<<
>>

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Новейшая история Республики Казахстан отмечена активным всплеском научного интереса к актуальным проблемам современности. Одной из наиболее актуальных в современной науке является тема развития идеи евразийства и ее перспективы практического воплощения в современной истории Казахстана.

Исходя из вышеизложенного в четырех разделах диссертации, автор приходит к выводу, что евразийская идея, безусловно, играет большую роль в становлении и развитии как внутренней, так и внешней политики суверенного Казахстана. Идея евразийства сегодня является одной из составляющих национальной идеологии нашей республики. Перспективы развития евразийской идеи в современной истории обозначены процессами модернизации казахстанского общества, евразийской интеграцией, формированием толерантности, взаимовыгодного сотрудничества с народами, проживающими на евразийском пространстве.

Идея евразийства в Казахстане в обновленном виде возникла не случайно. Первым Президентом Казахстана Н.А. Назарбаевым был сделан осознанный шаг в сторону политической и экономической, а так же идейной трансформации общества всего евразийского пространства. Г лубокая философия, здоровый прагматизм, политический реализм и твердое стремление укрепить позиции суверенного государства двигали Президентом Н.А. Назарбаевым в момент провозглашения идеи евразийства в качестве возрождения многовекового взаимодействия народов Евразии. Глава государства, учитывая реалии начала 1990-х годов, связанные распадом единой экономической и политической советской системы, с конкуренцией в мире между крупнейшими геополитическими, экономическими и военно-стратегическими силами решился на смелое преобразование внутренней и внешней политики, позволившее сохранить завоевания независимости и укрепить позиции Казахстана на мировой арене.

Автор диссертации хотел подчеркнуть, что идея евразийства, выдвинутая Президентом Казахстана в середине 1990-х годов наилучшим образом позволила нашей стране определиться в вопросах региональной безопасности, территориальной целостности страны, заручиться поддержкой и стратегическим союзом со стороны такой крупнейшей державы как Россия, выстроить экономическую, политическую концепцию государства, позволяющую модерни- зационным процессам динамично развиваться.

Существенный вклад в развитие евразийства, сделанный Президентом Республики Казахстан, убеждает в том, что общая эволюция евразийства, как интеллектуальной тенденции, в ХХІ веке расширяет пространственный и содержательный круг евразийской концепции. С 1990-х годов - по сегодняшний день идея евразийства Н.А. Назарбаева, пережив исторические реалии постсоветской действительности, достигла совершенно нового практического уровня, соответствующего реалиям новейшего времени.

Сегодня трудно недооценить роль евразийской инициативы Первого Президента Н.А. Назарбаева в современной истории Казахстана и стран СНГ. Евразийская инициатива Главы государства позволила создать широкое динамичное поле взаимовыгодного сотрудничества евразийских народов и стран Содружества на основе уважения суверенитета и поддержания мира и стабильности в регионе.

На сегодняшний день Казахстан является самым последовательным и активным сторонником евразийской идеи. Создание евразийского сообщества явилось качественно новым уровнем интеграции. Евразийская модель предусматривает осуществление согласованной образовательной политики, культурного, научного сотрудничества и обмена. Совмещение в одной модели элементов мусульманской, славянской и западноевропейской цивилизаций является благоприятным условием для совместного развития.

В республике налажено взаимное понимание, терпимость, бережное восприятие духовных и культурных ценностей людей разных национальностей, составляющие глубинную суть казахстанского общества, что позитивно отразилось на менталитете народа, формирующие общие для всех этносов идеалы и ценности. И в этом, безусловно, большую роль играет евразийская политика Президента Н.А. Назарбаева.

Эволюция евразийства от классического содержания, наполненного русскими эмигрантами в 1920-1930 годах до современного евразийского императива пережила значительное изменение в восприятии, содержательной части интеграционных обобщающих евразийских народов от философских, историко-культурных к экономическим, геополитическим составляющим.

Исторические приоритеты развития евразийских народов на современном этапе основаны на сохранении и уважении суверенитета государств, поддержании мира и стабильности в регионе, взаимовыгодных партнерских отношениях, обеспечивающих динамичное развитие стран евразийского региона.

Таким образом, благодаря активной евразийской инициативе казахстанского лидера, созданная евразийцами историческая концепция единства евразийских народов в обновленном виде методологически выливается в русло современного евразийского диалога Восток-Запад, в основе которого лежит взаимовлияющий, взаимосвязующий, цивилизационный фактор.

Новейшая история показывает, что евразийство в современных условиях является историческим феноменом практического характера, обозначающим не только целостность постсоветского пространства, но и обобщающим группы людей, выступающих против негативных последствий глобализации, за сохранение национальной истории, культуры и за интеграцию по экономическим параметрам, со сходной социальной системой, с исторической общностью судьбы.

В результате исследования были сформированы следующие выводы:

- Евразийство, как уникальное течение русской философской мысли, возникло во многом благодаря политическим переменам начала ХХ века. Евразийцы пытались обосновать «азиатский» облик России и связанную с этим ее уникальность. Они изучали не только географическую общность евразийских народов, но и историческое, экономическое и культурное взаимодействие, взаимообогащение евразийских народов, особенно славянских и тюркских. Евразийство несло в себе оригинальный сплав, синтез традиций русской мысли, оно было продуктом своего времени, своей исторической эпохи. «Катастрофическое» мироощущение эмигранта, насильственно вырванного из привычных условий стихией революции, безусловно, наложило отпечаток на это учение. Выразилось это, прежде всего, в особо пристальном анализе причин, истоков, смысла русской революции. Евразийцы одни из немногих в послереволюционной эмигрантской мысли смогли подняться выше своей личной трагедии и попытались принять свершившиеся в России события как данность, причем не в плане сменовеховского «восприятия и преодоления» большевизма, а скорее с претензией на конкуренцию с ним в идеологическом плане.

Под евразийской традицией сегодня понимают комплекс теоретических построений, прежде всего в историко-культурологическом плане, который составлял основу исторического евразийства и определял специфику его мировоззрения и представлений о сущности Евразии.

- Евразийство как направление исторической и социально -политической мысли вполне определенно выявляет многоуровневость и разноаспектность этого феномена. Евразийство, как учение, было представлено научными исследованиями разноотраслевого характера. Это способствовало разработке евразийских идей на материале многих наук (история, этнография, география, экономика, лингвистика, богословие, философия) и придало учению характер междисциплинарного синтеза. В качестве основного исторического концепта евразийцы определяли исторический аспект евразийского единства народов через выделение Евразии как самобытного месторазвития, которое, по их мнению, позволяет расширить рамки исторического обозрения и полнее охватить историю народов, населяющих это пространство. Не изолированно друг от друга, а только на фоне целостного исторического мира Евразии можно выявить черты своеобразия исторического развития каждого народа. В этом заключается принципиальная новизна подхода к исследованию российской истории, предложенного евразийцами.

- Теоретики евразийского учения Н.С. Трубецкой, П.Н. Савицкий, Г.В. Вернадский, Л.П. Карсавин и другие были объединены несколькими генерирующими идеями, где одним из главных было представление о России как особом культурном, историческом и географическом мире, не принадлежащем ни к Европе, ни к Азии, но представляющем собой совершенно самостоятельный культурно-исторический тип, «срединную цивилизацию». Выявлено, что независимо от того, насколько объективно и исчерпывающе было осознано евразийцами развитие России первой четверти ХХ века, уважения заслуживают сами цели этого движения. В этом отношении евразийство открыло большие возможности для развития самопознания, которое в послереволюционный период было прервано и лишь в последние десятилетия стало

набирать силу.

- Показано, что евразийство, как историческое явление, имеет свои истоки. Истоки этой традиции стали формироваться в историко-философской и общественно-политической мысли ХІХ - начале ХХ века, и евразийство, развив эти идеи и дополнив их своими взглядами, привнесло новое направление в развитие общественной мысли. Используя понятие «Евразия» как равнозначного понятию «Россия», евразийцы тем самым искали «срединный», собственный путь развития и самоидентификации России между Западом и Востоком. Сами евразийцы географический фактор ставили далеко не на первое место. Более важным для них было учение о симфонической личности, идее-правительнице и правящем отборе, то есть человек и идеи, двигающие им. Евразийцы писали, что понимание истории народа немыслимо без уяснения понятия месторазвития - совокупности естественных условий (особенности ландшафта, почвы, растительности, климата и т.п.), в которых разворачивается история данного народа. Влиянием месторазвития обусловлен ряд черт психологии, культуры, «менталитета» этноса. При этом разные народы, не связанные общностью происхождения, но длительное время сосуществующие в пределах одного месторазвития, могут становиться ближе друг к другу, чем народы изначально родственные, но развивающиеся в разных месторазвитиях. Поэтому, несмотря на очевидные различия между ними, русский народ может быть ближе к другим народам России: тюркским, финно-угорским и д.р., чем к славянам, привязанным к европейскому месторазвитию.

