществ опиралась на то «естественное», что присутствовало в человеке и делало его неотъемлемой частью «живого» мира. Например, у североамериканских индейцев существовал обряд инициации, называе­мый «Поиск видений», который вводил подрастающего члена племени во взрослую группу и являлся определяющей точкой, указывающей на то, какое поло-жение займет данный че­ловек в своей группе. Ритуал проходил в «естественных» условиях, на природе. Важным было то, что происходило вокруг человека - любое движение ветки или появления зверя являлось «знаком», который посылали высшие силы или духи-покровители. Считалось, что «видение» указывает, каково его предназначение в этой жизни, и какую роль он должен вы­полнять, чтобы приносить пользу своему племени. Получалось, что человек занимал ту со­циальную нишу, которую, по сути, «указала» естественная природная среда.

Определенная часть сообществ, напротив, нередко вносила в процесс передачи опыта от предшественников к последователям большую долю «искусственного», что характерно, например, для традиций религиозных, особенно догматизированных. Такие традиции опи­раются на большое количество символических форм, сконструированных людьми с целью фиксации и трансляции социально значимой информации, представлений, религиозного опыта, идей.

Естественное и искусственное: особенности взаимодействия Natural and artificial: the peculiarities of interaction

Исакова Н.В.

Кубанский государственный аграрный университет, г. Краснодар E-mail: natalya-isakova@bk.ru

С момента создания первобытным человеком первых орудий труда был заложен фунда­мент несокрушимой конструкции под названием искусственная реальность. Единожды начав изменять окружающий мир, человек не смог остановится в своей преобразующей дея­тельности, которая всегда подпитывалась стремлением к новизне, творческой активностью, любознательностью. По мере развития человеческой цивилизации, степень взаимодействия и взаимовлияния естественной реальности и искусственной возрастает. Возрастает и фило­софский интерес к осмыслению этой дилеммы.

В современной нам техногенной цивилизации традиционное толкование «естественно­го», как возникшего, существующего по природе и «искусственного», как его производного, существенно дополняется, приобретая новые интерпретации, заставляя существенно раздви­нуть границы этих понятий. Если раньше человек создавал искусственную реальность, трансформируя, прежде всего, внешнюю среду, то теперь в этой сфере влияния оказался и он сам. Искусственные органы и искусственная внешность, искусственное оплодотворение и искусственное прерывание (сохранение) жизни, искусственный интеллект и искусственная (виртуальная) реальность - всё это стало нормой сегодняшнего дня. Более того - приобрело особый онтологический и аксиологический статус, в рамках которого происходит переори­ентация человеческих потребностей от естественных, простых и здоровых к более сложным, искусственным. С одной стороны, подобная тенденция является закономерным этапом раз­вития искусственной реальности, в частности, таких её составляющих как наука и техника, и оценивать её в категориях «хорошо» или «плохо» бессмысленно. С другой стороны, мы ста­ли свидетелями последствий многовекового бездумного преобразования природы, где не всегда алчность и корысть являются доминирующими мотивами. Даже благородные цели, направленные на улучшение качества среды обитания и жизни человека, могут иметь ката­строфические последствия.

Культура и антикультура: полярности социализации человека Culture and anti-culture:polarization of personal socialization

Орлова З.Н.

Нижегородский государственный университет им.Н.И.Лобачевского, г. Нижний Новгород

E-mail: tarabrin.86@mail.ru

Известная фраза человеком не рождаются, человеком становятся указывает на то, что для того, чтобы из «кандидата в человека» перерасти в человека, ему необходимо пройти про­цесс социализации; процесс вхождения в человеческое сообщество, процесс становления личности. Как мы знаем, процесс социализации включает в себя три этапа: идентификация, индивидуализация и персонализация. Безусловно, человек продвигается по всем этапам од­новременно: меняется лишь в зависимости от возраста интенсивность движения. На каждом из этих этапов действуют два элемента: человек и социальная среда, в которой он находится.

На этапе идентификации человеческое сообщество должно транслировать новорожден­ному информацию о том, что он - человек! И младенец эту информацию должен усвоить, понять и принять все формы деятельности именно человека. Этап индивидуализации не ме­нее ответственен - общество передает индивидууму всё накопленное им достояние: способы деятельности, системы ценностей, межличностные связи, общественные отношения, знания. Современный человек, не имея возможности быть энциклопедистом, активно выбирает для себя наиболее интересные профессиональные сферы деятельности, дополняя их деятельно­стью по интересам в других (одной-двух видах творчества). Этап персонализации требует от человека активной позиции, реализации своих созидательных творческих талантов на пользу общества.

В данном случае вывод напрашивается сам собой: если социализация человека (на всех трех этапах) будет осуществляться в культурной (по преимуществу) среде: транслироваться будут культурные образцы, аккумулироваться они же, реализовывать себя человек будет как личность культуры - культурный потенциал общества, скорее всего, станет увеличиваться. В противном случае - процесс вандализации культуры, увеличение антикультурного поля в социуме не заставит себя ждать.

Мифология трансгуманизма: от индивида к обществу The transhumanism mythology: from the individual to a society

Тихонова С.В., Андриянова Е.А.

