«Царство милости» (The kingdom of grace): Виргиния Джона Донна.
Колониальные идеи, зарождающаяся идеология экспансии во времена
Якова I находит свое отражение в еще одном, очень интересном типе источников: памфлетах религиозного содержания и проповедях.
Последние представляют особый интерес, позволяя проследить, какие теоретические конструкции, связанные со Священным Писанием, легли в основу последующей доктрины пропагандистов экспансии в Новый Свет, в том числе пуритан в Северной Америке. Эти произведения создавались представителями различных течений религиозной мысли, среди которых были выдающиеся интеллектуалы эпохи. Одним из проповедников, имевших отношение к деятельности Виргинской компании, был и Джон Донн, уже упоминавшийся известный литератор, мастер метафорической поэзии. В свои поздние годы Донн – один из известнейших мыслителей Англии, он становится священником, и занимает посты духовника Якова I и Карла I, настоятеля собора св. Павла.В этом новом качестве Донн проявляет еще большой интерес к колониальным предприятиям, к началу 1620-х он становится одним из активнейших членов, фактически духовным лидером Виргинской компании.
1040 К 1620г. Р.Уитборн ( R. Whitbourne) адресовал Якову «A Discourse and Discovery of New-Found-Land», – как и в случае с Новой Англии у Смита, автор также делал акцент на развитии рыбного промысла, призывая создавать в этом регионе не зимовки, а постоянные поселения, которые к тому же могли бы служить базами для военных кораблей и дальнейших экспедиций
Количество работ Донна-священника значительно1041, и в ряде из них встречаются прямые отсылки к колонизации Америки, образу Нового Света как выражению нового, божественного, мира. Но наибольшее значение для нас имеет проповедь Донна, относящаяся к судьбоносному для компании 1622 году. 13 ноября Донн прочел ее в Лондоне перед участниками и пайщиками компании.
Этот текст подводит своеобразный итог его усилиям в прежние годы и является, фактически, единственным целостным программным произведением, которое позволяет реконструировать его взгляды как духовного лица на освоение Виргинии. В данном аспекте творчество Донна, вообще долгое время мало изучавшееся1042, не рассматривалось. Проповедь к Виргинской Компании анализировалась в контексте духовного наследия Донна (упор делался на толкование образов и, реже, на использованные автором художественные средства), но практически не подвергалась анализу в связи с конкретной обстановкой, в которой она появилась, деятельностью Донна в Виргинской компании, трудами других интеллектуалов-пропагандистов колониальных идей1043.Донн строит все произведение традиционно – приводит цитату из
Евангелия, которую сопровождает дальнейшими рассуждениями1044, стремясь заинтересовать современную ему публику. Для Виргинской компании он выбрал 8 стих первой главы Деяний: «But ye shall receive power, after that the
1041 Всего перу Донна принадлежит 160 проповедей, опубликованных, в отличие от поэзии, прижизненно или вскоре после смерти (издания 1640, 1649, 1661 гг.). В основном, все они являются комментированием отдельных стихов Священного писания, немногие приурочены к отдельным событиям или датам. Несколько особняком стоит комплекс «медитаций, увещеваний и молитв» Devotions upon Emergent occasions («Обращения к Господу в час нужды и бедствий») – один из сильнейших трудов Донна-проповедника, написанный им в 1624 г. вскоре после тяжелой болезни и сразу же ставший очень популярным. Обычно его публикуют вместе с последней проповедью Донна Death Duel («Схватка с судьбой»). См.: Донн Д. По ком звонит колокол. М., 2004. 1042 Хотя современники и потомки Донна ценили в нем не только проповедника, но и поэта, подлинное открытие специфики стиля Донна произошло только в XX веке. Хотя первая работа, посвященная влиянию на творчество поэта традиций метафизики, неоплатонизма, алхимии появилась в 1917 г., реальное изучение
основных приемов, объяснение образов, – «понимание» Донна – с точки зрения А.В.Нестерова, началось только в 1970-е гг.
Основные работы о Донне: Bald R. John Donne. A Life. L., 1970; Parker D. John Donne and his world. L., 1975; Stubbs J. John Donne: The Reformed Soul. N.Y, 2008. Среди отечественных специалистов нужно назвать Г.М.Кружкова (см., например, Донн Д. Алхимия любви. М., 2005); замечательные переводы и исследования А.В.Нестерова.1043 Так, Хаклюйт, тоже бывший духовным лицом (закончил карьеру настоятелем Вестминстера) участвовал в деятельности Виргинской компании, и не только средствами, – до Донна, он некоторое время занимал пост
капеллана компании и также планировал отправиться в Новый Свет.