- Евразийские ученые одними из первых использовали цивилизационный подход в изучении роли кочевых монгольских племен в истории Евразии. Они в некотором смысле создали историческую традицию, доказывающую существование кочевой цивилизации, внесли существенный вклад в формирование теории цивилизации кочевников на примере монгольского периода русской истории, которая до сегодняшнего дня включает в себя многочисленные данные археологического, этнологического, этнолингвистического характера. Ими было доказано, что монолитный евразийский регион, в широком смысле слова, всегда был полем взаимодействия многих этносов, населявших его.

Тюркские народы, среди прочих, в критические моменты истории выступали в роли ведущего этноса, наиболее инициативного и восприимчивого к историческим вызовам того времени. Тесная взаимосвязь евразийских этносов, значение тюркского или «туранского», как его называли тогда фактора в истории Евразии, вызывали огромный интерес у многих исследователей евразийства.

- В восприятии и актуализации евразийского учения автором был выявлен ряд особенностей. В современных версиях евразийства, как правило, на передний план выдвигается географическая составляющая этой традиции. Такой подход наблюдается в трудах известного последователя евразийцев Л.Н. Гумилева, который получил известность как автор естественнонаучной теории этногенеза и исследователь этнической истории особого географического региона Великой Степи. При знакомстве с евразийством, особенно близки ему оказались положения о «России-Евразии» и теории «месторазвития», которые Л.Н. Гумилев использовал как один из факторов этногенеза народов в истории. Он одним из первых выступил против европоцентристского мифа о монголо-татарском иге, об «извечной» борьбе кочевников Степи и Леса земледельцев Л.Н. Гумилев считал (в противоположность концепции «вечной борьбы» Леса и Степи), что между Русью и степняками существовала система динамических отношений, доминантой которых являлось чувство уважения (комплиментарность) к этническому своеобразию другой стороны. Работы Л.Н. Гумилева в общих чертах продолжают то же восприятие Евразии, что и у вышеуказанных евразийских авторов. Л.Н. Гумилев продолжает евразийскую традицию в освещении и изучении «восточного фактора» в развитии Древнерусского государства, в разрушении стереотипного восприятия степных народов как «диких» не только обыденным сознанием, но и широкими научными кругами. В работе выявлено, что Л.Н. Гумилевым, как незаурядным мыслителем, был внесен личный вклад в развитие евразийского наследия в виде концептуальных построений. Если для евразийцев предметом истории являлось «человечество в его социальном (т.е. общественном, политическом, материальном и духовно-культурном) развитии», то для Л.Н. Гумилева предметом исследования выступают этносы и их взаимодействие. На основании выдвинутой им концепции этногенеза и, в первую очередь, на основе введенного им понятия пассионарности, расставляются несколько иные акценты в объяснении происходящих исторических событий. В этом главное отличие евразийской проблематики Л.Н. Гумилева. Применение новых методик и подходов, создание и активное использование новой терминологии привели к тому, что феномен евразийства гумилевской версии приобрел новые черты. С 90-х годов XX века учениками и последователями Л.Н. Гумилева развивается его версия евразийства. В Казахстане так же развивается научная школа исторического наследия Л.Н. Гумилева. Сегодня Евразийский университет имени Л.Н. Гумилева в Астане является центром изучения наследия Л.Н. Гумилева и распространения евразийских идей. В нем, ежегодно проводятся «Гумилевские чтения», Евразийский научный форум, традиционный «Гумилевский лекторий».

- Принимая во внимание большие различия между классическим евразийством и современной интерпретацией евразийской инициативы Н.А. Назарбаева, можно однозначно утверждать, что евразийство Президента Н.А. Назарбаева, опирается на более широкую философию единства евразийских народов, связанных общностью территории, исторической судьбы, сохранением и укреплением дальнейших перспектив взаимодействия.