Саратовская государственная юридическая академия, г. Саратов Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского, г. Саратов

E-mail: segedasv@yandex.ru

Трансгуманизм является сегодня наиболее значимым среди трендов общественного со­знания, отражающих влияние научно-технического прогресса на социальную реальность с точки зрения обоснованных теоретических позиций. Философия трансгуманизма формиру­ется преимущественно на платформе естественно-научных знаний, в рамках разработки но­вых высоких технологий и содержит как модели применения таких технологий, так и версии их социальных последствий. Основной блок трансгуманистических работ (М.Мор, Н. Бостром, Ф.М. Эсфендиари, М. Мински и др.) сопряжен с англоязычной традицией. В Рос­сии идеи трансгуманизма большого распространения пока не получили, но с учетом процес­сов глобализации и технологического развития можно предположить их скорую рецепцию.

Главной целью трансгуманизма является безграничное совершенствование человека на основе технологических достижений. Трансгуманисты прогнозируют непрерывное ускоре­ние научно-технического прогресса, которое к середине XXI века позволит создать постче­ловека. Способности постчеловека будут принципиально отличаться от способностей со­временных людей: прямые интерфейсы компьютер-мозг, киберпротезы и применение ген­ной инженерии обеспечат человечеству новый мозг и новой тело. Если технологии такого рода прогнозируемы, то пути и характер их распространения через социальные барьеры по­ка остаются туманными. Различные течения в рамках трансгуманизма предлагают разные версии описания грядущих социальных систем, однако для всех них характерна идея авто­эволюции - сознательного, управляемого развития человека и общества.

Основная рефлексия проблемы трансформации социальной реальности в результате по­явления постлюдей осуществляется в контексте художественной культуры, от киберпанка до философских романов М. Уэльбека, порождая массовую циркуляцию трансгуманистических мифов в глобальной медиасреде.

Интернет и проблема человеческой субъектности в информационном обществе Internet and the problem of human subjectness in the knowledge society

Фейгельман А. М.

Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского, г. Нижний Новгород

E-mail: artf1986@gmail.com

Сегодня вряд ли найдётся феномен более влиятельный, чем «всемирная паутина». Для многих людей повседневность, работа, учёба, творчество, общение уже плохо представимы без сети. Последняя, без преувеличения, входит в «жизненный мир» современного человека и структурирует его по своему образу и подобию.

Более того, интернет меняет наше представление о пространстве и времени, формирует новое видение реальности. Недаром исследователи сравнивают социокультурное влияние сети с теми революционными изменениями, которые повлекло за собой изобретение печат­ного станка или парового двигателя.

С одной стороны, положительное влияние интернета на нашу жизнь очевидно. Напри­мер, электронные библиотеки, оцифрованные архивы, интернет-СМИ - всё это облегчает доступ к информации, способствует росту научного знания и демократизирует (са- мо)образование.

С точки зрения демократизации общественной жизни особого упоминания заслуживают социальные сети. Именно здесь, порой достаточно спонтанно, формируется позиция граж­данского общества - часто в обход властных структур и правящей бюрократии. Сеть с её полифонией точек зрений, смыслов и идей способствует формированию особого рода соци­альной коммуникации, которую Ю. Хабермас назвал «делиберативной политикой».

В то же время интернет нередко служит инструментом навязывания бездумного, потре­бительского отношения к жизни, выступая союзником и проводником массовой культуры. Становясь заложником бесконечной коммуникации и развлечений, которыми полнится сеть, человек погружается в «неподлинное существование» (в терминологии Хайдеггера), его ин­дивидуальность беднеет и усредняется. Очевидно, что такой человек становится объектом политических, коммерческих и прочих манипуляций. Поэтому сегодня интернет не только расширяет возможности человека, но и по-новому ставит перед ним проблему сохранения собственной субъектности и свободы.

<< | >>
Источник: VI Российский философский конгресс. Философия в современном мире: диалог мировоззрений. Материалы (Нижний Новгород, 27-30 июня 2012 г.). Том III. 2012

Еще по теме Круглый стол ДИЛЕММА МЕЖДУ ИСКУССТВЕННЫМ И ЕСТЕСТВЕННЫМ В СУЩЕСТВОВАНИИ ЧЕЛОВЕКА:

  1. ФАУСТОВСКОЕ И АПОЛЛОНОВСКОЕ ПОЗНАНИЕ ПРИРОДЫ
  2.   §3. Внешние и внутренние факторы изменения политики Вашингтона в АТР.  
  3. ПРОБЛЕМА СООТНОШЕНИЯ МЫШЛЕНИЯ И ЯЗЫКА В ТРУДАХ Г. В. ЛЕЙБНИЦА, И. КАНТА, Ф. В. ШЕЛЛИНГА И Г. ФРЕГЕ 
  4. Знание как сознательный феномен Катречко С.Л.
  5. 6. ЧТО ОСТАЕТСЯ ОТ ФИЛОСОФИИ?
  6. Введение
  7. Содержание
  8. Круглый стол ДИЛЕММА МЕЖДУ ИСКУССТВЕННЫМ И ЕСТЕСТВЕННЫМ В СУЩЕСТВОВАНИИ ЧЕЛОВЕКА
  9. В предыдущей главе речь шла о словах all ‘все’ и some ‘некоторые’.
  10. ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЯЗЫКА