<<
>>

§ 4. История психологии XX века.

На рубеже XIX–XX вв. возникает новое научно-практическое направление – психоанализ. Оно расширило понимание психологии как науки о бессознательном (а не только о сознании). Австрийский психиатр и психолог Зигмунд Фрейд (1856–1939) утверждал, что психическое существует в трёх проявлениях: как сознательное, предсознательное и бессознательное.

Ядро личности человека он видел в его скрытых желаниях, страстях, воспоминаниях и конфликтах, которые неподвластны осознанному анализу. Эти подсознательные процессы, по мнению Фрейда, имеют значительно бoльшую власть над поведением человека, чем его сознание. Поэтому действительные причины человеческого поведения можно узнать, лишь исследуя подсознание. Суть психо-аналитического метода состоит в стремлении сделать содержание подсознания достоянием осознанного анализа, например с помощью метода свободных ассоциаций, изучения снов или оговорок человека.

По мнению Фрейда, личность состоит из трех основных систем: id (нем. it, т.е. «оно»), ego (нем. ich, т.е. «Я») и superego (нем. überich, т.е. «сверх-Я»). И хотя каждая из этих систем имеет свои функции и структуру, поведение человека практически всегда является результатом их взаимодействия. Id – это резервуар психической энергии и унаследованных инстинктов, присущих человеку от рождения. Эта система не связана и не подвержена влиянию внешнего мира, она действует по принципу удовольствия, т.е. стремясь ослабить напряжение, избежать боли и испытать приятные ощущения.

Ego развивается вслед за id, как некий судья между инстинктами индивида и требованиями общества. Оно подчиняется принципу реальности, накладывая ограничения на стремления id к удовольствию и призывая к здравому смыслу.

Когда инстинкты id вступают в острый конфликт с социальными нормами, у ego есть средства, чтобы ослабить возникшее психическое напряжение. Этими средствами являются защитные механизмы, обладающие двумя особенностями: они отрицают или искажают действительность и делают это бессознательно.

Эти механизмы часто являются болезненными образованиями, которые ведут ко многим эмоциональным и психическим проблемам, однако они защищают еgo и позволяют индивиду адаптироваться к реальности. Личностные особенности, согласно Фрейду, представляют собой различные наборы и проявления защитных механизмов.

Superego формируется в человеке в последнюю очередь, представляя собой голос морали, нормы семейной и общественной жизни и авторитет власти. Superego состоит из идеального ego (тех правил и норм, которые человек считает правильными) и сознания (внутреннего судьи своих поступков). Оно оценивает действия id, испытывая гордость и удовлетворение в случае его нормативного поведения, или ощущая стыд и вину, когда индивид нарушает какие-либо нормы.

Согласно Фрейду, в здоровой нормальной личности все три системы должны быть сбалансированы. Те, у кого id доминирует над ego и superego, импульсивны и эгоистичны. Чрезмерная власть superego выражается в жестком, менторско-авторитарном поведении. Люди со слабым ego демонстрируют неспособность сбалансировать свои личные потребности и желания с ограничениями реальной жизни и долгом.

Со строго научной (экспериментальной) точки зрения многие положения психоанализа не выдерживают критики, однако, несомненно, взгляды Фрейда оказали большое влияние на западную психологию и культуру в целом. Сегодня, по-видимому, уже не осталось ни одного последовательного фрейдиста: многие значительно развили и уточнили положения психоанализа, другие вовсе перешли на иные позиции. Тем не менее без ознакомления с фрейдизмом мы вряд ли сможем понять человеческую личность в современном мире.

В 30–60-х гг. ХХ в. в зарубежной психологии возникли различные направления классического психоанализа. Одно из них основал бывший сотрудник Фрейда швейцарский психолог Карл Юнг (1875–1961), заложивший основы аналитической (глубинной) психологии.

Юнг разработал учение о коллективном бессознательном, согласно которому психика человека содержит личное бессознательное (вытесненные побуждения, забытые травмирующие впечатления), формирующееся в индивидуальном опыте индивида, и коллективное бессознательное (сверхличное бессознательное, архаичная психика человека), сформированное в процессе исторического развития человечества.

Формой проявления коллективного бессознательного являются инстинкты и архетипы – национальные и расовые, а также общечеловеческие верования, мифы, архетипические образы и символы. Юнг считал, что под влиянием врожденных программ, архетипов, находятся все сферы человеческой психики.