- Современное евразийское мышление Н.А. Назарбаева стало реакцией на вызовы глобализации и кризис в регионе, с четким пониманием результативности интеграционных процессов на разных уровнях. Об этом свидетельствует, в частности, выдвинутое президентом Казахстана Н. Назарбаевым еще в 1994 году предложение о создании участниками СНГ более сплоченно-

го межгосударственного интеграционного объединения - Евразийского союза (ЕАС), который должен был заложить основы нового сообщества, не обремененного марксистской идеологией и куда более свободно структурированного, чем бывший Советский Союз. Именно с этого момента стало возможно говорить о превращении евразийства из чистой теории в конкретную политическую практику.

Предложенный проект носит характер пошагового развития интеграции на евразийском пространстве. Сложности с его принятием и быстрой реализацией повлияли на его долгосрочную перспективу. Очень важно, что Евразийский союз с самого начала своей деятельности не создает препятствий для многовекторной, многополярной внешней политики, вхождения и включения Казахстана в другие региональные объединения, соответствующие приоритетам и целям государственной политики нашей республики. Формирование ЕАС происходит поэтапно. Глава Казахстана обозначил три измерения евразийской интеграции - экономическое, военно-политическое и культурногуманитарное. Важным этапом является создание ОДКБ, СВМДА и ШОС. Одним из главных достижений ЕврАзЭС на сегодняшний день является создание обновленного Таможенного Союза летом 2010 года, в который вошли республики Казахстан, Россия и Беларусь. Создание таких региональных союзов отвечает реалиям современной сетевой социальной морфологии, характерной для эпохи глобализации. И уже с учетом только этих обстоятельств можно констатировать, что на сегодняшний день евразийской интеграции альтернативы нет.

- Идея евразийства Н.А. Назарбаева во внутренней политике Казахстана - это идея межэтнического, межконфессионального и культурного развития казахстанского общества, актуализирующая принципы толерантности и гармоничного взаимодействия в качестве единственно возможного способа существования человека в XXI столетии.

- Сегодня Казахстан и Россия, в качестве крупнейших евразийских государств, являются лидерами в евразийском регионе. Во многом это связано с исторической осью развития этих стран, выгодным геополитическим расположением, огромными ресурсами и потенциалом, международной стратегией и авторитетом на мировой арене. Казахстанско-российские отношения в рамках евразийского проекта основываются на осознании необходимости сотрудничества и соблюдения единой экономической стратегии.

- Казахстан и Россия с начала 1990-х годов переживают настоящий бум евразийства. О нем говорят и пишут ученые, писатели, журналисты, политики, педагоги. В настоящее время достаточно популярной становится евразийская идея, как современная социально-политическая концепция, позволяющая найти для идеологии государства и его практической деятельности то оптимальное соотношение национальной специфики и иностранного опыта, которое позволит обеспечить политический, экономический и социальный прогресс государства.

- В качестве продолжения развития отдельных концептуальных положений классического евразийства в конце 1980-х годов в России возникло неоевразийство. На современном этапе неоевразийство представлено различными течениями общественно-политического, интеллектуального направлений. Неоевразийство теоретически состоит в возрождении классических принципов этого движения на качественно новом историческом этапе и в превращении этих принципов в основу идеологической, мировоззренческой и политической программы. Наследие евразийской классики было взято как мировоззренческое основание для идейной (политической) борьбы в постсоветский период в Российской Федарации, как духовно-политическая платформа «интегрального патриотизма». Эта идеологическая, мировоззренческая и политическая актуализация принципиально отличает неоевразийство от трудов историков, занимавшихся евразийством как идейным и социально - политическим феноменом прошлого. В других странах евразийского региона евразийское течение не приобрело такого масштаба. Прежде всего, это связано с геополитическим положением, внешнеполитическим курсом этих стран, различными ценностными ориентирами и предпочтениями в интеграционной политике, а также видением своей роли и положения на карте мировой политической расстановки сил.

В своем развитии неоевразийство прошло несколько этапов. Первый этап (1985-1990 гг.) характеризуется как становление евразийских течений преимущественно интеллектуального содержания. Второй этап (1991-1993 гг.) связан с политизацией неоевразийства. Третий этап (1994 по настоящее время) представлен практическим наполнением евразийской интеграции.

В Казахстане неоевразийское течение получило единое направление, основанное на продуманной евразийской инициативе, которую выдвинул Г лава государства.