1044 Patrige A.C. John Donne: Language and Style. L., 1978. P . 209.
Holy Ghost is come upon you, and ye shall be witnesses unto me both in Jerusalem, and in all Judea, and in Samaria, and unto the uttermost part of the earth»1045 (В Синодальном переводе: «Но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли»). Фактически, в течение всей проповеди автор опирается на эти строки, время от времени приводя еще 3-4 цитаты из Деяний и Апокалипсиса. Из Ветхого Завета Донн эпизодически заимствует некоторые образы и примеры из истории избранного народа.
Прежде всего, Донн стремится обосновать, почему взятая им цитата актуальна для его слушателей. Используя известный 8 стих первой главы Апокалипсиса, Донн утверждает, что слова Господа, что он «есмь Альфа и Омега, начало и конец», обращены не только к Иоанну, но и жителям Лондона XVII века: «These words, which he spoke in the east, belong to us, who are to glorify him in the west»1046. Донн также пытается как бы минимизировать временной разрыв между современниками и апостолами, интересным образом интерпретируя предлог but, самый важный, с его точки зрения, элемент цитаты на данном этапе его рассуждений1047. Это «но», по его мнению, означает, что сказанное некогда Иисусом, явившимся своим ученикам, просто не могло быть осуществлено ими тогда, но должно быть выполнено после1048.
Естественно, слушателей, представителей компании, Донн стремится подвести к весьма лестной мысли, что это именно им надлежит слава стать свидетелями (witnesses) Христа. Хотя напрямую таких смелых высказываний проповедник себе не позволяет, к этой мысли он неоднократно возвращается на протяжении проповеди.1045Donne J. A Sermon upon the VIII verse of the I chapter of the acts of the Apostles. L., 1622. P. 1.
1046 Ibid., P. 4.
1047 «The first word, but, is the but, that all the rest shoots at». Donne J. A Sermon… P. 5.
1048 Здесь Донн использует часто повторяемый проповедниками прием экстраполяции элементов рассказа из Евангелия на современную обстановку, не только сближая слушателей с временами Христа, но и находя в поступках и словах древних конкретные советы и руководства к действию для современников, скрепленные авторитетом Святого Писания. Однако специфика проповеди Донна заключается не только в невероятно
сильном воздействии на читателя, она во многом несет на в себе основные его поэзии: прежде всего небывалое количество оригинально употребляемых метафор, частое использование натурфилософских образов. Patrige
A.C. John Donne: Language and Style. P. 211.
Все дальнейшее рассуждение Донна, выстроенное на основе цитируемого им фрагмента, опирается на оригинально интерпретируемую концепцию трех царств1049. Первое царство у Донна – Regnum Potentiae, The kingdom of Power («царство силы»), связываемое с именем Бога-Отца. Это царство, существовавшее раньше. Вторым Донн называет Regnum Gloriae, The Kingdom of Glory («царство славы»), которое является царством Бога-Сына. Оно настанет после, именно его обретут свидетели Христа. Третье же царство в трактовке Донна значительно отличается от первых двух. Это царство Святого Духа, то самое Regnum Gratiae, The kingdom of grace, то есть «Царство милости». Именно оно у Донна служит связующим звеном между царством Отца и царством Сына. Сущность этого третьего царства, в отличие от двух первых1050, у Донна четко не определена.
Однако его роль крайне велика: Святой Дух как бы подхватывает души, спасенные от язычества (gentile) силой Бога-Отца и готовит их к царству Славы, дарует им знания о нем1051. Главная мысль, которую старается донести до слушателей проповедник, ясна: они должны искать именно это царство Милости, ибо оно и ведет в царствие Сына, то есть на небеса. Пока что Донн не раскрывает слушателю, что же подразумевается под этим царством. Складывается впечатление, что это или некая абстракция, возможно, состояние души, которое нужно обрести, чтобы подготовить себя к царству Сына, или же вполне конкретная земля, в которой если и нельзя построить это царство Милости в конкретных границах (ведь оно, напомним, не от мира сего), то можно реализовать его внутри себя. Под этой землей Донн и предполагает Виргиниию.Он старается вкратце объяснить слушателям, как нужно правильно понимать, что же такое это царство Милости, и, соответственно, каким образом нужно правильно его искать, чтобы потом с его помощью войти в царство
1049 Donne J. A Sermon… P. 10-11.
1050 Царство Силы, по Донну «спасает», царство Славы же находится на Небесах. Донн может показаться несколько противоречивым, так как пишет, что оба они, в отличие от Царства Милости, понятия абстрактного, находятся «in this world, but yet neither of them are of this world». Donne J. A Sermon… P. 11. В данном случае
категория места для всех трех царств не важна, главное – их временная последовательность.
