Североирландский вопрос
Католики и протестанты. Особое место в деятельности двух кабинетов Г. Вильсона занимал ирландский вопрос. Северная Ирландия являлась самой отсталой частью Соединенного Королевства по уровню жизни и высокой доле безработных.
Co времени раздела Ирландии в 1921 г. и сохранения Северной Ирландии в составе Соединенного Королевства на политическую жизнь этого региона существенно влияло противостояние протестантов и католиков. Ее особенностью было смешение политики и религии. Накал противостояния зависел как от политики центральной власти, так и от действий администрации в самой провинции.Около 1/3 населения Северной Ирландии составляли ирландцы, исповедующие католицизм, и около 2/3 — англичане и шотландцы, являвшиеся потомками переселившихся на эти земли и по религиозной принадлежности — протестантами. В пределах Соединенного Королевства Северная Ирландия пользовалась самоуправлением, которое осуществлял местный парламент, — стормонт. В нем господствующие позиции занимала протестантская Юнионистская партия, отстаивавшая идею сохранения Северной Ирландии в составе Соединенного Королевства. Укреплению «юнионистской» власти немало способствовал Орден оранжистов, созданный еще в 1795 г. и названный так в честь Вильгельма Оранского, одержавшего 12 июля 1690 г. победу над армией католиков Якова II Стюарта.
Католики же по своим политическим убеждениям являлись противниками существующего режима и тяготели к Ирландской Республике.
Основные политические партии строились по конфессиональному признаку. Таким же образом происходило размежевание и в рабочем движении. Протестанты и католики концентрировались в определенных районах проживания, у них были свои школы, магазины и культурные центры. При этом католические кварталы городов Северной Ирландии напоминали трущобы, а средства, выделяемые на образование и здравоохранение католиков, были крайне малы.
Кроме того, католическое население подвергалось дискриминации по религиозному признаку и находилось на нижней ступени социальной лестницы. Доходы католиков чаще всего были ниже, чем у протестантов, а число безработных среди них значительно больше.При выборах в стормонт был установлен имущественный ценз и так называемое предпринимательское избирательное право, допускавшее множественное голосование. Это право состояло в том, что лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью в данном округе и имеющие определенный доход, обладали дополнительным голосом. В результате множественное голосование поддерживало твердое протестантское большинство в местном парламенте.
В послевоенный период в условиях построения в Великобритании социально ориентированного государства уровень социальных услуг в Северной Ирландии, предусматривающий выплату различных пособий, бесплатное медицинское обслуживание и предоставление дешевого муниципального жилья, был более высоким по сравнению с государством Эйре (Eire)[119], а затем и Ирландской Республикой (с 1949). Кроме того, Закон об образовании 1944 г. способствовал продвижению среднего образования для детей той и другой общины. Все это объективно снижало притягательность идеи присоединения к Ирландии для католического населения.
В изменившихся обстоятельствах часть юнионистского руководства, включая премьер-министра Б. Брука (лорда Брукборо), попыталась смягчить юнионистский режим и, в частности, упорядочить правила проведения ежегодных оранжистских парадов (12 июля), которые нередко заканчивались кровопролитиями. Однако сторонники традиционной жесткой линии в отношении католического меньшинства (члены Ордена оранжистов и адепты набиравшего силу протестантского фундаментализма, одним из лидеров которого был пресвитерианский священник Ян Пейсли) выступили против каких-либо ограничений при проведении оран- жистских шествий. В итоге либерализация режима, имевшая место в 1950-е годы, оказалась весьма ограниченной, а повышение жизненного уровня католиков не ликвидировало их дискриминации в социально-экономической и политической жизни.
Несмотря на некоторое улучшение производственных показателей, хозяйство провинции оставалась отсталым.В 1960-е годы в результате проведения центральной властью политики регионального развития и технической модернизации промышленности объем ее продукции в Северной Ирландии увеличился, и одновременно значительно (на 60%) выросли и доходы населения. В среде католической общины сформировался средний класс, готовый к борьбе за расширения гражданских прав своих единоверцев.
Борьба католиков за свои права. Толчком к возмущению католической общественности стало создание промышленных предприятий и строительство нового университета не на территории, населенной католиками, а, вопреки ожиданиям, — в протестантских районах главного города провинции Белфаста. Подобные действия администрации были расценены католической общиной как дискриминация, и недовольство вылилось в движение за уравнивание католиков в гражданских правах.
В 1967 г. была основана Ассоциация борьбы за гражданские права. Ее участники требовали обеспечения демократических прав для всех, ликвидации дискриминации при устройстве на работу и в жилищном вопросе, отмены множественного голосования и установления принципа «один человек — один голос», а также отмены чрезвычайных законов, действующих с 1933 г., и роспуска полиции, состоявшей в основном из протестантов. Ассоциация организовывала демонстрации и митинги, которые разгоняла полиция.
Ответной реакцией со стороны протестантов явились погромы католических кварталов в городах, повлекшие за собой многочисленные жертвы. Юнионистское правительство провинции оказалось неспособным справиться с создавшейся нестабильностью. Ирландская Республика обратилась в ООН с требованием рассмотреть североирландский вопрос в Совете Безопасности. В этой обстановке в августе 1969 г. лейбористское правительство г. Вильсона ввело в провинцию войска — 10 тыс. военнослужащих. В последующие годы численность экспедиционного корпуса была доведена до 15—18 тыс. человек. От стормонта центральная власть потребовала реформирования местного избирательного права по принципу «один человек — один голос», недопущения религиозной дискриминации в социальной, экономической и политической жизни и роспуска военизированной полиции, принимавшей сторону протестантов.
Ни одно из этих требований не было реализовано, но само их провозглашение вызвало раскол в лагере юнионистов, который в недалеком будущем (1970—1977) привел к образованию ряда новых партий. Преемницей юнионистов стали «официальные» юнионисты, занявшие центристские позиции. Настроенная более либерально и созданная не по религиозному принципу партия «Альянс» выступила за модернизацию режима в Северной Ирландии.
Протестантская юнионистская партия (ПЮП), переименованная в 1971 г. в Демократическую юнионистскую партию (ДЮП), вобрала и вышедшую из «Альянса» партию «Вэнгард» (1977). Лидером Демократической юнионистской партии остался основатель ПЮП, создатель Свободной пресвитерианской церкви Ольстера преподобный Ян Пейсли. Программа ДЮП представляла собой синтез религии и политики и была направлена на упрочение связей с центральной властью и против участия католиков в управлении провинцией.
Важные изменения произошли и в партийно-политической системе католиков. Социал-демократическая и лейбористская партия (СДЛП), основанная в 1970 г., объединила в своих рядах и прежних членов Националистической и Республиканской лейбористской партий. Ее программа была нацелена на предотвращение дискриминации по религиозному признаку, удовлетворение социально-экономических требований трудящихся обеих общин, а также на обеспечение участия католиков во структурах власти по принципу «разделения властей». Кроме того, в программе СДЛП декларировалось, что объединение Северной Ирландии с Ирландской Республикой может произойти только с согласия большинства североирландского населения. Вскоре СДЛП завоевала место главного представителя католических граждан на политической арене. Ее лидер Джон Хьюм стремился ориентировать партию на отход от традиционного национализма и вооруженного противостояния.
Ирландская республиканская армия. Между тем насилие, продолжавшееся против католиков, и неспособность, а порой, и нежелание британской армии их защищать стали причиной возрождения Ирландской республиканской армии (ИРА), созданной еще в 1919 г. На рубеже 1960—1970-х годов в ИРА произошел раскол на «временную» с политическим крылом — «Временным Шин Фейн» и «официальную» с политическим представительством — «Официальным Шин Фейн». «Временная» ИРА в отличие от «официальной» отрицала политические методы борьбы и стремилась добиться ухода англичан из Северной Ирландии и объединения с Ирландской Республикой с помощью террористических актов. Боевики «временной» ИРА начали террористическую деятельность, в том числе и на территории всей Великобритании.
Поощряемые Орденом оранжистов активизировали террористическую деятельность и некоторые ультраправые военизированные протестантские группировки — такие, как Ассоциация обороны Ольстера и Добровольческие силы Ольстера. Несмотря на размещение в провинции британских войск, события вышли из-под контроля регионального правительства и превратились в серьезную проблему для Лондона.
8.5.