Юнг выделил два типа личности – экстравертированный и интровертированный. Экстравертированный тип личности отличается некоторой отчужденностью субъекта от себя, собственный субъективный мир не имеет для него первоочередной значимости. Этот тип личности отличается повышенной социальной адаптацией, активным воздействием на социальную среду, адекватным отражением своих социальных связей, оптимальным уровнем притязаний. Интровертированный тип характеризуется преимущественной обращенностью сознания личности на свой внутренний мир, приданием ему высшей ценности, повышенным самоанализом, недостаточной адаптированностью к социальной среде.

Другим направлением психоанализа стала индивидуальная психология, основанная на концепции австрийского психолога Альфреда Адлера (1870–1937) о наличии у индивида комплекса неполноценности и стремлении к его преодолению. Именно это, по его мнению, является главным источником мотивации. Индивидуальная психология утверждает, что в основе социального характера лежит врождённое социальное чувство, которое для своего полного развития нуждается в воспитании. У невротиков и асоциальных элементов это чувство недоразвито или отсутствует, заменяясь стремлением к неосознанным фиктивным целям. Цель индивидуальной психологии – выявить искажения в поведении людей и помочь им преодолеть биологическую и социальную неполноценность.

Гештальтпсихология – направление психологии, возникшее в Германии в первой четверти прошлого столетия и выдвинувшее в качестве основного объяснительного принципа психологии целостное объединение элементов психической жизни, несводимое к сумме составляющих. Гештальтпсихология связана с именами таких немецких ученых, как Макс Вертгеймер (1880–1943), Курт Коффка (1886–1941), Вольфганг Кёлер (1887–1967).

Они установили, что в составе сознания существуют целостные образования (гештальты), которые уже не могут быть разложены на сенсорные первоэлементы. Гештальтпсихологи открыли многие закономерности зрительного восприятия: апперцепцию, взаимодействие фигуры и фона, целостность и структурность восприятия и пр. Кёлер открыл явление «инсайта» – внезапного схватывания отношений при решении проблемных задач. Экспериментальные методики гештальт-психологии и полученные ею факты обогатили психологию мышления и восприятия.

Гуманистическая психология – одно из основных направлений современной психологии, которое возникло в 50–60-е годы прошлого столетия во многом благодаря усилиям американских психологов А. Маслоу (1908–1970), К. Роджерса (1902–1987) и др. Предметом изучения гуманистической психологии стала целостная личность, способная к развитию, самореализации, самоактуализации, свободе выбора. Эта личность несет ответственность за свои поступки и характеризуется постоянным стремлением к справедливости, красоте, истине, высшим ценностям. В противоположность психоанализу подчеркивается роль сознания и самосознания в детерминации поведения человека. Преобразуясь в мотивы поведения, высшие ценности становятся условием актуализации личностного потенциала человека.

Трансперсональная психология. Термин «трансперсональный» принадлежит американскому философу и психологу У. Джеймсу (1842–1910). Префикс «транс» обозначает расположение за пределами чего-нибудь. Трансперсональная психология – одно из направлений современной психологии, которое обосновывает значимость духовных аспектов психики. Предметом исследования в ней являются «надличностные», «сверхличностные» состояния сознания.

На протяжении человеческой истории во многих культурах и религиозных доктринах с уважением и даже трепетом относились к особым духовным (или «просветленным») состояниям сознания. Стремясь постичь непознанное или непостижимое, люди старались вызывать у себя эти необычные состояния. Большинство людей, с точки зрения трансперсональных психологов, живут в весьма ограниченном круге своего потенциального бытия.

Они, как правило, используют лишь очень малую часть своего возможного сознания и ресурсов своей души, «так, как если бы человек, обладая телесным организмом, имел привычку пользоваться и шевелить только мизинцем».

Трансперсональная психология отличается от гуманистической тем, что она стремится преодолеть границы привычного предметного мира и исследовать психологические измерения религиозного и мистического опыта, стремится включить в спектр психологического знания духовные поиски мировых философских и религиозных традиций.

Когнитивная психология – одно из ведущих направлений современной психологии. Она сложилась в конце 50-х – начале 60-х годов прошлого века как реакция на бихевиористское отрицание роли внутренней организации психических процессов и принижение психоанализом роли знания в жизнедеятельности человека. Ее основоположниками считаются американские психологи Ульрих Найссер (род. в 1928 г.) и Ричард Аткинсон (род. в 1929 г.).