- Современное неоевразийское течение или как мы его называем евразийство казахстанского формата уникально по своему содержанию и задачам. Оно представляет собой самостоятельную политическую, экономическую и культурно-историческую концепцию, отличную от классического евразийства и неоевразийства (преимущественно российского).

Основные различия вытекают из следующего:

- в основе идеи евразийства Президента Н.А. Назарбаева лежит историческое и философское миропонимание через преломление истории Евразии, как единого и неразрывного процесса истории человечества;

- идея евразийства далека от противопоставления Востока Западу, наоборот, Казахстан прилагает все возможное для объединения усилий западных и евразийских стран в решении глобальных проблем, стоящих перед человечеством;

- идея евразийства Н.А. Назарбаева шире восприятия классического евразийства, в качестве своеобразного, особого цивилизационного пути России. Она предполагает широкие историко-географические, экономические и культурные масштабы развития всех евразийских народов и стран;

- казахстанское евразийство не ограниченно академическими изысканиями, оно имеет реальные формы и практическое воплощение;

- идея евразийства, которая ассоциировалось преимущественно с российской историей, существенно расширила исследовательское поле, и в новейший исторический период неразрывно связана с Казахстаном. Евразийство сегодня не однонаправленный монолог, а широкий многосторонний диалог;

- идея евразийства Главы Казахстана Н.А. Назарбаева, лишенная антизападнических принципов существенно изменила сложившиеся традиции противостояния западного, евразийского и исламского миров, предложив новый формат по формированию Евразийского пояса безопасности. Известны практические шаги в этом направлении: для обеспечения безопасности в регионе по инициативе нашей страны создано Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии, своеобразный аналог азиатский ОБСЕ. В долгосрочной перспективе СВМДА может рассматриваться в качестве базиса для организации по безопасности в Азии;

- идея евразийства имеет концептуальное значение в формировании современной архитектуры международной безопасности на пространстве Евразии и занимает одно из центральных мест в вопросах мировой политики;

- идея евразийства Н.А. Назарбаева свободна от позиционирования доминанты какой-либо страны или политической силы. В ее основе заложен принцип равнозначности и паритетности всех евразийских стран и их экономических интересов;

- главными принципами идеи евразийства, в качестве историко- культурного потенциала, идеологического и духовного мировоззрения является толерантность и многомерность. Это подтверждает евразийская консолидирующая составляющая в национальной политике, проводимой в республике сегодня.

- в отличие от классического евразийства, выдвигавшего в качестве идеологической опоры на передний план православие, поликонфессиональный, созидательный потенциал евразийской идеи современного Казахстана основан на равноценности всех мировых религий и конфессий. Это нашло подтверждение в деятельности созданных по инициативе Президента страны таких общественных структур, как Ассамблея народов Казахстана и Форум мировых религий. Налаживая различные формы межкультурного, межконфессионального диалога, они способствуют духовному единению евразийских народов, развитию гармоничной полифонии языков, культур и религий.

Существенно, что в новейший период истории Глава государства расширяет контекст евразийства. Теперь евразийская проблематика включает не только страны СНГ, но взаимодействие Европы и Азии в целом. Президент Казахстана заявляет о необходимости «добрососедских, доверительных отношений на всем евроазиатском континенте». И в результате, - Казахстан «не будет находиться на заднем плане мировых событий». Наоборот, Казахстан, «являясь центром Евразии, будет играть роль экономического и культурного связующего звена между тремя быстро растущими регионами - Китаем, Россией и Мусульманским миром» [48].

Предстоящее в 2011 году председательство Казахстана в Организации Исламская Конференция, самой крупной и наиболее влиятельной официальной правительственной мусульманской международной организации (объединяющей 57 стран с населением около 1,2 млрд. человек), как ожидается, также будет направлено на привлечение дополнительного внимания международного сообщества к евразийскому региону.

И что видится принципиально важным - политика Казахстана на протяжении уже почти 20 лет остается последовательной и предсказуемой, не подверженной часто меняющейся внешнеполитической конъюнктуре, что выгодно выделяет Казахстан на фоне внешнеполитических «дерганий» ряда государств постсоветского пространства. Еще в первые годы становления независимости Казахстаном были четко определены и озвучены приоритеты внешней политики - многовекторность и евразийство. Как показывает история с тех пор внешнеполитический курс Казахстана не менялся, что свидетельствует об их огромном потенциале.