1051 Donne J. A Sermon… P. 11.
небесное. Донн приводит три возможные трактовки царства Милости, которые знает история, настаивая, что все из них – ложны. Первая трактовка, согласно Донну, ведет свое начало от апостолов, ожидавших, что Господь уже в недалеком времени после смерти Сына явит свою благодать, и дарует царство его ученикам. Эту надежду выражает цитируемый Донном седьмой стих первой главы Деяний: «Wilt Thou at this time restore the kingdom?»1052 – обращаются апостолы к явившемуся им Христу.
Донн подчеркивает, что Христос отвечает вопрошающим отказом, царство не будет восстановлено сейчас, и никто их живущих не может и не должен знать когда. Этот момент мог бы показаться не столь важным, если бы не получил у автора явной политической окраски. Донн в нескольких местах проповеди упоминает католиков (полемика с которыми занимала важное место в его жизни1053). Здесь же он критикует их напрямую: папы римские, главы католического мира, с его точки зрения, продолжают заблуждения апостолов, тщетно уповая на то, что царство будет восстановлено именно как вполне конкретное государство (temporal kingdom1054). Папы, согласно Донну, надеются на то, что будут играть особую роль в этом вполне земном королевстве, подобно апостолам, уже при жизни Иисуса задававшихся прагматичным, с точки зрения проповедника, вопросом о том, «кто больше в Царстве Небесном?» (Мф 18:1). Таким образом, Донн критикует и вполне реальную политику папского престола того времени, стремившегося к признанию авторитета – духовного и светского – во всем христианском мире.Вторым вариантом неправильной интерпретации слов Спасителя Донн называет кощунственную для него надежду Иудеев на восстановление земной империи во главе с избранным народом (the imperial kingdom of the Jews1055).
1052 «Они, сойдясь, cпрашивали его: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю». Русский перевод, как и английский, акцентирует внимание на том, что это царство ожидалось апостолами здесь и сейчас
– глагол «восстановляешь» стоит в настоящем времени.
1053 Донну принадлежит два трактата, в которых он последовательно критикует католиков: Pseudomartyr (Псевдомученник) и полный сатиры Ignatius his Conclave (Игнатий и его совещание), в котором карикатурно изображенный основатель ордена иезуитов помещен автором в Ад, потом отправлен на Луну и т.д. Обе работы, написанные в 1610-12 гг., и отличающиеся характерными для Донна многочисленными образами и
сравнениями, получили широкое распространение во всей Европе, и были положительно оценены Яковом I.
1054 Donne J. A Sermon… P. 11.
1055 Ibid. P. 15.
Возможно, под этим термином он предполагал как конкретное государство Иудеев как религиозной и этнической общности, так и вообще идею воплощения царства Божьего в любом государстве, навязывающем остальному миру свое господство – слушателям Донна не нужно было объяснять, что речь идет, прежде всего, об Испании.
Наконец, ложно, с точки зрения Донна, и представление о воплощении Царства Милости на земле – речь идет об идее тысячелетнего царства небесного, которое настанет после шести тысяч лет страданий, и будет служить преддверием Царства Сына. Донн доказывает (критикуя, по его словам, взгляды раннего Августина), что данная позиция противоречит словам Евангелия, так как и подобное тысячелетнее царство будет являться вполне конкретным, земным королевством – temporal kingdom. Согласно же Донну, Христос неоднократно говорил апостолом: «Stop there, a kingdom you must not have». Таким образом, Донн подводит слушателей к мысли, что все предполагавшиеся ранее концепции обретения царства Милости на земле были неосуществимы и неправильны.