Предметом изучения в когнитивной психологии выступают процессы приема, переработки и использования информации, т.е. когнитивные процессы. Методологическим основанием этой психологической школы являлась «компьютерная метафора», согласно которой человек выступает как аналог компьютера и его познавательные процессы аналогичны процессам преобразования информации компьютером. В результате были выделены многочисленные структурные составляющие (блоки) познавательных и исполнительных процессов – иконическая память, кратковременная память, долговременная память и др.

Когнитивная психология строится на положении о решающей роли знания, когнитивных структур в протекании психических процессов и поведении человека. Исследуются вопросы организации знания в памяти человека, соотношение вербальных и образных компонентов в процессах запоминания и мышления, разрабатываются когнитивные теории эмоций, индивидуальных различий и личности.

Одним из направлений современной прикладной психологии когнитивного плана отчасти можно считать нейролингвистическое программирование (НЛП), которое пытается моделировать принципы человеческого мышления на основе языка логики.

Его основателями были Дж. Гриндер и Р. Бэндлер, которые в 1980-е годы прошлого столетия попытались «смоделировать» модели общения ряда известных психотерапевтов. Им удалось сформулировать основополагающие принципы и разработать техники, позволяющие повысить эффективность общения, оптимизировать процессы обучения и личностного развития. Как правило, практическое овладение указанными моделями возможно лишь в ходе специальных НЛП-тренингов.

В целом, в последние полтора века мировая психология интенсивно развивалась в различных направлениях. Одним из приоритетных направлений становится познание личности и социальной сферы проявления ее активности. Одновременно идет процесс специализации психологического знания применительно к сферам общения и социального взаимодействия, трудовой деятельности, образования, воспитания, здоровья. Разрабатываются методы психологической диагностики и оценки, а также активные методы психологии, предполагающие психологическое воздействие с целью получения положительного для человека результата.

<< | >>
Источник: Занковский А.Н.. Введение в профессию: Учебное пособие. – М.: Изд. центр ЕОАИ,2009. – 71 с.. 2009

Еще по теме § 4. История психологии XX века.:

  1. 1.МИР ПОСТМОДЕРНА ЛОМАЕТ ГОРИЗОНТ ИСТОРИИ
  2. 1.5. История возникновения и развития юридической психологии
  3. Лекция №1Введение в психологию профессиональной деятельности
  4. 1.1. История исследования групп в социальной психологии
  5. История двух старейших этносов
  6. Y.3. ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА. ТРАДИЦИОННЫЕ И ТЕХНОГЕННЫЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ
  7. 1.3. Гносеология и психология повседневности
  8. История становления психологической профессии
  9. 3. Проблемы психологии в Средние века и эпоху Возрождения (6 – 16 вв.).
  10. 12. Актуальные проблемы российской психологии XXI века. Проблема предмета отечественной психологии.
  11. 13. Актуальные проблемы российской психологии XXI века. Проблема содержания психологии.
  12. 20. Становление психологии труда и психотехники в России.
  13. 22. Развитие российской психологии во 2-ой пол. XIX-начале XX века.
  14. 4. Развитие психологии в период Средневековья. Развитие европейской психологии в IV-XI веках (Августин Аврелий, Иоанн Эриугена, Пьер Абеляр).
  15. 36) Принцип детерминизма в истории науки и психологии.
  16. § 4. История психологии XX века.
  17. § 5. Выдающиеся российские психологи и их вклад в мировую психологическую науку.
  18. 1. История практической педагогической психологии.
  19. Причины и предпосылки становления социальной психологии как науки.
  20. ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ: ВЗГЛЯД ИЗ XXI ВЕКА
- Акмеология - Введение в профессию - Возрастная психология - Гендерная психология - Девиантное поведение - Дифференциальная психология - История психологии - Клиническая психология - Конфликтология - Математические методы в психологии - Методы психологического исследования - Нейропсихология - Основы психологии - Педагогическая психология - Политическая психология - Практическая психология - Психогенетика - Психодиагностика - Психокоррекция - Психологическая помощь - Психологические тесты - Психологический портрет - Психологическое исследование личности - Психологическое консультирование - Психология девиантного поведения - Психология и педагогика - Психология общения - Психология рекламы - Психология труда - Психология управления - Психосоматика - Психотерапия - Психофизиология - Реабилитационная психология - Сексология - Семейная психология - Словари психологических терминов - Социальная психология - Специальная психология - Сравнительная психология, зоопсихология - Экономическая психология - Экспериментальная психология - Экстремальная психология - Этническая психология - Юридическая психология -