Именно в этом заключается, на наш взгляд, суть сбалансированной евразийской геополитики. Не останавливаясь на достигнутом, республика поэтапно и целенаправленно идет к созданию Евразийского Союза. Председательство Казахстана в ОБСЕ в 2010 году открыло уникальные возможности реализации потенциала этой организации в качестве равноправной диалоговой площадки, объединяющей североатлантическое и евразийское пространства, в целях формирования политического, экономического взаимодействия между народами и странами.

Таким образом, развитие идеи евразийства Первого Президента Республики Казахстан в современной истории нашей республики носит динамичный и поступательный характер. Перспективы реализации евразийской инициативы Главы государства масштабны и представляют одно из приоритетных направлений развития республики. Евразийская интеграция доказала, что формирование однотипных национальных моделей не устраняет политической независимости стран, но создает предпосылки для нового типа их отношений, основанных на взаимном партнерстве и применении одинаковых критериев и принципов к экономическому взаимодействию. Примером в этом отношении являются современные казахстано-российские отношения.

Казахстанский лидер Н.А. Назарбаев придал евразийскому теоретическому учению зримое воплощение в реальной жизни, а также внес в евразийское мировоззрение огромный теоретический и практический вклад, сочетав его с новаторским экономическим, социальным, стратегическим подходом, неразрывно связав евразийство с демократией, императивом развития гражданского общества, социальной динамикой. Речь идет не просто об адаптации евразийских идей к конкретным условиям современного Казахстана и евразийского региона, но о развитии универсального содержания этого учения. Благодаря взвешенной и перспективной политике евразийской интеграции Казахстана, евразийство в новейшей истории приобретает общеконтинентальное значение.

<< | >>
Источник: АУАНАСОВА К.М.. Перспективы и развитие идеи евразийства в современной истории Казахстана. 2010

Еще по теме ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

  1. 3.1. Утверждение прокурором обвинительного заключения как процессуальное решение о доказанности обвинения
  2. 3.3. Выявление и устранение прокурором ошибок в определении пределов доказывания при утверждении обвинительного заключения
  3. 3.1. Умозаключение как форма мышления. Виды умозаключений
  4. 4.1. Умозаключение как форма мышления.
  5. § 3. Умозаключение по аналогии. Место аналогии в судебном Исследовании
  6. 447. Как соотносятся понятия "заключение договора банковского счета" и "открытие банковского счета"?
  7. Брак: понятие, условия и порядок его заключения; препятствия к заключению брака; прекращение брака. Недействительность брака
  8. 2.1. Брак, его требования и заключение
  9. От тюремного заключения арест отличался тем, что он мог отбываться в домах трудолюбия, и даже заменен общественными работами.
  10. Глава третья УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ
  11. В. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ РЕФЛЕКСИИ (DER SCHLUSS DER REFLEXION)
  12. а) Умозаключение общности (Der Schlufi der Allheit)
  13. b) Индуктивное умозаключение (Der Schiup der Induktion)
  14. с) Умозаключение аналогии (Der Schluft der Analogic)
  15. а) Категорическое умозаключение (Der kategorische Schiup)
  16. Ь) Гипотетическое умозаключение (Der hypothetische Schlufi)
  17. 1. Умозаключение и взаимосвязь (взаимоотношение) предметов
  18. 2. Умозаключение и связь предложений
  19. 40. изучение мышления в психологии и логике. Логические формы мышления понятие суждение умозаключение
- Археология - Великая Отечественная Война (1941 - 1945 гг.) - Всемирная история - Вторая мировая война - Древняя Русь - Историография и источниковедение России - Историография и источниковедение стран Европы и Америки - Историография и источниковедение Украины - Историография, источниковедение - История Австралии и Океании - История аланов - История варварских народов - История Византии - История Грузии - История Древнего Востока - История Древнего Рима - История Древней Греции - История Казахстана - История Крыма - История науки и техники - История Новейшего времени - История Нового времени - История первобытного общества - История Р. Беларусь - История России - История рыцарства - История средних веков - История стран Азии и Африки - История стран Европы и Америки - Історія України - Методы исторического исследования - Музееведение - Новейшая история России - ОГЭ - Первая мировая война - Ранний железный век - Ранняя история индоевропейцев - Советская Украина - Украина в XVI - XVIII вв - Украина в составе Российской и Австрийской империй - Україна в середні століття (VII-XV ст.) - Энеолит и бронзовый век - Этнография и этнология -