Однако это не означает, что цель недостижима. Донн обращается к вполне конкретной публике: купцам, дворянам, предпринимателям Виргинской компании. Ему нужно заинтересовать их, постараться связать их деятельность с событиями и словами апостольских времен, ввести теоретические построения в конкретный политический контекст своего времени, чтобы проповедь не казалась оторванной от жизни1056. Автору удается это сделать путем сложных, и порой не совсем очевидных, особенно для современного читателя, примеров и метафор (для проповедника важнее была выразительность и сила воздействия на аудиторию). Донн использует уже упомянутый прием своеобразного совмещения двух реальностей, не имплицитно, но настойчиво доказывая, что данные в Евангелии апостолам истины имеют прямое отношение к
1056 Многие проповеди Донна ценятся именно за эту порой скрытую, но очевидную для слушателей связь с реальными событиями и лицами.
деятельности его современников, и потому руководствоваться можно и нужно словами непосредственно самого Христа.
Так, Донн перечисляет четыре известных случая нисхождения Святого Духа к верующим (упомянуты в Деяниях1057). Донн доказывает, что за исключением случая на Пятидесятницу, очевидно, что Святой Дух нисходил не только на апостолов, но и на всех слушающих, то есть на всю общину верующих. Для Донна этот пример важен не только потому, что в очередной раз позволяет бросить камень в сторону пап и католиков1058 (заблуждающихся в своей апостольской миссии), но и тем, что позволяет расширительно трактовать восьмую строку первой главы Деяний. Нести слово Господа «в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» должны были не только сами апостолы, а, скорее, община верующих как определенная корпорация – подобно Виргинской компании.
Конечно, даже Донну было не под силу отыскать в Новом Завете прямые указания на будущую мессианскую роль англичан. Однако он находит выход, утверждая, что самое главное – не стремиться узнать, когда придет время: Non est vestrum nosse tempora (It belongs not to us to know God‘s time)1059. Усиливая эффект, Донн несколько раз на протяжении проповеди повторяет эти слова, основанные на ответе Христа апостолам1060. Даже Сын, подчеркивает Донн, как человек, не знал, когда будет восстановлено Царство, хотя он знал больше всех на свете1061. Потому и слушатели, внимающие Донну теперь, не должны задаваться этим вопросом. Только Господу известно, – восклицает Донн, –
1057 При наступлении дня Пятидесятницы (Деян 2:2-4), при молении за арестованных Петра и Иоанна (Деян 4:31), во время молитвы Петра в доме Корнилия (Деян 10:44), и, наконец, когда Павел крестил жителей Эфеса (Деян 19:6).
1058 Критика римской церкви проходит через все творчество Донна. Кроме прозаических трактатов, католики неоднократно становились жертвами тонкой и меткой сатиры Донна-поэта:
«Будь это горсть испанских золотых, Бродяг отъявленных, проныр лихих,
Без промаха стреляющих пистолей, Заряженных папистов злою волей». Донн Д. Избранное. М., 1994. С. 42. 1059 Donne J. A Sermon… P. 16.
1060 It is not yours to know the time (Не ваше дело знать времена и сроки, которые Отец положил в своей власти; Деян 1:7).
1061 Donne J. A Sermon… P. 16.
когда придет время обрести царство Милости: «Whatsoever God will do, man must not appoint him his time»1062. Все, что нужно его слушателям – обрести терпение, перестать торопить события1063, ведь когда придет время, они сами об этом узнают (You that have grace to overcome temptation though the temptation remains). Тех же, кто вожделеет с «назойливостью попрошаек» (importunity of beggars), Донн успокаивает примерами из Ветхого Завета, из истории иудеев:
Бог всегда выполнял обещанное своему народу, пускай порой приходилось ждать сотни и тысячи лет до исполнения пророчеств.
Но самое интересное у Донна, это его представление о том, где же следует предпринимать усилия тем, кто наконец «обретет силу» и станет «свидетелями Христа». Донн объясняет членам Виргинской компании продолжение очень удачно выбранной им восьмой строфы: «И будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли». Иерусалим в его проповеди сравнивается с Лондоном, Иудея – со всей Англией: именно здесь, на родине необходимо заинтересованным в предприятии начинать свою деятельность, пропагандируя освоение Америки. Однако Донн идет дальше этого, он сравнивает Самарию, некогда противостоявшую Иудее, с католическим миром. И подобно тому, как Христос, говорит Донн, некогда заповедовал ученикам ходить в те земли, куда они все равно туда отправились, и англичанам надлежит не отказываться полностью от контактов с Испанией, но постараться заставить «папистов» отречься от заблуждений, в которых они пребывают с апостольских времен. Но самая главная задача – это, конечно,
нести слово Господа1064 дальше, за пределы Европы – в те земли, где «не знают
1062 Ibid. P. 13-14. Творчество Донна, и поэта, и проповедника, отличается подобной патетичностью высказываний, возвышенностью аллегорий. Whatsoever God will do, man must not – типично Донновский императив, вспомним его знаменитую фразу из «Devotions…»: «Никогда не посылай узнать, по ком звонит колокол: он звонит по тебе… Нет человека, который был бы как Остров, сам по себе, каждый человек есть часть Материка, часть Суши». Донн Джон. По ком звонит колокол. М., 2004. С. 227.
1063 Донн вновь иллюстрирует свои слова множеством аллегорий, говоря, например, что нельзя торопиться в ожидании силы, также как и нельзя заставить женщину родить через пять месяцев.
1064 Именно в этом, подчеркивает Донн, и заключается главная задача христианина («To gain souls to the glory of God, this seals the great seal...and gives power to strength itself». Donne J. A Sermon… P. 29.). Именно она отличает тех, кто может называть себя свидетелями Христа, так как католики, говорит Донн, в освоении Америки на
самом деле видели главной целью не спасение душ, а личное обогащение – и в этом их главная ошибка,
предопределившая негативный характер взаимоотношений с местными жителями. Для английских же
евангелия». Почему нужно отправляться именно в Новый Свет – Донн объясняет вполне естественно: во времена апостолов было просто невозможно реализовать слова Христа, обещавшего, что «везде будет мое имя», тогда мир людям казался маленьким, Средиземное море, по словам Донна, было примерно тем же, чем сейчас стал Атлантический океан. Теперь именно англичанам, по убеждению Донна, выпала особая роль, настало время устремиться туда, в Америку. Воображение Донна создает удивительный образ Англии как моста, не только географически соединяющего две части света, но и являющегося тем самым царством Милости, через которое истинные свидетели Господа и проследуют из царства Отца в царство Сына. Понятно, какое воздействие производило на слушателей сравнение их задач по освоению далекой лесистой Виргиниии с миссией апостолов.
Теологические основания экспансии в Америке Донн, некогда учившийся на юриста, дополняет размышлениями и о юридических правах англичан на Виргинию. Изначально Донн выделят два стандартных для риторики этого времени типа права: естественное, природное право, и божественный закон («There is a power rooted in nature, and a power rooted in grace»1065)1066. В этом отношении Донн проявляет немалые познания. Он говорит слушателям, что открытые земли (подразумевается Америка) можно разделить на пустующие (с их колонизацией юридических проблем у Донна не возникнет1067), и те, чье население незначительно. И во втором случае можно найти лазейку для оправдания их захвата. Под влиянием традиции античного права Донн убеждает слушателей, что подобно тому, как построивший одну-единственную хижину на острове не может претендовать на всю его территорию, и в случае с Виргинией нельзя считать немногочисленных индейцев владельцами всех
интеллектуалов (Хаклюйт, Хэрриот), больше всего ценивших гуманистично настроенного к индейцам Лас Кассаса, характерно именно такое восприятие и оправдание колонизации как процесса приобщения
«язычников» к истинной вере.
1065 Donne J. A Sermon… P. 25-26.
1066 См. у Перчаса в «Глашатае Виргинии» определения естественного и общенародного прав, а также божественного закона.
1067 В данном случае Донн апеллирует к классическому еще для римского права праву занятия
необрабатываемой территории, если новый хозяин будет о ней надлежащим образом заботится.
земель. К тому же, добавляет Донн, рассуждая так же, как Перчас и другие светские мыслители, согласно праву народов дозволено требовать у местных жителей часть земли, если они не используют в полной мере ресурсы (торговые выгоды), находящиеся в их распоряжении. Здесь как бы сочетаются воедино воля Бога и право людей: accipientis potestatem и есть то самое «you shall receive power».
И само царство, которое англичане обретут при колонизации Виргиниии, Донн характеризует схожим образом, сочетая юридические и теологические определения. Истинное царство Милости у него обладает двумя характеристиками. Во-первых, у такого государства нет необходимости держать подданных в рабстве1068 («to need no man») – это как бы свобода внутри общества. Но в то же время обрести царство, значит и «to be under now man»: фактически, Донн отказывает в суверенитете светской власти над таким государством. И это не простая метафора. Известно, что в отношениях Донна с королем с середины 1610-х гг. несколько раз возникали серьезные ссоры, вызванные расхождением во мнениях. Поэтому Донн, как нам кажется, в полной мере осознает, какой смысл может быть вложен в его слова – в
нескольких местах проповеди встречаются смелые утверждения о свободе (liberty) как одной из важнейших категорий вполне земного Царства: не какому- либо земному суверену будут подчиняться основавшие Царство в Виргинии, но единственно самому Царю Царей.
Во второй половине проповеди Донн обращается к более конкретным вопросам, он перечисляет мирские цели колонизации Виргиниии, понятные всем его слушателям, органично встраивая их в свою концепцию мессианской роли Англии. Основной задачей для проповедника остается реализация апостольской миссии – крещение язычников. Именно этим должны заниматься колонисты, после того как они обретут силу (accipientis potestatem) – то есть получат землю. Крещение неверных у Донна становится основным условием
1068 Вновь упрек испанцам, «поработившим» Новый Свет.
для того, чтобы стать «свидетелями Христа» (What to do? That follows, to be witnesses unto Christ1069). Именно через эту благородную задачу и можно отличить истинного христианина – в этом отношении автор критикует позицию католиков, забывших, c его точки зрения, о своей задаче, увлекшихся поиском наживы и мирского богатства, чем они окончательно дискредитировали свое присутствие в Новом Свете1070. Такие люди, говорит Донн, обречены на позор и бесславие, худшее наказание для человека: «Infamy is one of the highest punishments that law inflicts upon man; for it lies upon him even after death»1071. При этом очень важно, что Донн различает методы, какими должны воздействовать на туземцев англичане, истинные «свидетели Христа», в отличие от испанцев. Последние, говорит Донн, крестили людей путем дешевых приемов, прежде всего всевозможных чудес (здесь в авторе говорит убежденный протестант), тогда как для настоящего приобщения к вере это вовсе не обязательно и не нужно: «Tot miracula confesit, quot determinavit questiones»1072.
Встречаются в тексте и еще несколько обращений к слушателям, призванные заинтересовать их в более меркантильном отношении. Так, Донн затрагивает тему, волновавшую многих современников – возможность за счет колонизации избавить Англию от «лишнего народа»1073, от пауперов, которым за океаном можно найти и новый дом, и полноценную работу. Уже сейчас, говорит Донн, колония дает работу множеству моряков, совершающих в Виргиниию регулярные плавания, и еще большее количество опасных для общества элементов может быть отправлено туда на поселение. Упоминает Донн и о природном богатстве Виргиниии, обилии всевозможных «торговых выгод», – это понятие, как мы помним, занмало ключевое место в риторике
1069 Donne J. A Sermon… P. 28.
1070 A Christian in profession, that is not Christian in life, is intestable so, he discredits Christ, and hardens other against him. Donne J. A Sermon… P. 28.
1071 Ibid. P. 28-29.
1072 Ibid. P. Власть же над душами, обретенная чудесами, подчеркивает Донн, никогда не будет прочной и длительной.
1073 Эта проблема в конце XVI века стояла очень остро, не случайно Хаклюйт обращается к ней практически в каждой строке своих «Мотивов колонизации»; проблема пауперизации является одним из основных стимулов
освоения Америки и у Хэрриота.
апологетов экспансии. Однако основным стимулом для колонизации в проповеди Донна выступает реализация апостольской миссии, материальная заинтересованность должна играть значительно меньшую роль: «Those of our profession that go…do an apostolical function»1074. Не забывает Донн и подчеркнуть (уже напрямую), что хозяйственное освоение Виргиниии нанесет прямой материальный вред испанцам, ибо один английский корабль, отправляемый в Америку, действительно, повредит им больше, чем двадцать ученых диспутов (важно, что Донн еще считает испанцев врагами скорее по вере, чем в политическом смысле: «Enemies…doctrinal, not national»).
Донн дает слушателям и прямое наставление в том, как нужно себя вести, как работать на славу компании, и, соответственно, послужить Господу. Вновь опираясь на аллюзии Новым Заветом, он выстаивает громоздкую схему, где всем членам компании отводится свое место. Апеллируя к известному стиху из Матфея (Мф 18:3) Донн подчеркивает, что смирение и покорность божьей воле
– главный залог успеха на всех уровнях деятельности компаний: Except you become as this little child. Так, высшие чины – «управляющие компании» – чтобы привлечь к ней интерес должны сами явить в своей деятельности образец послушания и скромности. Тем более, что их основная сфера деятельности в Англии – новый Иерусалим, т.е. Лондон со всеми его грехами и соблазнами. Далее, задачей проповедников компании должно быть распространение ее славы по всей Англии (Иудее), являя также пример благочестивого поведения. При этом Донн настаивает, чтобы они обращались преимущественно к семьям благочестивых купцов, так как именно они будут более заинтересованы в исполнении своей функции христианина путем финансового участия в
предприятии1075. В конечном счете, патетически восклицает Донн, все те, кто
1074 Donne J. A Sermon… P. 42.
1075 Этот образ компании как единого целого находит свое предельное выражение в небольшой молитве, которой автор заканчивает проповедь. Здесь Донн изображает метафорическое второе «тело» компании, приглашая слушающих последовательно помолиться за, прежде всего, его главу – короля, верховного суверена и покровителя компании, затем за ум (мозг) компании, ее управляющих, далее – за уста компании – ее
проповедников. Отводит он место и простым участникам колонии: поселенцы выступают в этой картине руками, так как работают на земле, моряки – стопами, их роль – осуществлять перевозку всех остальных
«частей тела» из Англии в Америку. Donne J. A Sermon… P. 47-48.
трудятся на славу компании, в том числе и простые сотрудники и колонисты, едины и равны, если не перед друг и другом, то в лице Господа, между свидетелями которого не может быть различий по положению или богатству:
«Yeoman, and labourer, and sprinter, are distinctions upon earth; in the earth, in the grave there is no distinction»1076.
То, что Донн на всем протяжении проповеди настаивает на превалировании в освоении Виргиниии духовной, а не материальной заинтересованности, имело под собой конкретные причины. Проповедь Виргинской компании прочитана 13 ноября 1622 г., а 22 марта этого же года стал черным днем для компании – в результате крупнейшего за время ее существования восстания индейцев поселения были уничтожены, убито около трети поселенцев. От этого ущерба компания к 1624 г. так и не сумела оправиться. И хотя Донн, умелый оратор, очень красиво утверждает, что во всей проповеди говорил про то, что надлежит сделать, но не упомянул того, сколь много уже содеяно, сквозь эти строки, как и через всю патетику проповеди проступает ощущение того, что дела у компании идут не очень хорошо (как в действительности оно и было). Не случайно и то, что во введении к проповеди, Донн подчеркивает, что до недавнего времени занимал в ней официальный пост, теперь же он лишь
«adventurer; if not to Virginia, yet for Virginia»1077. Конечно, c новым
назначением в 1621 г. у проповедника прибавилось других забот, но он не мог не понимать реальной ситуации в компании. Этим, возможно, и объясняется тот факт, что при всей метафоричности, продуманной концепции, присущим автору пафосу и убедительности проповедь стала последним значительным делом Донна на службе Виргинской компании.
Однако она не осталось незамеченной. Практически сразу отданная в печать, проповедь к Виргинской компании очень скоро стала известна во многих городах Англии. Донн создал очень лестный для англичан образ Англии как особенной страны, новой Иудеи, а их самих удачно и органично
1076 Ibid. P. 33.
1077 Donne J. A Sermon… Pre.
вписал в евангелический контекст, убеждая в апостольской миссии по освоению Америки. Несомненно, не могли не повлиять на умы современников возвышенные слова Донна о том, что хотя многие, начавшие славное дело, может быть, и не доживут до того, чтобы увидеть плоды его, но те, кто помоложе, наверняка увидят всех врагов поверженными и имя свое вписанным в историю1078 – ведь именно им, англичанам, участникам Виргинской компании выпала честь построить тот самый мост в царствие Господа. Восприятие колонизации в подобном контексте во многом было унаследовано пуританами1079 именно от Донна с его попытками привлечь внимание к судьбе Виргинской компании. Важные последствия имели и идеи Донна, связанные с определением места и роли новой колонии в мире. Концепция колонии, которая, воплощая в себе царство милости на земле, может, и должна быть
«under no man» – оказалась востребованной полтора века спустя, во время революционных бурь, создавших на американской земле новой государство – Соединенные Штаты Америки.
2.